Курсовая работа|Мировая экономика

Свободные экономические зоны

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2017 | Страниц: 30

Введение

Глава 1. Сущность и формирование свободных экономических зон

1.1. Понятие и типология свободных экономических зон

1.2. Специфика формирования свободных экономических зон

Глава 2. Опыт функционирования свободных экономических зон в Российской Федерации

2.1 Особенности формирования и развития свободных экономических зон в РФ

2.2. Оценка эффективности функционирования свободных экономических зон в РФ

Заключение

Список использованных источников и литературы

Инструмент свободных экономических зон (СЭЗ) для решения проблем национальной экономики уже давно признан, как один из действенных и эффективных способов повышения деловой активности и ускорения развития территорий.

Однако организационно-экономический вопрос применения этого инструмента не достаточно исследован. В современной научной экономической литературе слабо и поверхностно освещены вопросы, характеризующих внутренние механизмы эволюции свободных экономических зон от более простых и менее эффективных форм до высокодоходных и комплексных (кластерных) зон.

Актуальность исследования определяется необходимостью анализа и решения современных специфических проблем создания и функционирования свободных экономических зон, как одной из форм включения национальной экономики ряда стран в мировую систему хозяйствования.

Цели образования свободных экономических зон могут быть различны и обусловлены уровнем социально-экономического развития территории, на которых они формируются, стратегическими национально-экономическими планами, необходимостью развития наиболее приоритетных отраслей экономики с высокой добавленной стоимостью, возможностями производства конкурентоспособной наукоемкой продукции и т. д. В зависимости от этого различаются причины и предпосылки их создания в каждом конкретном случае.

Целью курсовой работы является осмысление роли, места у значения свободных экономических зон как фактора развития национальной экономики.

Для достижения цели в работе поставлены следующие задачи:

– дать понятие и выявить типы свободных экономических зон;

– определить специфику формирования свободных экономических зон;

– рассмотреть особенности формирования и развития свободных экономических зон в РФ;

– описать эффективность функционирования свободных экономических зон в РФ.

Объектом исследования выступают свободные экономические зоны как фактор ускорения экономического роста, активизации международного товарооборота, мобилизации инвестиций, углубления интеграционных процессов в национальной экономике.

Предметом исследования является изучение теоретико-методических основ и организационно-экономического механизма стабильного развития свободных экономических зон.

Курсовая работа состоит из введения, в котором выделена актуальность, цель, задачи, предмет и объект; двух глав, содержащих четыре параграфа; заключения с основными выводами и списка использованных источников и литературы, включающего 26 наименований

Глава 1. Сущность и формирование свободных экономических зон

1.1. Понятие и типология свободных экономических зон

Обеспечение динамического социально-экономического развития регионов Российской Федерации можно назвать одной из ключевых затрат государственной политики, направленной прежде всего на формирование таких условий хозяйствования, которые способствовали бы усилению экономической активности регионов и росту конкурентоспособности продукции как на внутренних, так и внешних рынках.

Достижение конкурентных преимуществ регионов, представляющих собой основополагающий элемент национальной конкурентоспособности, можно обеспечить в первую очередь посредством модернизации промышленности и повышения уровня инновационности конкурентоспособных отраслей, что подразумевает рост инвестиционных вложений в российскую экономику, в развитие финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования .

Исследование международного опыта функционирования экономических систем показало наличие комплекса эффективных механизмов, направленных на решение проблем, связанных с дифференциацией социально-экономического развития территорий, повышением конкурентоспособности национальных экономик и инвестиционной привлекательности экономических отраслей. При этом наиболее эффективным механизмом можно назвать использование преимуществ территориальных «точек роста», представляющих собой территории с особым экономическим статусом. В иностранной практике подобные территории получили название «свободные экономические зоны» (СЭЗ), в России их принято называть «особыми экономическими зонами» (ОЭЗ).

Несмотря на различие названий, экономический смысл у подобных территорий одинаков и заключается в том, что они представляет собой зоны (территории), в границах которых введены в действие специализированные налоговые, визовые, инвестиционные, таможенные, другие условия ведения бизнеса для отечественных и иностранных предпринимательских структур любого масштаба.

В условиях глобализации экономики свободные экономические зоны являются одним из апробированных в мировой практике эффективных инструментов активизации внешнеэкономической деятельности и привлечения иностранных инвестиций. Международной конвенцией по упрощению и гармонизации таможенных процедур (Киото, 18.05.73 г.) установлено понятие свободной зоны («зоны-франко»), под которой понимается часть территории страны, на которой товары рассматриваются как объекты, находящиеся за пределами национальной таможенной территории, и поэтому не подвергаются обычному таможенному контролю и налогообложению .

