Введение
1. Теоретический аспект психологической безопасности образовательной среды
1.1 Психологические подходы к понятию «образовательная среда»
1.2 Характеристика психологической безопасности школьника
Глава 2. Психологическая безопасность школьника в образовательной среде
2.1 Условия психологической безопасности школьника в образовательной среде
2.2 Упражнения для создания психологически безопасной среды, используемые на уроках химии в разделе «Углеводороды»
Вывод
Список используемой литературы
Проблема психологической безопасности, психического здоровья граждан России имеет ключевое значение для жизни страны. В законе Российской Федерации «О безопасности» безопасность рассматривается как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Жизненно необходимые интересы являются комплексом потребностей, при удовлетворении которых гарантируется существование и возможность прогрессивного развития личности, общества и государства.
Основополагающим элементом системы национальной безопасности считается безопасность образовательной среды. Она интерпретируется как пространство, оказывающее существенное воздействие на развитие и формирование личности граждан. В совокупности с пониманием серьезности роли системы образования в жизни любого современного человека, необходимо иметь в виду, что даже малейшие по первому впечатлению отрицательные тенденции, несущие опасность субъективному благополучию учеников, могут стать основанием и пусковым механизмом процессов, исход которых оказывается невозвратимым.
Исходя из вышесказанного, психологическая безопасность личности и среды неотъемлемы и демонстрируют собой модель устойчивого развития и нормального функционирования человека во взаимосвязи со средой.
В широком смысле слова психологическая безопасность – это объективно существующее и субъективно воспринимаемое и переживаемое состояние личности быть защищённой от опасностей различного характера; в узком смысле – это состояние защищенности учащегося от угроз его достоинству, душевному комфорту, положительному самовосприятию.
Таким образом, психологическая безопасность: основное условие полноценного формирования школьника, сохранения и улучшения его психологического здоровья.
Следовательно, цель проекта – создание психологической безопасности на уроках химии в 9 классе.
Задачи проекта:
- Проанализировать и обобщить педагогическую литературу по исследуемой теме, а также специальную литературы естественнонаучной направленности;
- Разработать упражнения, используемые на уроках химии в разделе «Углеводороды» для учащихся 9 классов, позволяющие следить и корректировать эмоциональное состояние школьников, помогать преодолевать негативные эмоции.
Средства: соответствующие игры и упражнения
Методы исследования:
- теоретические: анализ научной литературы; разработка упражнений;
- статистические: обработка результатов исследования, выводы.
1. Теоретический аспект психологической безопасности
образовательной среды
1.1 Психологические подходы к понятию «образовательная среда»
На протяжении последних десятилетий понятие "образовательная среда" и производные от него разрабатываются педагогами, психологам, учеными, как в нашей стране, так и за рубежом. Философские аспекты понятия "образовательная среда" рассмотрены в работах коллектива учёных Института педагогических инноваций РАО (В.И. Слободчиков, Н.Б. Крылова, В.А. Петровский, М.М. Князева), психологические – в работах сотрудников Института психологии РАО (В.В. Рубцов. Б.Д. Эльконин).
«Образовательная среда» – обучение, воспитание, развитие и социализация ребенка, происходящие не только под воздействием обучающих и воспитательных действий педагога и не только в зависимости от индивидуальнных особенностей данного ребенка. Эффективность указанных действий, как и собственно обучение и развитие ребенка, всегда происходят в определенных пространственно-предметных, межличностных, социокультурных условиях, которые могут и способствовать, и затруднять обучение и развитие ребенка под влиянием педагогических воздействий.
Г.Ю. Беляев, анализируя содержание определений и описаний образовательной среды, определяет ее общие, типологические признаки, выделяемые исследователями:
1. Баева И.А., Тарасов С.В. Безопасная образовательная среда: моделирование и развитие: учебное пособие. – СПб.: «ЛОИРО», 2017.
2. Коломийченко Л.В, Наумов А.А. Концептуальные основания безопасной образовательной среды // Педагогическое образование в России. 2013. №3.
3. Лаптев Л.Г., Бельков О.А. Образование и национальная безопасность // Вестник Московского университета. 2011. № 4.
4. Лызь Н.А. Развитие безопасной личности: психолого-педагогический подход // Педагогика. 2006. № 4
5. Никифорова Г.С. Психология здоровья: учебник для вузов.– СПб.: Питер, 2003.