Введение
Глава 1. Сущность и формирование свободных экономических зон
1.1. Понятие и типология свободных экономических зон
1.2. Специфика формирования свободных экономических зон
Глава 2. Опыт функционирования свободных экономических зон в Российской Федерации
2.1 Особенности формирования и развития свободных экономических зон в РФ
2.2. Оценка эффективности функционирования свободных экономических зон в РФ
Заключение
Список использованных источников и литературы
Инструмент свободных экономических зон (СЭЗ) для решения проблем национальной экономики уже давно признан, как один из действенных и эффективных способов повышения деловой активности и ускорения развития территорий.
Однако организационно-экономический вопрос применения этого инструмента не достаточно исследован. В современной научной экономической литературе слабо и поверхностно освещены вопросы, характеризующих внутренние механизмы эволюции свободных экономических зон от более простых и менее эффективных форм до высокодоходных и комплексных (кластерных) зон.
Актуальность исследования определяется необходимостью анализа и решения современных специфических проблем создания и функционирования свободных экономических зон, как одной из форм включения национальной экономики ряда стран в мировую систему хозяйствования.
Цели образования свободных экономических зон могут быть различны и обусловлены уровнем социально-экономического развития территории, на которых они формируются, стратегическими национально-экономическими планами, необходимостью развития наиболее приоритетных отраслей экономики с высокой добавленной стоимостью, возможностями производства конкурентоспособной наукоемкой продукции и т. д. В зависимости от этого различаются причины и предпосылки их создания в каждом конкретном случае.
Целью курсовой работы является осмысление роли, места у значения свободных экономических зон как фактора развития национальной экономики.
Для достижения цели в работе поставлены следующие задачи:
– дать понятие и выявить типы свободных экономических зон;
– определить специфику формирования свободных экономических зон;
– рассмотреть особенности формирования и развития свободных экономических зон в РФ;
– описать эффективность функционирования свободных экономических зон в РФ.
Объектом исследования выступают свободные экономические зоны как фактор ускорения экономического роста, активизации международного товарооборота, мобилизации инвестиций, углубления интеграционных процессов в национальной экономике.
Предметом исследования является изучение теоретико-методических основ и организационно-экономического механизма стабильного развития свободных экономических зон.
Курсовая работа состоит из введения, в котором выделена актуальность, цель, задачи, предмет и объект; двух глав, содержащих четыре параграфа; заключения с основными выводами и списка использованных источников и литературы, включающего 26 наименований
Глава 1. Сущность и формирование свободных экономических зон
1.1. Понятие и типология свободных экономических зон
Обеспечение динамического социально-экономического развития регионов Российской Федерации можно назвать одной из ключевых затрат государственной политики, направленной прежде всего на формирование таких условий хозяйствования, которые способствовали бы усилению экономической активности регионов и росту конкурентоспособности продукции как на внутренних, так и внешних рынках.
Достижение конкурентных преимуществ регионов, представляющих собой основополагающий элемент национальной конкурентоспособности, можно обеспечить в первую очередь посредством модернизации промышленности и повышения уровня инновационности конкурентоспособных отраслей, что подразумевает рост инвестиционных вложений в российскую экономику, в развитие финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования .
Исследование международного опыта функционирования экономических систем показало наличие комплекса эффективных механизмов, направленных на решение проблем, связанных с дифференциацией социально-экономического развития территорий, повышением конкурентоспособности национальных экономик и инвестиционной привлекательности экономических отраслей. При этом наиболее эффективным механизмом можно назвать использование преимуществ территориальных «точек роста», представляющих собой территории с особым экономическим статусом. В иностранной практике подобные территории получили название «свободные экономические зоны» (СЭЗ), в России их принято называть «особыми экономическими зонами» (ОЭЗ).
Несмотря на различие названий, экономический смысл у подобных территорий одинаков и заключается в том, что они представляет собой зоны (территории), в границах которых введены в действие специализированные налоговые, визовые, инвестиционные, таможенные, другие условия ведения бизнеса для отечественных и иностранных предпринимательских структур любого масштаба.
В условиях глобализации экономики свободные экономические зоны являются одним из апробированных в мировой практике эффективных инструментов активизации внешнеэкономической деятельности и привлечения иностранных инвестиций. Международной конвенцией по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Киото, 18.05.73 г.) установлено понятие свободной зоны («зоны-франко»), под которой понимается часть территории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории, и поэтому не подвергаются обычному таможенному контролю и налогообложению .
