Актуальность темы исследования. Табличное и графическое оформление социологических данных — это всегда завершающий этап эмпирического исследования. Теперь собранные сведения надо проанализировать.
Социологическое исследование представляет собой совокупность согласованных логико-теоретических и эмпирических процедур, направленных на получение информации о социальном объекте. Поскольку человек живет в мире уже имеющихся знаний, и новое исследование строится не на пустом месте, то сопоставление замысла нового исследования с имеющимся знанием, обоснование целей, приемов, средств сбора ин- формации достигается с помощью ряда логических операций. Затем выполняется эмпирическая регистрация социальных фактов, которые в свою очередь подвергаются логико-теоретическому анализу, обобщениям, сравнениям и т.п. В зависимости от преследуемых целей и задач различают исследования разведывательные, описательные и аналитические, а по организации и последовательности – точечные (разовые) и повторные.
Таблицы и графики в аналитическом отчете служат не просто иллюстративными материалами, а содержат в себе саму суть, ядро полученной в ходе исследования информации. Без них просто невозможно выразить в словесной форме выводы исследования.
Степень разработанности проблемы. Вопросам представления результатов социологического исследования посвящены труды таких ученых, как Абруков В.С., Аверьянов В.Я., Антонов А.И, Бабич Е.Г., Бабосов Е.М., Бронников В.Я., Григорьев С.И., Довреньков В.И. Однако несмотря ша довольно широкое освещение исследуемого вопроса в научной литературе, некоторые его аспекты остаются недостаточно освещенными и требуют дальнейшей проработки.
Процесс распространения социологических исследований в нашей стране, достигший широкого размаха за последние 25 − 30 лет, сопровождается изданием научной, методической и просто популярной литературы. Благодаря этому методика и техника разработки и реализации программ социсследований стали доступными широкому кругу лиц. Причем, хочется подчеркнуть непреходящую ценность и работ, вышедших в свет еще в советское время, и современных изданий, и трудов, адресованных ученым, и книг, предназначенных для массового читателя
Целью работы является исследование табличного и графического предоставления обработанных данных социологического исследования на примере в/ч 20475 (база надводных кораблей).
Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи:
- определить виды социологических исследований;
- изучить содержание методологического раздела программы социологического исследования;
- выявить особенности табличного представления данных социологического исследования;
- изучить графическое представление данных социологического исследования;
- дать характеристику в/ч 20475 (база надводных кораблей);
- проанализировать методы и средства социологического опроса в в/ч 20475.
Объектом работы является представление результатов социологического исследования. Предмет работы – социологическое исследование в в/ч 20475 (база надводных кораблей).
Структурно работа представлена введением, тремя главами, заключением, списком литературы и приложение
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1 Виды социологических исследований
По способу познания, по характеру добываемого социологического знания различают:
теоретические исследования. Особенностью теоретических исследований является то, что исследователь работает не с самим объектом (явлением), а с понятиями, отражающими данный объект (явление);
эмпирические исследования. Основным содержанием таких исследований являются сбор и анализ фактических, реальных данных об объекте (явлении).
По использованию конечных результатов различают исследования:
Большинство эмпирических исследований имеют прикладной характер, т.е. полученные результаты находят практическое применение в разных сферах общественной жизни.
Также социологи проводят фундаментальные исследования, которые могут быть подразделены на:
фундаментальные – направленные на развитие науки. Эти исследования осуществляются по инициативе ученых, кафедр, университетов и проводятся академическими учреждениями для проверки теоретических гипотез и концепций.
прикладные – направленные на решение практических задач. Чаще всего заказчиками эмпирических исследований выступают коммерческие структуры, политические партии, государственные учреждение, органы местного самоуправления.
В зависимости от повторяемости исследований выделяют:
разовые – позволяют получить представления о состоянии, положении, статике какого-либо социального объекта, явления или процесса в данный момент;
повторные – используются для выявления динамики, изменений в их развитии.
По характеру поставленных целей и задач, а также по ширине и глубине анализа социального явления или процесса социологические исследования подразделяются на:
разведывательные (пилотажные, зондажные). С помощью такого исследования можно решать весьма ограниченные задачи. По сути, это «обкатка» инструментария. Инструментарием в социологии называют документы, с помощью которых осуществляется сбор первичной информации. К таковым относятся анкета, бланк-интервью, опросный лист, карточка для фиксации результатов наблюдения.
