Актуальность данной темы исследования заключается в том, что официальное признание международных стандартов финансовой отчетности в России и обязательность их применения для существенного сегмента российских предприятий повлекли за собой изменения нормативной базы бухгалтерского учета и отчетности.
Применение МСФО в России распространяется быстрыми темпами. С каждым годом все большее число российских предприятий находятся в стадии перехода и первого применения МСФО. Для успешного выполнения внутренних задач перед специалистами стоят задачи не только изучения требований международных стандартов финансовой отчетности, но и выработки собственных профессиональных суждений, как этого требуют МСФО.
Целью написания данной курсовой работы является исследование международных стандартов финансовой отчетности (МСФО), их значение для развития современного учета. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- Рассмотреть этапы развития и становления МСФО
- Исследовать внедрение МСФО в России
- Изучить нормативная база применения МСФО
- Исследовать практику применения МСФО
- Провести сравнение МСФО и РСБУ
- Исследовать подготовку и формирование отчетности по МСФО
- Рассмотреть проблемы применения МСФО
Объектом исследования в данной курсовой работе выступают международные стандарты бухгалтерской отчетности.
Предметом исследования в данной курсовой работе выступает развитие МСФО в России.
Источником информации являются Постановления Правительства Российской Федерации, Федеральные законы Российской Федерации, Приказы и Письма Министерства Финансов Российской Федерации о признании и применении МСФО в России. В работе использованы материалы Международных стандартов финансовой отчетности, опубликованные на русском языке и признанные в установленном порядке для применения на территории Российской Федерации.
Среди авторов, изучавших современные проблемы финансовой отчетности в РФ в сравнении с МСФО, следует отметить: Башкатову Ю.И., Будкову Н.О., Гусева А.С., Землякову С.Н., Маркову Д.А., Николаеву О.Е. и других.
Данная курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы. Данная структура в полном объеме позволяет раскрыть тему исследования.
Глава 1. Исторические аспекты формирования и развития МСФО
1.1 Этапы развития и становления МСФО
Глобализация экономических отношений повлекла за собой унификацию правил ведения бухгалтерского учета во всем мире. Прогресс гармонизации систем бухгалтерского учета потребовал разработки и внедрения международных стандартов финансовой отчетности (МСФО). В результате проблема стандартизации бухгалтерского учета и отчетности все больше приобретает международный характер. Унификация требований к финансовой отчетности и наднациональные стандарты влекут за собой разработку стандартов не только в отдельных странах, но и на международном уровне [24, c. 91].
Финансовая отчетность возникла из внутренней и внешней отчетности, но в течение длительного времени внешняя отчетность не выходила за границы отдельно взятой страны.
В первой половине ХХ века в США начали разрабатывать систему национальных общепризнанных стандартов бухгалтерского учета и отчетности, которые добровольно применялись крупными компаниями, представленными на фондовых биржах. На этой основе возникла система ОПБУ США (Generally Accepted Accounting Principles US - US GAAP).
В Европе пошли по пути обязательного применения компаниями национальных планов счетов бухгалтерского учета по модели крупнейшего немецкого теоретика бухгалтерского учета Э. Шмаленбаха (1873-1955).
Революция, осуществленная Эйгеном Шмаленбахом в понимании функций бухгалтерского баланса, состояла в определении активов (за исключением монетарных статей) как «расходов, которые еще не стали доходами», а пассивов как «доходов, которые еще не стали расходами».
Шмаленбах называл баланс аккумулятором сил и в связи с этим давал следующее его определение: «Динамический баланс представляет соотношение активного и пассивного резерва сил, показывая финансовые результаты с учетом временных отношений между материальными и финансовыми оборотами». После Второй мировой войны из этих планов счетов бухгалтерского учета возникла система национальных счетов для учета внутреннего валового продукта и других показателей национальной экономической статистики.
В английском названии каждого набора стандартов отчетности присутствует аббревиатура GAAP. Таким образом, это английское обозначение любого набора стандартов, регламентирующих финансовый учет и отчетность в рамках конкретной юрисдикции. GAAP по сути являются описанием основ или правил ведения бухгалтерского учета. Эти принципы обеспечивают общую структуру, определяющую, какая информация включена в отчеты и как эта информация должна быть представлена [21, c. 25].
