Введение
Глава 1. Общая характеристика социального обеспечения
1.1. Понятие и значение социального обеспечения в РФ
1.2. Законодательство о социальном обеспечении в РФ
Глава 2 Формы социального обеспечения
2.1. Государственное социальное обеспечение
2.2. Негосударственное социальное обеспечение
Заключение
Список использованных источников
Социальная политика является одним их важнейших факторов, оказывающих влияние на социальное обеспечение в обществе и способствующих защите интересов человека, групп и слоев, их прав и свобод. Содержание социальной политики заключается в деятельности государства и других политических институтов по управлению развитием социальной сферы, по определению ее содержания, основных направлений ее развития и функционирования.
Потребность в социальном обеспечении появилась одновременно с возникновением человеческого общества. В любом обществе независимо от его экономического и политического устройства всегда есть люди, которые в силу естественных, не зависящих от них причин, не могут собственными усилиями приобретать источник средств своего существования. К числу таких людей относятся, прежде всего, дети и старики. Первые «еще», а вторые «уже» нетрудоспособны. Кроме того, ряды нетрудоспособных может пополнить каждый человек, потерявший способность трудиться временно либо постоянно в связи с расстройством здоровья. По мере развития общества и усложнения социальных связей к числу причин нуждаемости человека в социальной помощи прибавляются и те, которые обусловлены характером господствующих в обществе экономических отношений, порождающих безработицу, инфляцию, бедность.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что социальное обеспечение – установленная государством и гарантированная Конституцией РФ система материального обеспечения в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, а также в других предусмотренных законом случаях. Главная цель социального обеспечения состоит в том, чтобы оказать необходимую помощь конкретному человеку в сложной жизненной ситуации. В условиях рыночных отношений проблема социального обеспечения населения становится особенно острой и актуальной.
Объектом исследования является комплекс общественных отношений, возникающих в процессе социального обеспечения и социальной защиты населения в РФ.
Предметом данного исследования являются конституционная и отраслевая законодательная база обеспечения нормативно-правовых основ социального обеспечения и социальной защиты населения в РФ.
Целью исследования является анализ теории и практики социального обеспечения и социальной защиты населения и разработка мер по совершенствованию и развитию видов и форм социальной поддержки граждан в Российской Федерации.
Указанные цели определили постановку задач исследования:
- рассмотреть понятие и значение социального обеспечения в РФ;
- исследовать законодательство о социальном обеспечении в РФ;
- определить формы социального обеспечения;
- выявить пробелы и сформулировать предложения по совершенствованию законодательства в области социального обеспечения.
Методологическую основу работы составляют исторический, системно-логический и сравнительно-правовой методы исследования.
Теоретическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых в области теории государства и права, конституционного права, административного и муниципального права, социологии и политологии.
Нормативно-источниковая база включает в себя Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства Российской Федерации, нормативно-правовые акты субъектов Российской Федерации.
Глава 1. Общая характеристика социального обеспечения
1.1. Понятие и значение социального обеспечения в РФ
Права, объединяемые в систему социально-экономических прав, обладают единой стержневой основой, поскольку обеспечивают материальную базу жизнедеятельности человека. Одной из важнейших целей реализации этих прав является получение человеком материальных благ посредством самообеспечения или социального обеспечения, осуществляемого с учетом экономических возможностей общества. Данная категория прав предусматривает также возможность пользования общественно значимыми материальными благами в различных социально-экономических формах в зависимости от уровня материальной обеспеченности граждан.
В отечественной научной литературе предпринимались попытки классифицировать группу социально-экономических прав и выделить среди них социальные права. Но сделать это оказалось непросто. Поэтому, несмотря на то, что социально-экономические права делят на экономические, социальные и культурные, разграничение экономических и социальных прав чаще всего не проводится.
Сложность разграничения социальных и экономических прав заключается в том, что «преимущественно» экономические права имеют социальный «оттенок». Права, в целом понимаемые как социальные, содержат экономическую составляющую.
Многогранность и комплексность социально-экономических прав обусловлена их взаимосвязью с экономической и социальной сферами жизнедеятельности общества. В социальную сферу в качестве ее компонентов исследователи чаще всего включают социальное обеспечение, здравоохранение, жилищно-коммунальный комплекс, образование, науку, культуру. Вместе с тем каждая из этих составных частей обладает определенной долей самостоятельности, спецификой инфраструктуры и предоставляемых благ. В силу этой обособленности права на получение соответствующих благ в международных документах, конституциях, текущем законодательстве закрепляются как самостоятельные права, объединяемые в едином блоке социально-экономических прав.