описательные. Описательное исследование проводится по полной, достаточно разработанной программе и на базе апробированного инструментария. Описательное исследование обычно применяется в тех случаях, когда объектом служит относительно большая общность людей, отличающихся различными характеристиками. Это может быть население города, района, области, где проживают и трудятся люди разных возрастных категорий, уровня образования, семейного положения, материального обеспечения и т.д.
аналитические. Такие исследования ставят своей целью наиболее углубленное изучение явления, когда нужно не только описать структуру и узнать, что определяет его основные количественные и качественные параметры. По используемым методам сбора социологической информации аналитическое исследование носит комплексный характер. В нем, дополняя друг друга, могут применяться различные формы опроса, анализа документов, наблюдения.
1.2 Содержание методологического раздела программы социологического исследования.
Методологической раздел программы социологического исследования содержит следующие этапы.
1. Формулировка проблемной ситуации. Поводом к проведению социологического исследования является реально возникшее противоречие в развитии социальной системы, межу ее подсистемами или отдельными элементами этих подсистем, такого рода противоречия и составляют сущность проблемы.
2. Определение объекта и предмета исследования. Формулирование проблемы неизбежно влечет за собой определение объекта исследования. Объект – это явление или процесс, на которое направлено социологическое исследование (область социальной действительности, деятельность людей, сами люди). Объект должен быть носителем противоречия. Объект должен характеризоваться:
четкими обозначениями явления, по таким параметрам, как профессиональная принадлежность (отраслевая); пространственная ограниченность (регион, город, деревня); функциональная направленность (производственная, политическая, бытовая);
определенной временной ограниченностью;
возможностью его количественного измерения.
Предмет – та сторона объекта, которая непосредственно подлежит изучению. Обычно предмет содержит в себе центральный вопрос проблемы, связанный с предположением о возможности обнаружить закономерность или центральную тенденцию изучаемого противоречия.
После обоснования проблем, определения объекта и предмета можно сформулировать цель и задачи исследования, определяются и интерпретируются основные понятия.
Цель исследования – общая направленность исследования, проект действия, которые определяют характер и системную упорядоченность различных актов и операций.
Задача исследования – это совокупность конкретных целевых установок, направленных на анализ и решение проблемы, т.е. то, что нужно конкретно сделать для достижения цели исследования.
Интерпретация основных понятий – это процедура поиска эмпирических значений основных теоретических положений исследования, процесс перехода на более простые и фиксируемые составляющие.
Социолог строит предварительное объяснение проблемы, т.е. формулирует гипотезы.Гипотеза социологического исследования – научное предположение о структуре социальных объектов, о характере и сущности связи между социальными явлениями.
Функция гипотезы: получение новых научных высказываний, которые совершенствуют или обобщают имеющиеся знания.
После решения задач связанных с осуществление методологического раздела программы, переходят к методическому разделу. Создание методического раздела программы способствует конкретизации всего социологического исследования, а также переходу от методологии к практическому решению поставленных задач. В структуре методического раздела программы выделяют такие компоненты: определение изучаемой совокупности или построение выборки, обоснование методов и техники сбора социологической информации, описание способов анализа и логической схемы обработки данных, составление рабочего плана исследования, разработка стратегического плана исследования.
2. ТАБЛИЧНОЕ И ГРАФИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБРАБОТАННЫХ ДАННЫХ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Особенности табличного предоставления данных социологического исследования
Таблицы и графики в аналитическом отчете служат не просто иллюстративными материалами, а содержат в себе саму суть, ядро полученной в ходе исследования информации..
Статистической называется таблица, которая содержит сводную числовую характеристику исследуемой совокупности по одному или нескольким существенным признакам, взаимосвязанным логикой экономического анализа. Социологические таблицы, получаемые после сбора и анализа первичных данных, относятся к числу статистических. Таблица содержит три вида заголовков: общий, верхние и боковые. Общий заголовок отражает содержание всей таблицы (к какому месту и времени она относится), располагается над ее макетом по центру, и является внешним заголовком. Верхние заголовки характеризуют содержание граф (заголовки сказуемого), а боковые (заголовки подлежащего) — срок. Они являются внутренними заголовками.