Стандарты GAAP охватывают основные цели финансового сообщения, ряд концепций и множество детальных правил. Поскольку национальные среды имеют различные отличительные особенности, органы, устанавливающие стандарты и надзирающие за отчетностью, выбрали различные способы признания, измерения и представления, которые более всего соответствовали бы данной национальной среде.
В каждой из стран существует собственный набор элементов влияния на финансовую отчетность. Эти различия обусловлены влиянием среды и культуры в каждой отдельной стране. Наиболее важными факторами являются: источники финансирования, имеющаяся правовая база, связь между отчетностью и налогообложением, культурные различия в обществе. В соответствии с перечисленными особенностями национальные системы учета подразделяются на несколько типов: англо-американская, континентальная (или европейская) и южноамериканская.
В странах, где финансовая отчетность более ориентирована на кредитора и используется в целях налогообложения, правила оценки более консервативны и осторожны, чем в странах с ориентацией на акционера. Приверженность консервативному подходу в противоположность подходу, основанному на начислениях, приводит к иному выбору правил оценки и практики учета. Консервативной отчетностью часто называют систему, в которой показываются менее высокие прибыли, чем в системе, основанной на методе начислений. Вместе с тем, начисляя более высокую амортизацию и создавая резервы, такие компании могут показать лучшие результаты в периоды экономического спада [19, c. 32].
В настоящее время проводятся многочисленные исследования, направленные на определение прибыли, признаваемой в консервативной отчетности. Под качеством отчетной информации понимается возможность использования данных отчетов для прогнозирования будущих успехов (существенные показатели отчетной информации). Результаты этих исследований показывают, что информация, подготовленная в условиях консервативной практики отчетности, менее существенна.
Пенман и Цанг (2002) утверждают, что «при использовании условного индекса консервативности отчетности и условного индекса качества прибыли данное исследование показало низкое качество, прибыли вследствие изменений в инвестировании в сочетании с консервативной отчетностью».
Разработка проблем МСФО началась в 60-е годы прошлого столетия под эгидой Центра Организации Объединенных Наций по транснациональным корпорациям. В семидесятые годы ХХ века в рамках взаимодействия стран Европейского континента и на мировом уровне начался постепенный процесс, направленный на создание унифицированной системы международных стандартов финансовой отчетности и гармонизации национальных стандартов [19, c. 33-34].
Вопросами стандартизации и унификации стандартов учета занимаются международные финансовые организации: Межправительственная рабочая группа экспертов по МСФО при ООН, Европейская комиссия, Комиссия по ценным бумагам и биржам США, Комитет по разработке финансовых учетных стандартов США. Таким образом, за разработку единых стандартов выступили как надзорные органы, так и составители финансовой отчетности. Основоположником идеи создания Комитета по международным бухгалтерским стандартам стал Генри Бенсон (1909 - 1995 гг.). Его дед Френсис Купер, основал в 1854 г. семейную бухгалтерскую фирму Cooper Bros, в которой Бенсон проработал более 50 лет.
В июне 1966 г. Генри Бенсон занял должность президента Общества дипломированных бухгалтеров Англии и Уэльса. На одной из встреч президентов Канадского и Американского Обществ дипломированных бухгалтеров Генри Бенсон предложил создать рабочую группу, наделенную полномочиями рассматривать текущие бухгалтерские проблемы и делать официальные заявления.
Международная бухгалтерская рабочая группа (МБРГ) впервые собралась в феврале 1967 г. и с тех пор начала выпускать свои официальные документы. Европейская комиссия распорядилась о создании исследовательской группы для подготовки документов по Европейской директиве по ведению бухгалтерского учета (известной как Четвертая директива). На десятом всемирном Конгрессе бухгалтеров, состоявшемся в 1972 г. в Сиднее была рассмотрена возможность преобразования МБРГ в международную организацию, которая будет разрабатывать стандарты для их использования в международной практике. Церемония официального образования Международного комитета по бухгалтерским стандартам (International Accounting Standards Committee - IASC) состоялась 29 июня 1973 г., когда шестнадцать бухгалтерских организаций из девяти стран подписали ее устав. Первым пред-седателем Комитета МСФО был избран сэр Генри Бенсон. Г. Бенсон был человеком, умевшим довести до конца любое дело. «В XXI в. финансовые отчеты международных компаний будут составляться на основании правил, выпущенных организацией, которую он создал и опекал в течение первых лет ее существования.