В самом общем виде СЭЗ можно определить как часть территории страны с особым экономическим, правовым, административным, налоговым режимом, обеспечивающим расширение внешнеэкономических связей страны в целом, привлечение иностранных и отечественных инвестиций и развитие новых технологии, создание современных производств, работающих преимущественно на экспорт .
Среди различных определений СЭЗ отметим вариант, используемый при рассмотрении их организационно-правовой формы в региональной экономике. Так, С.Г. Овчинникова отмечает: «...как организационно-правовая форма СЭЗ представляет собой отдельные территории страны с определенной целевой направленностью и специализацией предпринимательской деятельности, широким привлечением иностранного капитала и бизнесменов, интернационализацией производства и специфическим, экономическим механизмом функционирования, закрепленным специальными нормативными актами» .
По определению М.М. Богуславского, «под свободными экономическими зонами в международной практике понимаются обособленные территории государств, на которых для решения конкретных экономических и иных задач создаются особые благоприятные условия для деятельности иностранных предприятий» . Б.М. Смитиенко считает, что «под свободной (специальной) экономической зоной понимается часть территории (экономического пространства) государства с особым, льготным режимом хозяйственной, внешнеторговой, инвестиционной деятельности» . Более расширенное определение СЭЗ в своих научных трудах дает В.Е. Рыбалкин, который считает, что «СЭЗ – это регион, часть национальной территории со специальными льготными внешнеторговым, таможенным, инвестиционным, валютно-финансовым и налоговым режимами, поощряющими хозяйственную (производственно-коммерческую, предпринимательскую) деятельность иностранных участников, привлечение внешних инвестиций и передовых зарубежных технологий» .
Но, несмотря на это, ни в отечественной, ни в зарубежной литературе пока не утвердилась единая трактовка и даже общепризнанное определение понятия «свободная экономическая зона» (СЭЗ).
Свободные экономические зоны можно трактовать как направление выборочного сокращения масштабов государственного вмешательства в экономические процессы. На территории зон имеет место широкий спектр институциональных изменений. Эти изменения связанны с действием преференциального режима хозяйствования, который должен служить инструментом реализации имеющихся сравнительных преимуществ определенного национального пространства, а не механизмом компенсации отсутствующих в этом пространстве факторов развития.
В своих работах отечественные ученые-экономисты, такие как Е.В. Ерохина, показывают необходимость опережающего развития регионов посредством организации территорий с особыми условиями для создания несырьевых производств, ориентированных в том числе и на экспорт ; Р.И. Зименков уделяет особое внимание специфике создания и деятельности ОЭЗ в России ; П.В. Павлов считает, что существующие правовые механизмы действия ОЭЗ позволяют находить новые или возобновлять существующие связи между различными участниками социально-экономических процессов в России. Важно выделить и труды И.В. Передковой, указывающей на основные проблемы формирования и развития особых экономических зон в регионах Российской Федерации , а также труды М.В. Рязанцевой, представляющие результаты статистического анализа влияния особых экономических зон на динамику экономического развития российских регионов .
При этом необходимо заметить: перечисленными ранее учеными была разработана широкая теоретико-методическая база формирования свободных экономических зон в Российской Федерации как инструмента улучшения региональной экономики и социально-экономической политики. При этом, несмотря на разнообразие и большое количество научных трудов, исследуемый вопрос требует дальнейших уточнений.
1.2. Специфика формирования свободных экономических зон
Цели создании свободных экономических зон напрямую зависят от уровня социально-экономического развития организующих их стран, их стратегических народнохозяйственных планов и др. Поэтому причины и задачи создания свободных экономических зон в каждом конкретном случае, безусловно, будут разниться. Например, в промышленно развитых странах, таких как Соединенные Штаты Америки, Франция, Великобритания свободные экономические зоны часто создались для активизации внешнеэкономических связей, реализации региональной политики, направленной на оживление мелкого и среднего бизнеса в депрессивных районах, выравнивание межрегиональных различий. В этих целях такой категории предпринимателей предоставлялась большая, чем в других районах страны, свобода деятельности и значительные финансовые льготы. Указанные программы не имели особой ориентации на привлечение иностранного капитала .