В самом общем виде СЭЗ можно определить как часть территории страны с особым экономическим, правовым, административным, налоговым режимом, обеспечивающим расширение внешнеэкономических связей страны в целом, привлечение иностранных и отечественных инвестиций и развитие новых технологии, создание современных производств, работающих преимущественно на экспорт .

Среди различных определений СЭЗ отметим вариант, используемый при рассмотрении их организационно-правовой формы в региональной экономике. Так, С.Г. Овчинникова отмечает: «...как организационно-правовая форма СЭЗ представляет собой отдельные территории страны с определенной целевой направленностью и специализацией предпринимательской деятельности, широким привлечением иностранного капитала и бизнесменов, интернационализацией производства и специфическим, экономическим механизмом функционирования, закрепленным специальными нормативными актами» .

По определению М.М. Богуславского, «под свободными экономическими зонами в международной практике понимаются обособленные территории государств, на которых для решения конкретных экономических и иных задач создаются особые благоприятные условия для деятельности иностранных предприятий» . Б.М. Смитиенко считает, что «под свободной (специальной) экономической зоной понимается часть территории (экономического пространства) государства с особым, льготным режимом хозяйственной, внешнеторговой, инвестиционной деятельности» . Более расширенное определение СЭЗ в своих научных трудах дает В.Е. Рыбалкин, который считает, что «СЭЗ – это регион, часть национальной территории со специальными льготными внешнеторговым, таможенным, инвестиционным, валютно-финансовым и налоговым режимами, поощряющими хозяйственную (производственно-коммерческую, предпринимательскую) деятельность иностранных участников, привлечение внешних инвестиций и передовых зарубежных технологий» .

Но, несмотря на это, ни в отечественной, ни в зарубежной литературе пока не утвердилась единая трактовка и даже общепризнанное определение понятия «свободная экономическая зона» (СЭЗ).

Свободные экономические зоны можно трактовать как направление выборочного сокращения масштабов государственного вмешательства в экономические процессы. На территории зон имеет место широкий спектр институциональных изменений. Эти изменения связанны с действием преференциального режима хозяйствования, который должен служить инструментом реализации имеющихся сравнительных преимуществ определенного национального пространства, а не механизмом компенсации отсутствующих в этом пространстве факторов развития.

В своих работах отечественные ученые-экономисты, такие как Е.В. Ерохина, показывают необходимость опережающего развития регионов посредством организации территорий с особыми условиями для создания несырьевых производств, ориентированных в том числе и на экспорт ; Р.И. Зименков уделяет особое внимание специфике создания и деятельности ОЭЗ в России ; П.В. Павлов считает, что существующие правовые механизмы действия ОЭЗ позволяют находить новые или возобновлять существующие связи между различными участниками социально-экономических процессов в России. Важно выделить и труды И.В. Передковой, указывающей на основные проблемы формирования и развития особых экономических зон в регионах Российской Федерации , а также труды М.В. Рязанцевой, представляющие результаты статистического анализа влияния особых экономических зон на динамику экономического развития российских регионов .

При этом необходимо заметить: перечисленными ранее учеными была разработана широкая теоретико-методическая база формирования свободных экономических зон в Российской Федерации как инструмента улучшения региональной экономики и социально-экономической политики. При этом, несмотря на разнообразие и большое количество научных трудов, исследуемый вопрос требует дальнейших уточнений.

1.2. Специфика формирования свободных экономических зон

Цели создании свободных экономических зон напрямую зависят от уровня социально-экономического развития организующих их стран, их стратегических народнохозяйственных планов и др. Поэтому причины и задачи создания свободных экономических зон в каждом конкретном случае, безусловно, будут разниться. Например, в промышленно развитых странах, таких как Соединенные Штаты Америки, Франция, Великобритания свободные экономические зоны часто создались для активизации внешнеэкономических связей, реализации региональной политики, направленной на оживление мелкого и среднего бизнеса в депрессивных районах, выравнивание межрегиональных различий. В этих целях такой категории предпринимателей предоставлялась большая, чем в других районах страны, свобода деятельности и значительные финансовые льготы. Указанные программы не имели особой ориентации на привлечение иностранного капитала .

1. Об особых экономических зонах в Российской Федерации: Федеральный закон от 22.07.2005г. № 116-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // СПС «КонсультантПлюс» (Дата обращения 17.11.2016).

2. Абдулманапов С.Г. Особые экономические зоны в обеспечении развития республики Дагестан // Региональные проблемы преобразования экономики. – 2011. – № 1. – С. 47-54.