Его фирма также стала крупнейшей среди небольшой группы всемирно известных аудиторских компаний, чья оценка любого финансового отчета является эталоном объективности. Трудно сказать, был ли на свете другой такой специалист по счетоводству, который оказал бы подобное влияние на формирование финансовых и бухгалтерских отчетов». Соглашение об учреждении Комитета по международным стандартам бухгалтерского учета и отчетности (Комитет МСФО) подписали представители профессиональных бухгалтерских организаций из Австралии, Канады, Франции, Германии, Японии, Мексики, Нидерландов, Великобритании и США. Цель Комитета МСФО - разработка и публикация в интересах общества стандартов бухгалтерского учета, которые должны обязательно применяться при составлении и представлении финансовой отчетности, содействие в их повсеместном применении и соблюдении.
Комитет МСФО представляет собой неправительственную профессиональную организацию, членами которой являются бухгалтерские организации из разных стран. Комитет МСФО имеет сложную организацию, все его органы имеют задачи и функции, четко обозначенные в Уставе. Комитету МСФО принадлежат авторские права на международные стандарты, предварительные проекты и другие его публикации. Утвержденным текстом МСФО считается его публикация Комитетом МСФО на английском языке. Официальные переводы МСФО имеются на испанском, немецком, польском и русском языках, неофициально они переведены более чем на 30 языков мира [17, c. 21].
В 1982 году состав Комитета МСФО расширяется за счет членов, назначенных Советом Международной Федерации Бухгалтеров. С этого года Совет Между-народной Федерации Бухгалтеров признает и обязуется впоследствии рассматривать Комитет МСФО как организацию, устанавливающую международные стандарты учета. В 1989 году Европейская Федерация Бухгалтеров поддерживает международную унификацию и более активное участие стран Европы в деятельности Комитета МСФО. В 1993 году рассмотрен первый проект Международной органи-зации Комиссий по ценным бумагам по продвижению МСФО на мировых фондовых биржах с целью обеспечения компаний возможностью привлечения капитала на многих биржах одновременно. Далее в 1995 году Европейская комиссия поддерживает соглашение между Комитетом МСФО и Международной организации Комиссий по ценным бумагам о завершении разработки основных стандартов и обязывает государства Европейского Союза применять МСФО.
В 1996 году Комиссия по ценным бумагам и биржам США поддерживает инициативу Комитета МСФО по скорейшей разработке стандартов бухгалтерского учета для подготовки финансовой отчетности в целях международного размещения ценных бумаг. За время существования Комитет МСФО установил тесное взаимное сотрудничество с Международной федерацией бухгалтеров. К 2001 году на момент реформирования Комитета МСФО его членами были 153 профессиональных бухгалтерских организаций из 112 стран.
В 2001 году наступает важнейший этап реорганизации Комитета МСФО. Комитет по Международным стандартам финансовой отчетности реорганизован в Совет МСФО, который 1 апреля 2001 года принимает на себя обязанности по установлению стандартов.
Исторически основными спонсорами Фонда МСФО являются международные бухгалтерские фирмы, США, Япония и Великобритания. Полную ответственность за все технические вопросы при подготовке и издании международных стандартов финансовой отчетности несет Совет МСФО.
Члены Совета МСФО представляют различные функциональные направления. Несмотря на то, что членство в Совете МСФО не строится на принципе географического представления, попечители Фонда должны обеспечивать отсутствие доминирования интересов какого-либо отдельного географического региона. Члены Совета МСФО назначаются Попечителями на пять лет с возможностью одного повторного назначения. Первым председателем нового состава правления Совета МСФО в 2001 году стал сэр Дэвид Твиди, пришедший на этот пост с должности председателя Британского Комитета по бухгалтерским стандартам, в прошлом бывший техническим партнером аудиторской компании KPMG в Великобритании.
Дэвид Твиди проработал на своем посту десять лет и внес огромный вклад в разработку и развитие МСФО. В 2011 году на должность председателя Совета МСФО назначен Ханс Хугерворст Тауре. До реорганизации в 2001 году перед Комитетом МСФО стояла задача гармонизации национальных стандартов, те. приведения в соответствие с международными требованиями.