В настоящее время права физических лиц на социальное обеспечение закреплены во многих международных актах, например, во всем известной Всеобщей декларации прав человека , принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г. (далее - Декларация 1948 г.). Все международные договоры в области социального обеспечения, заключенные Российской Федерацией с другими государствами, предоставляют право на социальные выплаты именно индивидам, граждане Договаривающихся Сторон, а в некоторых случаях и апатриды, являются субъектами, подпадающими под действие этих договоров. Данные международные документы закрепляют права и обязанности физических лиц как участников соответствующих правоотношений, регулируют вопросы установления индивиду того или иного вида социального обеспечения, вводят правила, которые направлены на улучшение социального положения лица и не могут содержаться в национальном законодательстве, к примеру, о суммировании страхового стажа, приобретенного индивидом на территориях государств-контрагентов, для определения права на пенсию. Безусловно, что в центре таких международных соглашений находится человек, его социальные права. Таким образом, физические лица обладают правами, предоставленными им международным правом, а также имеют возможность совершать действия, направленные на их обеспечение и защиту. Индивид имеет некоторые качества, свойственные субъектам международного права, в связи с чем его следует рассматривать как особого, специфического участника международных правоотношений в области социального обеспечения с ограниченной правосубъектностью (невозможность участия лица в создании норм международного права). Хотя несомненно, что статус государства и индивида в международных отношениях несопоставим.
Исключительную роль в установлении стандартов социального обеспечения играет Международная организация труда (МОТ).
В качестве примера назовем следующие важные конвенции МОТ:
- Конвенция от 28 июня 1952 г. № 102 "О минимальных нормах социального обеспечения" (далее - Конвенция № 102), которая до сих пор по праву считается своего рода международным гроссбухом социального обеспечения. Как справедливо отмечают Е.Е. Мачульская и Ж.А. Горбачева, эта Конвенция является уникальной по содержанию, так как охватывает все основные виды социального обеспечения, которые предназначены для защиты граждан от общепризнанных социальных рисков: потребность в медицинской помощи, болезнь, безработица, старость, трудовое увечье и профессиональное заболевание, наличие детей, беременность и роды, инвалидность, потеря кормильца . Впервые в практике МОТ был создан единый документ, регулирующий все виды социального обеспечения, которым до этого были посвящены отдельные акты либо вопросы предоставления которых в ранее изданных конвенциях вообще не затрагивались (семейные пособия);
- Конвенция от 28 июня 1962 г. № 118 "О равноправии граждан страны и иностранцев и лиц без гражданства" . Ее основной постулат - необходимость предоставления на своей территории иностранным гражданам и апатридам одинаковых прав со своими гражданами как в отношении распространения на них законодательства, так и в отношении права на пособия в каждой отрасли социального обеспечения. Указанная Конвенция интересна также тем обстоятельством, что она предусматривает возможность заключения многосторонних или двусторонних межгосударственных соглашений о выполнении обязательств по сохранению социальных прав, приобретенных или находящихся в процессе приобретения, признанных в соответствии с национальным законодательством за гражданами государства-контрагента;
- Конвенция от 29 июня 1967 г. № 128 "О пособиях по инвалидности, по старости и по случаю потери кормильца", регулирующая вопросы назначения и выплаты пенсий;
- Конвенция от 21 июня 1982 г. № 157 "Об установлении международной системы сохранения прав в области социального обеспечения", посвященная вопросам сохранения прав в социальной сфере при переселении лиц на место жительство в другое государство.
Названные конвенции МОТ, которые регулируют вопросы права на социальное обеспечение, до настоящего времени не ратифицировались ни Советским Союзом, ни Российской Федерацией, однако, как показывает анализ, это вовсе не означает, что в положениях российского социального законодательства не учтены их нормы.