1. Об особых экономических зонах в Российской Федерации: Федеральный закон от 22.07.2005г. № 116-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // СПС «КонсультантПлюс» (Дата обращения 17.11.2016).
2. Абдулманапов С.Г. Особые экономические зоны в обеспечении развития республики Дагестан // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2011. – № 1. – С. 47-54.
3. Безикова Е.В. Сравнительный анализ финансово-правового регулирования деятельности в особых экономических зонах на территории Западной Сибири // Вестник Томского государственного университета. – 2011. – № 346. – С. 92-94.
4. Богуславский М.М. Международное частное право. 5-е изд. – М.: Юрист, 2014. – 648 с.
5. Данько Т.П., Округ З.М. Свободные экономические зоны. – М: ЮНИТИ, 2012. – 328 с.
6. Делюкс Т. Свободные экономические зоны как форма привлечения прямых иностранных инвестиций и диверсификация экономики // Электронный научный журнал «Исследовано в России». – Режим доступа: http:// zhurnal.ape.relarn.ru/articles/2010/016.pdf (Дата обращения 11.11.2016).
7. До Нара. Свободные экономические зоны как территориальная подсистема национальной экономики: проблемы формирования и функционирования. – Иваново? Изд-во ИвГТУ, 2005. – 197 с.
8. Ерохина Е.В. Влияние территорий с особым экономическим статусом на пространственное развитие регионов // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2015. – № 36 (321). – С. 12-29.
9. Зименков Р.И. Свободные экономические зоны. – М.: Юнити-Дана, 2012. – 224 с.
10. Капустин В.Р. Свободные экономические зоны // Лаборатория книги, 2009. – С. 28-30.
11. Ковалевская О.А., Павлов К.В. Организация и функционирование свободных экономических зон в России. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2005. – 139 с.
12. Ковалевская О.А., Павлов К.В. Организация и функционирование свободных экономических зон в России. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2005. – 189 с.
13. Лемешко М. Свободные зоны не свободны от кризиса // Деловые люди. – 1999. – № 3. – С. 44-46.
14. Меджидов З.У. Перспективы создания и развития особых экономических зон на территории РФ // Научный поиск. – М.: Норма, 2015. – С. 37-39.
15. Меджидов З.У. Особенности функционирования и оценка эффективности свободных экономических зон в Российской Федерации // Экономика: вчера, сегодня, завтра. – 2016. – № 1. – С. 54-70.
16. Международные экономические отношения: Учебник / Под ред. Б.М. Смитиенко. – М.: Инфра-М, 2013. Гл. 18. – 510 с.
17. Международные экономические отношения: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Е. Рыбалкина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. Гл. 3. – С. 35.
18. О результатах функционирования особых экономических зон за 2014 год и за период с начала функционирования. Отчет Министерства Экономического Развития РФ. 2014. URL: http://economy.gov.ru (Дата обращения 19.11.2016).
19. Овчинникова С.Г. Зоны свободного предпринимательства: Учеб. пособие. – СПб.: Питер, 2001. – 123 с.
20. Павлов П.В. Оценка эффективности функционирования особых экономических зон: правовое регулирование и экономическое содержание // Административное и муниципальное право. – 2014. – № 6. – С. 520-532.
21. Передкова И.В. Организационно-экономический механизм формирования особой экономической зоны // Социально-экономические явления и процессы. – 2013. – № 9 (55). – С. 93-97.
22. Передкова И.В. Особая экономическая зона и ее роль в развитии экономики региона // Социально-экономические явления и процессы. – 2013. – № 11 (057). – С. 89-92.
23. Пономарев В.Н. Зоны инновационного развития в структуре национальной инновационной системы: мировая и отечественная практика // Общественные науки. – 2011. – № 2. – С. 182-187.
24. Рыбалкин В.Е., Щербанин Ю.А. Международные экономические отношения. – М.: Академия, 2006. – 390 с.
25. Рязанцева М.В. Оценка эффективности деятельности особых экономических зон // Известия высших учебных заведений. Геодезия и аэрофотосъемка. – 2014. – № 5. – С. 93-98.
26. Соловьева Ж. Особые экономические зоны как инструмент привлечения прямых иностранных инвестиций // Международная экономика. – 2007. – № 3. – С. 32-34.