После реорганизации перед Советом МСФО была поставлена задача конвергенции, т.е. активного взаимодействия с национальными регулирующими органами с целью выработки совместных решений, направленных на улучшение качества представления информации. Консультативный совет по стандартам (ККС) формируется в составе тридцати и более членов, представляющих различные географические регионы и профессиональные группы, которые назначаются сроком на три года с правом повторного назначения.
Основной целью ККС является проведение дискуссий с участием физических лиц и представителей организаций, заинтересованных в Международных стандартах финансовой отчетности, которые представляют различные регионы и сферы деятельности. В декабре 2001 года был сформирован Комитет по интерпретации международных стандартов финансовой отчетности (Комитет по интерпретации), который стал преемником Постоянного комитета по интерпретациям в ходе реорганизации Комитета МСФО. В настоящее время Комитет по интерпретации состоит из 14 членов, имеющих право голоса. Кворум для заседания составляет десять членов, а проекты интерпретаций или окончательные редакции интерпретаций принимаются только тогда, когда против них выскажется не более четырех членов, имеющих право голоса. Заседания комитета по интерпретации проводятся шесть раз в год. Все решения по техническим вопросам принимаются на заседаниях, открытых для общественности. Комитет по интерпретации рассматривает вопросы, выявленные в ходе подготовки финансовой отчетности, которые не были подробно рассмотрены в МСФО, либо вопросы, по которым возникли противоречивые интерпретации или существует вероятность их возникновения в связи с отсутствием четкого руководства, с целью разработки соответствующего метода учета.
Основные этапы разработки и принятия стандарта заключаются в перво-начальном определении бухгалтерских вопросов, связанных с темой разработки. После получения консультаций Консультативного совета по стандартам о целесообразности добавления темы на рассмотрение Советом МСФО создается консультационная группа и публикуется дискуссионный документа для публичного обсуждении. После рассмотрение всех комментариев, пришедших в период обсуждения, стандарт должен быть одобрен к публикации не менее чем 9 голосами членов Совета МСФО. По структуре каждый Стандарт представляет собой текстовый документ, имеющий систематизированную последовательность положений (параграфов). Вне зависимости от размера и характера шрифта (обычный, выделенный и т.д.) все положения имеют одинаковую силу и в равной мере подлежат исполнению. В каждом Стандарте последовательно раскрыты цель, сфера применения, определения, содержание, раскрытие информации, дата вступления в силу, указываются при необходимости переходные положения и отмена других документов.
С 2002 года Совет МСФО еще более тесно взаимодействует с международными финансовыми организациями. В 2002 году утверждена Директива Европейского Союза, в соответствии с которой все компании, чьи акции котируются на биржах Европы, обязаны готовить консолидированную отчетность по МСФО, начиная с 1 января 2005 г. (Постановление «1606/2002 Европейского парламента и Совета от 19.07.02). Требования о применении МСФО распространяются на 27 стран Евросоюза и 3 страны Европейской экономической зоны. В сентябре 2002 года Совет МСФО и Комитет по стандартам финансовой отчетности США подписывают соглашение о конвергенции («Норуолкское соглашение») [6, c. 18].
Две организации обязались делать все возможное, чтобы как можно скорее сделать существующие стандарты финансовой отчетности сопоставимыми и координировать свои будущие рабочие программы с целью обеспечения совместимости стандартов. Совместная работа FASB и IASB на протяжении нескольких лет не прошла даром: исследование «Сходства и различия: сравнение IFRS и US GAAP», опубликованное PWC в феврале 2006 года, более чем в пять раз меньше по объему по сравнению с исследованием FASB в 1999 году. А с точки зрения CESR, который проводил исследование о возможности листинга на европейских биржах компаний с отчетностью по US GAAP, принципиальных отличий и вовсе только два: это периметр консолидации и учет опционов на акции. 27 февраля 2006 года Совет по стандартам финансового учета США и Совет МСФО опубликовали Меморандум о взаимопонимании, который вновь подтвердил совместные задачи Советов по разработке высококачественных стандартов финансовой отчетности с целью использования на международных рынках капитала. Определены краткосрочные и долгосрочные проекты по конвергенции, отражены рекомендации CESR и планы SEC по отмене требований по реконсиляции отчетности, отличной от US GAAP.