3. Безикова Е.В. Сравнительный анализ финансово-правового регулирования деятельности в особых экономических зонах на территории Западной Сибири // Вестник Томского государственного университета. – 2011. – № 346. – С. 92-94.

4. Богуславский М.М. Международное частное право. 5-е изд. – М.: Юрист, 2014. – 648 с.

5. Данько Т.П., Округ З.М. Свободные экономические зоны. – М: ЮНИТИ, 2012. – 328 с.

6. Делюкс Т. Свободные экономические зоны как форма привлечения прямых иностранных инвестиций и диверсификация экономики // Электронный научный журнал «Исследовано в России». – Режим доступа: http:// zhurnal.ape.relarn.ru/articles/2010/016.pdf (Дата обращения 11.11.2016).

7. До Нара. Свободные экономические зоны как территориальная подсистема национальной экономики: проблемы формирования и функционирования. – Иваново? Изд-во ИвГТУ, 2005. – 197 с.

8. Ерохина Е.В. Влияние территорий с особым экономическим статусом на пространственное развитие регионов // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2015. – № 36 (321). – С. 12-29.

9. Зименков Р.И. Свободные экономические зоны. – М.: Юнити-Дана, 2012. – 224 с.

10. Капустин В.Р. Свободные экономические зоны // Лаборатория книги, 2009. – С. 28-30.

11. Ковалевская О.А., Павлов К.В. Организация и функционирование свободных экономических зон в России. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2005. – 139 с.

12. Ковалевская О.А., Павлов К.В. Организация и функционирование свободных экономических зон в России. – Белгород: Изд-во БелГУ, 2005. – 189 с.

13. Лемешко М. Свободные зоны не свободны от кризиса // Деловые люди. – 1999. – № 3. – С. 44-46.

14. Меджидов З.У. Перспективы создания и развития особых экономических зон на территории РФ // Научный поиск. – М.: Норма, 2015. – С. 37-39.

15. Меджидов З.У. Особенности функционирования и оценка эффективности свободных экономических зон в Российской Федерации // Экономика: вчера, сегодня, завтра. – 2016. – № 1. – С. 54-70.

16. Международные экономические отношения: Учебник / Под ред. Б.М. Смитиенко. – М.: Инфра-М, 2013. Гл. 18. – 510 с.

17. Международные экономические отношения: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.Е. Рыбалкина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. Гл. 3. – С. 35.

18. О результатах функционирования особых экономических зон за 2014 год и за период с начала функционирования. Отчет Министерства Экономического Развития РФ. 2014. URL: http://economy.gov.ru (Дата обращения 19.11.2016).

19. Овчинникова С.Г. Зоны свободного предпринимательства: Учеб. пособие. – СПб.: Питер, 2001. – 123 с.

20. Павлов П.В. Оценка эффективности функционирования особых экономических зон: правовое регулирование и экономическое содержание // Административное и муниципальное право. – 2014. – № 6. – С. 520-532.

21. Передкова И.В. Организационно-экономический механизм формирования особой экономической зоны // Социально-экономические явления и процессы. – 2013. – № 9 (55). – С. 93-97.

22. Передкова И.В. Особая экономическая зона и ее роль в развитии экономики региона // Социально-экономические явления и процессы. – 2013. – № 11 (057). – С. 89-92.

23. Пономарев В.Н. Зоны инновационного развития в структуре национальной инновационной системы: мировая и отечественная практика // Общественные науки. – 2011. – № 2. – С. 182-187.

24. Рыбалкин В.Е., Щербанин Ю.А. Международные экономические отношения. – М.: Академия, 2006. – 390 с.

25. Рязанцева М.В. Оценка эффективности деятельности особых экономических зон // Известия высших учебных заведений. Геодезия и аэрофотосъемка. – 2014. – № 5. – С. 93-98.

26. Соловьева Ж. Особые экономические зоны как инструмент привлечения прямых иностранных инвестиций // Международная экономика. – 2007. – № 3. – С. 32-34.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Мировая экономика
2011 год 44 стр.
Курсовая Российско-китайские экономические отношения
Telesammit
Курсовая работа Мировая экономика
2017 год 32 стр.
Курсовая Свободные экономические зоны и их роль в экономике
Telesammit
Курсовая работа Мировая экономика
2020 год 33 стр.
Специальные экономические зоны Китая
antiplagiatpro
Курсовая работа Мировая экономика
2016 год 25 стр.
Глобальные экономические проблемы
Курсовая работа Мировая экономика
2016 год 35 стр.
Русско-американские экономические отношения

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское