Введение
1 Теоретический раздел
1.1 Возникновение социального страхования в России
1.2 Понятие социального страхования и его особенности
1.3 Виды социального страхования
1.4 Функции социального страхования
1.5 Развитие социального обеспечения в России
1.6 Направление развития социального страхования
1.7 Эволюция социального страхования
1.8 Налоговые льготы
2 Аналитический раздел
2.1 Характеристика предприятия ОАО «НБАМР»
2.2 Анализ платежеспособности и рентабельности предприятия.
2.3 Анализ финансовой устойчивости предприятия
2.4 Анализ оборотного капитала предприятия
2.5 Анализ коэффициентов фондоотдачи и фондоемкости
Заключение
Список использованных источников
Целью выполнения курсового проекта является проведение студентом самостоятельного исследования по одной из совокупности дисциплин для усвоения изученного теоретического материала и приобретения практических навыков.
Выполнение работы предполагает:
-углубление и систематизацию полученных знаний по дисциплине в целом и в частности по выбранной теме;
- выработку навыков сбора и обобщения практического материала;
- развитие умений применять полученные знания для решения конкретных научных и практических проблем, формулировать и аргументировать собственную позицию в их решении.
- привитие навыков научно-исследовательской работы, использование анализа и самостоятельных выводов по экономическим проблемам.
Темой данного курсового проекта является «Социальное страхование и его функции».
Актуальность данной темы содержится в том, что современное общество всё настойчивее требует обеспечения полноценной социальной защиты с тем, чтобы население в целом и отдельные социальные группы получили широкую социальную поддержку. Особенно эта поддержка необходима в тяжёлый для населения период кризиса. Ведь деятельность системы социального страхования в первую очередь адресована группам трудозанятого населения, которые особо остро ощущают на себе неблагоприятную экономическую обстановку.
1 Теоретический раздел
1.1 Возникновение социального страхования в России
В западных странах обязательное социальное страхование наемных работников появилось раньше, чем в России. Первой страной стала Германия, там в 1883-1889 гг. приняли закон об организации государственного социального страхования работников. Со-временем это начало появляться и в других странах мира.
В России существовало две формы страхования от несчастных случаев: индивидуальная и коллективная. В коллективной форме заключался договор между страховым обществом и управляющим организацией, которая обязывалась выплачивать определенную денежную сумму работникам, пострадавшим от несчастных случаев. Этот договор освобождал управляющих организаций от гражданско-правовой ответственности за причинение вреда.
В законе «О вознаграждении потерпевших рабочих вследствие несчастных случаев» от 2 июня 1903г, подробно проработан вопрос о гражданско-правовой ответственности. После вступления в силу этого закона, управляющие организациями стали активно поддерживать требования о введении государственного страхования работников, в целях уменьшения расходов по выплатам пострадавшим.
Первые российские законы о социальном страховании не предусматривали всех рисков утраты заработка и не охватывали наемных работников отдельных отраслей хозяйства и целых регионов страны. Пособие при нетрудоспособности было от половины до двух третей заработной платы и выплачивалось на четвертый день болезни. Пособие по беременности и родам выплачивалось в течение шести недель работницам, которые имели стаж не менее трех месяцев.
В законах «Об обеспечении рабочих на случай болезни», «О страховании рабочих от несчастных случаев на производстве», «Об утверждении Совета по делам страхования рабочих», «Об утверждении Присутствий по делам страхования рабочих» отображаются основы обязательного социального страхования в стране, они были заложены принятием третьей Государственной Думой в 1912 году.
Финансирование социального страхования производилось за счет взносов предпринимателей и работников. Страхование от несчастных случаев осуществлялось только за счет предпринимателей. Рабочими органами страхования на местах были больничные страховые кассы и страховые товарищества, которые существовали на предприятиях с числом рабочих не менее 200. Для обслуживания рабочих более мелких предприятий создавались кассы на кооперированных началах. До революции в России действовало несколько тысяч страховых касс. В центре эту работу проводил Совет по делам страхования рабочих, а в губерниях - Страховые присутствия.
Пришедшие к власти, после Октябрьской революции, новые руководители страны решили, что законы принятые третьей Государственной Думой не отвечали интересам рабочих, но полного закона о социальном страховании так и не приняли.
Положение о социальном обеспечении трудящихся, которое было утверждено декретом СНК в октябре 1918 года, фактически заменила нормативные акты о страховании на случай болезни, беременности и родам, а также безработицы. Этот документ определял размеры пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка, по безработице и пенсий по инвалидности, также он обозначил круг выплат. Но Положение так и не получило необходимого развития из-за условий гражданской войны и хозяйственной разрухи. Обеспечение трудящихся осуществлялось, в основном, в виде натурального продовольственного и вещевого довольствия.
Система социального обеспечения, финансируемая, в основном, из государственного казначейства, просуществовала до 1921 года, когда с переходом к новой экономической политике и введением хозрасчета на государственных предприятиях назрела необходимость возврата к той системе социального страхования, элементы которой были обозначены в первых декретах. Мотивировалось это тем, что в новых условиях государство не является единственным собственником промышленности и не должно нести все бремя обеспечения всех работающих по найму.
По декрету СНК от 15 ноября 1921 года «О социальном страховании лиц, занятых наемным трудом» материальное обеспечение трудящихся основывалось на обязательных взносах предприятий, учреждений и хозяйств, использующих труд наемных работников. Конкретные нормы обеспечения определялись отдельными постановлениями СНК.
Пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам устанавливались в размере фактического заработка работника. В случае когда средств было недостаточно, то пособие по болезни могло быть сокращено до одной трети тарифной ставки. При рождении ребенка предусматривалось два вида пособия: на предметы ухода за новорожденным и на кормление ребенка до девяти месяцев в размере 25 процентов средней зарплаты. Пособие по безработице выплачивалось в размере от 1/6 до 1/2 средней зарплаты с учетом квалификации и стажа работы. В этих нормативных актах подчеркивалось, что фонды социального страхования твердо бронированы и не могут быть использованы на какие-либо другие цели. Тариф по всем видам страхования составлял 28,5 процента от фонда оплаты труда. Для социального страхования по временной нетрудоспособности, материнству и детству выделялось от 6 до 9 процентов; на лечебную помощь работающим - от 5 до 7 процентов от фонда оплаты труда. Кроме обычных тарифов существовали льготный и поощрительно-карательный, применение которых зависело от степени опасности и вредности условий производства.
Все большее внимание уделялось вопросам профилактического и социально бытового направления (санатории, дома отдыха, курорты, детские сады и ясли, молочные кухни)
Союзный совет социального страхования имел довольно широкие полномочия. Он рассматривал и утверждал разработанные инструкции и положения в развитие действующих законоположений, касающихся страхования отдельных категорий работников, порядка взимания страховых взносов, применения действующих тарифов к отдельным видам страхования и размеров страхового обеспечения; разъяснял законодательство о социальном страховании; устанавливал порядок хранения денежных средств органов страхования и др. Этим Советом в 1925 году был утвержден первый список профессиональных заболеваний.
1.2 Понятие социального страхования и его особенности
Социальное страхование – это объективная необходимость. На определенном этапе развития общество берет под свою защиту лиц, которые в силу некоторых причин не могут трудиться и получать оплату за труд. Финансовый механизм социального страхования, на наш взгляд, - это совокупность финансовых регуляторов и инструментов перераспределения целевых финансовых ресурсов для материального обеспечения граждан в случае наступления страховых случаев. Экономическое содержание функционирования финансового механизма социального страхования состоит во взвешенном регулировании движением указанных финансовых ресурсов. Обоснованная система социального страхования - одна из предпосылок обеспечения социальной справедливости, создания и поддержания политической стабильности. Задачами социального страхования являются: формирование денежных фондов, в результате которых покрываются затраты, связанные с содержанием нетрудоспособных или лиц, не участвующих в трудовом процессе; сокращение разрыва в уровне материального обеспечения неработающих и работающих членов общества.
Государство во многих странах создает системы обязательного государственного социального страхования, которые дают возможность значительной концентрации ресурсов в единых фонах и этим обеспечивает надежную социальную защиту населения страны.
В формировании и использовании этих фондов существуют свои особенности. Задуманные как страховые, которые не всегда соответствуют принципам формирования и использования страховых фондов. Деятельность этих фондов отображает черты бюджетного подхода, такие как: плановое расходование средств, обязательность и нормативность отчислений, отсутствие персонификации накоплений и др. По экономической сущности эти фонды не являются страховыми, по форме они относятся к внебюджетным фондам.
Специфика внебюджетных социальных фондов - четкое закрепление за ними доходных источников и, как правило, строго целевое использование их средств. Создание этих фондов необходимо для более эффективного использования финансовых ресурсов предприятия.
Согласно Бюджетному Кодексу Российской Федерации: государственный внебюджетный фонд - это фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь и имеют строгое целевой назначение.
Социальное страхование образует систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и социального положение работающих, граждан. А в случаях, предусмотренных законодательством, других категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санитарно-курортного лечения и наступления других установленных законодательством социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.
К основным принципам обязательного социального страхования относятся:
-устойчивость обязательного социального страхования, поддерживаемая на основе эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;
-всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации страховых гарантий;
-государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых, рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;
-государственное регулирование системы обязательного социального страхования;
-паритетность участия представителей субъекта обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;
-обязательность уплаты страхователями страховых взносов в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования;
-ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;
-обеспечение надзора и общественного контроля;
-автономность финансовой системы обязательного социального страхования.
Субъектами обязательного социального страхования являются страхователи т.е. работодатели, страховщики, застрахованные лица.
Страхователями в свою очередь являются организации любой организационно-правовой формы и граждане, которые обязаны в соответствии с федеральными законами конкретных видах обязательного социального страхования выплачивать страховые взносы, которые являются обязательными платежами. Страхователями являются также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, которые должны выплачивать страховые взносы.
Страховщиками являются некоммерческие организации, которые создают для обеспечения прав застрахованных граждан по обязательному социальному страхованию в случае возникновения страховых случаев.
Застрахованными гражданами, являются не только граждане Российской Федерации, но и иностранные граждане и граждане не имеющие гражданства, а также работающие по трудовым договорам и лица, которые самостоятельно обеспечивают себя работой и другие категории граждан, у которых возникают отношения по обязательному социальному страхованию.
1.3 Виды социального страхования
1) Государственное пенсионное страхование. Для уплаты взносов фиксируется некоторый верхний предел доходов работника, выше которого доход освобождается от уплаты взносов. Взносы по этому виду социального страхования оплачиваются работником и работодателем в равных долях.
2) Страхование на случай болезни. Здесь также взносы производятся в равных долях и работником, и работодателем. Но превышение некоторого предела дохода работника освобождает его от обязанности застраховываться, хотя ему предоставляется право страховаться на добровольной основе. При заболевании работника выплата пособия осуществляется с третьего дня, в остальных случаях - с первого дня в соответствии с трудовым стажем, но не более 18 720 рублей в месяц.
3) Страхование от несчастных случаев. Взносы по этому виду страхования выплачивается только работодателем. Размер взноса начисляется на фонд заработной платы предприятия. За весь период временной нетрудоспособности пособия составляют 100 % среднего заработка, без ограничения максимальным размером. Сумма, из которой вычисляется объем единовременной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
1 Алексеева А. И.,. Васильев Ю. В, Малеева А. В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности [Электронный ресурс] : электронный учебник [для студентов вузов] / [авт.]. - Электрон. дан. и прог. - М. : КНОРУС, 2013.
2 Баринов, В.А. Внешнеэкономическая деятельность: учебник для студентов образоват. учреждений сред. проф. образования / В. А. Баринов. - 2-е изд., испр. - М. : ФОРУМ, 2013. - 192 с
3 Басовский Л.Е. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учебное пособие для студентов вузов / Л. Е. Басовский, Е. Н. Басовская. - М. : ИНФРА-М, 2014. - 336 с.
4 Володин А. А., Самсонов Н. Ф., Смирнова Л. В. Управление финансами. Финансы предприятий: учебник для студентов вузов и др. под ред. А. А. Володина. - 2-е изд. - М. : ИНФРА-М, 2012. - 510 с.
5 Комарова. С., Мамедов О. Ю.,. Мовчан И. В. Современная экономика: учеб. пособие [для студентов вузов]; под ред. О. Ю. Мамедова. - 2-е изд., стер. - М.: КНОРУС, 2013. - 320 с.
6 Лаврушин О. И., Абрамов М. А., Александрова Л. А. Деньги, кредит, банки: учебник для студентов бакалавриата и аспирантов и др. под ред. О. И. Лаврушина; Фин. ун-т при Правительстве РФ. - 11-е изд., перераб. и доп. - М. : КНОРУС, 2013. - 448 с.
7 Лапуста М. Г., Мазурина Т. Ю., Скамай Л. Г.. Финансы организаций (предприятий): учебник для студентов вузов / - Изд.,испр. - М. : ИНФРА-М, 2012. - 575 с
8 Савицкая, Г.В. Экономический анализ: учебник для студентов вузов / Г. В. Савицкая. - 14-е изд., перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2013. - 649 с.
9 Спиридонов И.А. Мировая экономика: учеб. пособие для студентов вузов / И. А. Спиридонов ; Моск. гос. открытый ун-т. - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2013. - 272 с.
10 Библиотека Гумер : [Официальный сайт] - Режим доступа: www.gumer.info
11Институт экономического анализа: [Официальный сайт]-Режим доступа: www.iea.ru
12 Консультант Плюс: [Официальный сайт] – Режим доступа: www.consultant.ru/
13Министерство финансов: [Официальный сайт] - Режим доступа:
http://www.minfin.ru
14 Министерство экономического развития РФ: [Официальный сайт]. - Режим доступа: www.economy.gov.ru.
15 Научная электронная библиотека «Elibrary» [Официальный сайт] -Режим доступа: elibrary.ru/defaultx.asp
16 Росстата :[Официальный сайт]-Режим доступа : www.gks.ru
17 Федеральное Казначейство РФ: [Официальный сайт] - Режим доступа:
www.roskazna.ru
18 Федеральная служба государственной статистики: [Офици¬альный сайт]. – Режим доступа: www.gks.ru.
19 Центральный банк РФ: [ Официальный сайт]-Режим доступа: www.cbr.ru
20 Электронная библиотека Куб : [Официальный сайт] - Режим доступа: www.koob.ru