В целом, все стороны (SEC и FASB с одной стороны, и EC, CESR и IASB с другой стороны) договорились о том, что конвергенция не должна закончиться пакетом идентичных стандартов, применяемых в Европе и США. Речь идет только о существенных отличиях, об устранении требований по реконсиляции отчетности и о согласовании между FASB и IASB будущих изменений в стандартах. В 2007 году Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) объявила о своем решении разрешить использование МСФО для составления финансовой отчетности иностранным зарегистрированным компаниям. Комиссия утвердила для широкого обсуждения и представления комментариев «дорожную карту», определяющую основные этапы и условия, которые в случае их выполнения могли бы привести к использованию МСФО в США [6, c. 19-20].
Согласно «дорожной карте» ожидается, что компании начнут составлять отчетность согласно МСФО, с 2014-2016 гг., в зависимости от их размера и статуса. В «дорожной карте» приводится информация, которую компании должны будут представить в своей первой финансовой отчетности по МСФО, составленной для SEC. В первой финансовой отчетности по МСФО необходимо будет представить в Комиссию по ценным бумагам и биржам США проаудированную финансовую отчетность за три предыдущих года, а в отношении частных иностранных эмитентов будет действовать «переходная льгота» - представление отчетности за два предыдущих года. В предложенной «дорожной карте» отмечается, что планируется принять окончательное решение в 2011 году, чтобы компании смогли начать готовить информацию по МСФО для внутренних целей в 2012 году.
В 2008 году Европейский Союз определил ОПБУ США, Японии, Канады, Южной Кореи и Индии в качестве эквивалента МСФО, принятых Европейским Союзом, для целей подачи финансовой отчетности в официальные органы, для компаний, зарегистрированных на биржах Европейского Союза. В октябре 2008 года Совет по стандартам финансового учета США и Совет МСФО объявили о создании Консультативной группы по вопросам финансового кризиса. В обязанности группы входили анализ возможности повышения уверенности инвесторов в финансовых рынках в результате усовершенствования финансовой отчетности и выявление существенных вопросов бухгалтерского учета, требующих незамедлительного рассмотрения Советами.
В июле 2009 года Федерация европейских бухгалтеров предложила Совету МСФО изменить стратегию и уделять основное внимание усовершенствованиям и упрощениям МСФО и для этого сотрудничать с органами, разрабатывающими национальные стандарты во всех странах. В 2010 году Совет МСФО и Совет по стандартам финансового учета США опубликовали документ «Отчет о проделанной работе по конвергенции стандартов бухгалтерского учета и единой системе высококачественных международных стандартов бухгалтерского учета». В этом документе Совет МСФО объясняет, что была предпринята попытка определить приоритетность проектов и завершить к июню 2011 года основные проекты в рамках Меморандума о взаимопонимании, что будет способствовать значительному усовершенствованию и конвергенции МСФО и ОПБУ США.
В число приоритетных проектов вошли вопросы, касающиеся финансовых инструментов, признания выручки, аренды, представления прочего совокупного дохода, оценки справедливой стоимости, консолидации, учета страхования и вопросы учета активов, признание которых было прекращено.
Исторически сложившееся обилие вариантов учета, разное мышление и демократические процедуры препятствовали унификации систем учета. В таких условиях был необходим компромисс, которым и стали международные стандарты (IFRS). Не столько потому, что они являются обобщением лучшей мировой практики учета, сколько потому, что они являются наднациональной системой учета. МСФО не являются правилами, МСФО - это принципы. Это означает, что во многих случаях МСФО требуют применения профессионального суждения, прогнозной или вероятностной оценки, а не однозначной трактовки. Стандарты разрабатываются профессиональной международной организацией, но правовой статус им придает решение конкретного органа на национальном или межнациональном уровне, имеющим необходимые полномочия (например, одобрение МСФО в Европейском Союзе). МСФО не привязаны к правовой системе отдельной страны [9, c. 28].