Конституция России в соответствии с нормами Декларации и Пакта признает нашу страну социальным государством и предусматривает установление государственных пенсий и иных гарантий социальной защиты. Российская Конституция, посвятив ст. 39 социальному обеспечению, в других статьях закрепляет право на жилище (ст. 40), право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41), право на образование (ст. 43). Нередко перечисленные права (в полном объеме или частично) называют социальными правами . Единого подхода к пониманию социальных прав и определению их перечня сегодня не существует. Но все исследователи, безусловно, относят право на социальное обеспечение к числу социальных прав.
Право на социальное обеспечение в его упрощенном понимании ассоциируется, прежде всего, с предоставлением пенсий, пособий, социальных услуг, т.е. определенных видов материальных благ.
В реальной жизни социальное обеспечение давно перешагнуло границы своей обособленности, поскольку на первый план вышла не видовая специфика предоставляемых благ, а социальная составляющая данного понятия. Определяющей становится общественная значимость, массовость, обязательность получения гражданами определенных материальных благ.
Происходит развитие содержания понятия «право на социальное обеспечение». Оно по-прежнему рассматривается как собирательное понятие, и во всей своей полноте включает всю совокупность правомочий на получение социально-обеспечительных благ в денежной форме (пенсии, пособия, субсидии, компенсационные выплаты) и в натуральной форме – в виде социальных услуг (социальное обслуживание, медицинское обслуживание, льготы для отдельных категорий граждан).
Вместе с тем нельзя не отметить, что при предоставлении медицинского обслуживания в рамках отношений, регулируемых нормами права социального обеспечения, осуществляется также реализация права на охрану здоровья и медицинскую помощь. При предоставлении субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, жилищных субсидий на приобретение жилья отдельным категориям граждан реализуется право на жилище (в определенном объеме). При предоставлении социально-образовательных льгот, которыми вправе воспользоваться инвалиды, дети-сироты и др., при поступлении в образовательное учреждение, а равно получении социальных стипендий, реализуется право на образование (в очень небольшой части).
Нормативно-правовые акты
1. Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. N 67. 1995.
2. Конвенция от 28 июня 1962 г. № 118 "О равноправии граждан страны и иностранцев и лиц без гражданства"// Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1957 - 1990. Т. II.- Женева: Международное бюро труда, 1991.
3. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрании законодательства РФ. 2014. № 31. ст. 4398.
4. Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О страховых пенсиях" // Собрание законодательства РФ. 2013. N 52 (часть I). ст. 6965
5. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" // Российская газета. № 295. 2013.
6. Федеральный закон от 17.07.1999 № 178-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 29.12.2015 "О государственной социальной помощи" // Собрание законодательства РФ. 1999. № 29. ст. 3699
7. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 1995. № 48. ст. 4563
8. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ (ред. от 23.11.2015) "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" // Собрание законодательства РФ. 1999. № 26. ст. 3177.
9. Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ (ред. от 28.11.2015) "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. ст. 3802.
10. Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2001. N 51. ст. 4831.
11. Федеральный закон от 24.07.2002 N 111-ФЗ (ред. от 29.06.2015) "Об инвестировании средств для финансирования накопительной пенсии в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2002. N 30. ст. 3028.
12. Закон РФ от 19.04.1991 № 1032-1 (ред. от 29.12.2015) "О занятости населения в Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. № 17. 1996. ст. 1915
13. Закон РФ от 12.02.1993 N 4468-1 (ред. от 22.02.2017) "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. N 9. ст. 328.
14. Постановление Правительства РФ от 07.07.2011 N 553 "О порядке оформления и представления заявлений и иных документов, необходимых для предоставления государственных и (или) муниципальных услуг, в форме электронных документов" // Собрание законодательства РФ. 2011. N 29. ст. 4479.
15. Постановление Правительства РФ от 06.09.2014 N 905 "Об установлении величины прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за II квартал 2014 г." // Собрание законодательства РФ. 2014. N 37. ст. 4962.
16. Распоряжение Правительства РФ от 25.12.2012 N 2524-р «Об утверждении Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2012. N 53 (ч. 2). ст. 8029.
Материалы судебной практики
1. Определение Конституционного Суда РФ от 21 октября 2008 г. N 643-О-О // СПС «Консультант Плюс»
2. Апелляционное определение Орловского областного суда от 25 сентября 2014 г. по делу N 33-2174 // СПС «Консультант Плюс»
3. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 19 июня 2013 г. по делу N А75-8816/2012 // СПС «Консультант Плюс».