Основные элементы статистической таблицы, представленные на рис.1, составляют как бы ее основу.
Название таблицы* (общий заголовок)
Содержание строк Наименование граф (верхние заголовки)
А 1 2 3 4 5
Наименование строк (боковые заголовки)
Итоговая строка Итоговая графа
Рис. 1. Основа статистической таблицы
Все группировки значений различных переменных, которые были предусмотрены программой исследования, ложатся в основу статистических таблиц, которые обобщают обработанную первичную социологическую информацию. Таблица — это перечень сведений, обычно числовых данных, приведенных в определенную систему и разнесенных по графам — строкам и столбцам. Цифровой материал может быть представлен абсолютными (численность населения РФ), относительными (индексы цен на продовольственные товары) и средними (среднемесячный доход служащего коммерческого банка) величинами. При необходимости таблица сопровождается примечанием, используемым с целью пояснения заголовков, методики расчета некоторых показателей, источников информации и т.д.
Строго говоря, процедура составления таблиц не представляет собой какой-то особой математической операции. Это скорее определенная форма отображения рядов распределений, полученных в результате расчетов. Хорошо сконструированная таблица позволяет как самому исследователю, так и заказчику более четко представить, описать, и объяснить смысл и сущность изучаемого социального явления. По логическому содержанию таблица представляет собой «статистическое предложение», основными элементами которого являются подлежащее и сказуемое.
Подлежащим таблицы называется объект, характеризующийся цифрами. Это могут быть одна или несколько совокупностей, отдельные единицы совокупностей (фирмы, объединения) в порядке их перечня или сгруппированные по каким-либо признакам (отдельные территориальные единицы или временные периоды в хронологических таблицах и т.д.). Обычно подлежащее таблицы дается в левой части, в наименовании строк. В социологической таблице подлежащим выступает конкретная переменная, которая подвергается анализу (рис. 1).
Сказуемое— система показателей, которыми характеризуется объект изучения, т.е. подлежащее (или то, что именно говорится в статистическом предложении о подлежащем). Сказуемое формирует верхние заголовки, и составляет содержание граф с логически последовательным расположением показателей слева направо.
Все таблицы можно разделить на три вида: простые (линейные), групповые и комбинационные.
Простые таблицы представляют собою перечень (список) отдельных значений той или иной переменной с количественной или качественной характеристикой каждой из них в отдельности. Поэтому иногда их называют также перечневыми. Примером простой таблицы может служить распределение опрашиваемой совокупности по полу респондентов (табл. 1).
Таблица 1 Распределение респондентов по полу
Пол Частота Процент
Мужчины 379 46,1
Женщины 431 52,4
Не указали 13 1,6
Всего 823 100,0
Групповые таблицы обычно содержат группировку единиц совокупности по одному признаку, а комбинационные — по двум и более признакам. В комбинационных таблицах, чтобы избежать излишней нагромажденности данных, затрудняющей их восприятие, иногда опускают абсолютные величины (частоты) тех или иных значений переменных, оставляя лишь пропорции или проценты. Примером комбинационной разработки статистической таблицы может служить табл. 2.
Таблица 2
Распределение рабочей молодежи по возрастам поступления на работу в Москве и Московской области в 20-е гг. (в процентах к общей численности каждой половой группы)
1.Аберкромби, Николас (1944-). Социологический словарь / Н. Аберкромби, С. Хилл, Б. С. Тернер; Пер. с англ. под ред. С. А. Ерофеева; Пер. с англ. И. Г. Ясавеева. — М.: Экономика, 2014. — 428 с.
2. Абруков, В. С. Количественные и качественные методы: соединяем и властвуем! / В. С. Абруков, Я. Г. Николаева // Социологические исследования. — 2016. — N 1. — С. 142-145. — (Методы социологических исследований).
3. Аверьянов, Л. Я. Искусство задавать вопросы [Текст] : заметки социолога / Л. Я. Аверьянов. — М.: Моск. рабочий, 2014. — 224 с
4. Антонов, А. И. Микросоциология семьи [Текст] : учебник для вузов / А. И. Антонов. — 2-е изд. — М.: ИНФРА-М, 2016. — 368 с.
5. Бабич, Е. Г. Семья, воспитывающая ребенка-инвалида: жизненные трудности и совладение с ними [Текст] / Е. Г. Бабич // Социальная политика и социология. — 2014. — N 2. — С. 267-275.
6. Бабосов, Е. М. Общая социология [Текст] : учебное пособие для вузов / Е. М. Бабосов. — 3-е изд. — Минск: ТетраСистемс, 2016. — 637
7. Бронников, В. А. Актуальные проблемы комплексной реабилитации и социальной интеграции инвалидов [Текст] / В. А. Бронников, Ю. А. Мавликаева // Социальная политика и социология. — 2015. — N 1. — С. 40-54.
8. Бутенко, И. А. Организация прикладного социологического исследования [Текст] / И. А. Бутенко. — М.: Тривола, 2014. — 226 с. : ил. — Индекс: с. 225-226.
9. Ватолина, Ю.В. Метод наблюдения в социологии [Текст] : на основе опыта Вальтера Беньямина / Ю. В. Ватолина. — СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2016. — 141 с.
10. Глотов, М. Б. Общая социология [Текст] : учебное пособие для вузов / М. Б. Глотов. — М.: Академия, 2015. — 393 с.
11. Гречихин, В. Г. Лекции по методике и технике социологических исследований [Текст] : учебное пособие / В. Г. Гречихин. — М.: Изд-во МГУ, 2015.
12. Григорьев, С. И. Социальная работа с молодежью: основные направления и современные формы [Текст] : учебное пособие для вузов / С. И. Григорьев, Л. Г. Гуслякова, С. Н. Павлов. — М.: КноРус, 2014. — 213 с.
13. Девятко, И. Ф. Методы социологического исследования [Текст] : учебное пособие для вузов / И. Ф. Девятко. — 6-е изд. — М.: КДУ, [2016]. — 295 с.
14. Добреньков, В. И. Методы социологического исследования [Текст] : учебник для вузов / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. — М.: ИНФРА-М, 2016. — 767 с.
15. Добреньков, В. И. Социология [Текст] : учебник / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. — М.: ИНФРА-М, 2014. — 623 с. — (Классический университетский учебник). — Слов.: с. 562-579.
16. Елисеева, Е. Н. Исследование социально-экономических и политических процессов [Текст] : учебное пособие / Е. Н. Елисеева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2016. — 135 с.
17. Жучков, Ю. Юрий Жучков: "Немотивированных работников не существует" / беседовала К. Лактионова // Справочник по управлению персоналом. — 2014. — N 10 (октябрь). — С. 19-22.
18. Закаблуцкая, Е. А. Эффективное собеседование [Текст] : подбор сотрудников на 100% / Е. А. Закаблуцкая ; [предисл. Ю. Вировца]. — СПб.: Питер, 2015. — 234 с.
19. Зборовский, Г. Е. Прикладная социология [Текст] : учебное пособие для гуманитарных (несоциологических) специальностей / Г. Е. Зборовский, Е. А. Шуклина. — М.: Гардарики, 2006. — 175 с.
20. Как провести социологическое исследование [Текст] : в помощь идеологическому активу / под ред. М. К. Горшкова, Ф. Э. Шереги. — М.: Политиздат, 2016. — 224 с.
21. Кузнецова, Л. А. Основы научных исследований [Текст] : учебное пособие / Л. А. Кузнецова, Е. Н. Елисеева. — 3-е изд., перераб. и доп. — Челябинск: Челяб. гос. ун- т, 2014. — 105 с.
22. Кузьмина, О. Г. Социологическое обеспечение рекламы и маркетинга [Текст] : учебное пособие / О. Г. Кузьмина. — М.: Наука-Спектр: Дашков и К, 2015. — 187 с. : табл. — Слов. терминов: с. 173-187.
23. Лавицкая, М. Социальная политика для молодежи / М. Лавицкая ; эксперт В. Чемеков // Справочник по управлению персоналом. — 2014. — N 5 (май). — С. 55- 61.
24. Лукина, М. М. Технология интервью : учебное пособие для вузов / М. М. Лукина. — 2-е изд., доп. — М.: Аспект Пресс, 2016. — 192 с.