Научная и учебная литература
17. Васильева Ю.В. Изменения в Российском пенсионном законодательстве и перспективы ратификации Конвенции МОТ N 102 // Трудовое право в России и за рубежом. 2014. N 3.
18. Волкова Н.С. Государственное управление социальной сферой: состояние и модернизация // Журнал российского права. – № 7. – 2013.
19. Габов А.В. Ценные бумаги: вопросы теории и правового регулирования рынка. М.: Статут, 2011.
20. Галаганов В.П. Право социального обеспечения. - М.: Академия, 2012.
21. Горелов Н.А. Политика доходов и качество жизни населения / под ред. Н.А. Горелова. СПб.: Питер, 2010.
22. Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России: Учебник. М.: БЕК, 2015.
23. ЗорькинВ.Д. Россия и Конституция в XXI веке. 2-е изд., доп. М., 2011.
24. Кобзева С.И. Источники права социального обеспечения России: монография. М., 2012.
25. Кобзева С.И. Источники права социального обеспечения. Автореферат дисс. доктара юрид. наук. Москва, 2011.
26. Комментарий к законодательству о страховых взносах и пенсиях (постатейный) / В.Г. Белоглазова, В.Г. Белякин, С.Ф. Вельмяйкин и др.; отв. ред. Ю.В. Воронин. М.: Норма, Инфра-М, 2012.
27. Лаас Н.И. Социально-экономические и организационные аспекты интеграции инвалидов в общество: дис. ... канд. экон. наук. М., 2012.
28. Лаптев Г.С. Международные стандарты социального обеспечения. Автореферат дисс. канд. юрид. наук. Омск, 2011.
29. Лаптев П.А. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод в правовой системе России (проблемы теории и практика взаимодействия). Владимир, 2012.
30. Лушникова М.В., Лушников А.М. Курс права социального обеспечения. 2-е изд., доп. М., 2010.
31. Лютов Н. Л. Российское трудовое законодательство и международные трудовые стандарты: соответствие и перспективы совершенствования. М.: АНО «Центр социально-трудовых прав», 2012.
32. Мачульская Е.Е. Концепция социального государства как научная основа для развития законодательства о социальном обеспечении: Современное состояние законодательства и науки трудового права и права социального обеспечения: материалы 6-й Международной научно-практической конференции / под ред. К.Н. Гусова. М., 2010.
33. Мачульская Е.Е. Основы социального обслуживания: обсуждение нового законопроекта // Законодательство. № 11. 2013.
34. Мачульская Е.Е., Горбачева Ж.А. Право социального обеспечения: Учебное пособие. 3-е изд. М., 2014.
35. Право социального обеспечения России: учебник / М.О. Буянова, К.Н. Гусов и др.; под ред. К.Н. Гусова. 3-е изд., пере- раб. и доп. М.: ТК «Велби», Изд-во «Проспект», 2014.
36. Право социального обеспечения России: Учебник / Под ред. К.Н. Гусова. 3-е изд. М., 2014.
37. Право социального обеспечения России: учебник. / М.О. Буянова, К.Н. Гусов [и др.]; отв. ред. К.Н. Гусов. 4-е изд., перераб. и доп. М., 2011.
38. Право социального обеспечения России: учеб. / под ред. Д.В. Агашева, В.С. Аракчеева. – Томск: Изд-во Том. ун-та 2015.
39. Правовое обеспечение социальной работы: учебник / под ред. Е. И. Холостовой, О. Г. Прохоровой. - М.: Дашков и К°, 2014.
40. Путило H.B. Социальные права граждан: история и современность. М.: Юриспруденция, 2015.
41. Роик В.Д. Социальная модель государства: Опыт стран Европы и выбор современной России // Гос. власть и местное самоуправление. 2010. №10.
42. Социальное положение и уровень жизни населения России. 2015: Стат.сб. / Росстат - M., 2015
43. Тулов А.П. Двадцать лет на рынке пенсионных услуг // Пенсионное обозрение. 2012. N 2.
44. Холостова Е. И. Социальная работа: история, теория и практика: учебник / Е. И. Холостова. - М.: Юрайт, 2013.
45. Шарин В.И. Социальная защита населения: теоретические основы // Соц. обеспечение. 2011. №14.
46. Шафиков А.М. Социальная защита граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча. Челябинск: Полиграф-Мастер, 2013.