Поэтому финансовая отчетность, подготовленная в соответствии с требованиями МСФО, часто содержит дополнительную информацию, включение которой обусловлено требованиями национального законодательства или правилами листинга. Международные стандарты финансовой отчетности широко применяются и приняты в качестве основы подготовки финансовой отчетности во многих странах и используются:
1. наравне с местными стандартами, то есть в качестве национальных правил или основы для национальных правил; в дополнение и при отсутствии местных стандартов, а также как международный ориентир для стран, разрабатывающих собственные правила;
3. органами регулирования национальных стандартов;
4. для предоставления консолидированной отчетности компаний, чьи акции котируются на бирже и для целей привлечения финансирования на международных рынках капитала.
1. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402- ФЗ «О бухгалтерском учете (с изменениями на 18 июля 2017 года, в ред. Федеральных законов от 28 июня 2013 года N 134-ФЗ, от 2 июля 2013 года N 185-ФЗ, от 23 июля 2013 года N 251-ФЗ, от 2 ноября 2013 года N 292-ФЗ, от 21 декабря 2013 года N 357-ФЗ, от 28 декабря 2013 года N 425-ФЗ, от 4 ноября 2014 года N 344-ФЗ, от 23 мая 2016 года N 149-ФЗ, от 18 июля 2017 года N 160-ФЗ).
2. Федеральный закон «О консолидированной финансовой отчетности» (в ред. Федеральных законов от 21.11.2011 № 327-ФЗ, от 29.12.2012 № 282-ФЗ, от 23.07.2013 № 251-ФЗ, от 05.05.2014 № 111-ФЗ, от 04.11.2014 № 344-ФЗ, от 03.07.2016 № 262-ФЗ, от 18.07.2017 № 164-ФЗ)
3. Постановление Правительства РФ от 25.02.2011 № 107 «Об утверждении Положения о признании Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации» (ред. от 26.08.2013) // СПС «КонсультантПлюс»
4. Приказ Минфина России от 28.12.2015 № 217н «О введении Междуна-родных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности в действие на территории Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых приказов (отдельных положений приказов) Министерства финансов Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 02.02.2016 № 40940) (с изм. от 11.07.2016) // СПС «КонсультантПлюс»
5. Аверина О.И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности : учебник / О.И. Аверина, Е.Г. Москалева, Л.А. Челмакина [и др.]. - 2-еизд., перераб. - М. : КНОРУС, 2016. - 430 с.
6. Агеева, О.А. Международные стандарты финансовой отчетности: Учебник для бакалавров / О.А. Агеева, А.Л. Ребизова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 447 c.
7. Алисенов А.С. Бухгалтерский финансовый учет : учебник и практикум для СПО / А. С. Алисенов. - М. : Издательство Юрайт, 2016. - 457с.
8. Алисенов А.С. Международные стандарты финансовой отчетности: учеб-ник и практикум для академического бакалавриата / А. С. Алисенов. - М.: Издательство Юрайт, 2015. - 360 с.
9. Бабаев Ю.А. Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО): Учебник / Ю.А. Бабаев, А.М. Петров. - М.: Вузовский учебник, 2016. - 288 c.
10. Башкатова Ю.И., Гусев А.С. Сравнительный анализ международных и российских стандартов финансовой отчетности // Молодой ученый. - 2014. - № 6.2. - С. 1-3.
11. Брызгалов Д.В. Международные стандарты финансовой отчетности в страховании (для магистрантов) / Д.В. Брызгалов, Н.В. Кириллова, А.А. Цыганов. - М.: КноРус, 2016. - 128 c.
12. Будкова Н.О. Трансформация финансовой отчетности в соответствии с международными стандартами // Вестник Санкт Петербургского государственного университета технологии и дизайна. Сер.3. Экономические, гуманитарные и общественные науки. - 2016. - № 1. - С. 43-46.
13. Гетьман, В.Г. Международные стандарты финансовой отчетности: Учеб-ник / В.Г. Гетьман, Л.В. Сотникова, М.А. Вахрушина. - М.: Инфра-М, 2018. - 80 c.
14. Дмитриева, И. М., Машинистова Г. Е., Харакоз Ю. К. (2019) Процесс совершенствования МСФО и российская учетная практика // Аудитор. №3. С. 35-40.
15. Дмитриева, И. М. (2016) Перспективы внедрения Международных стан-дартов финансовой отчетности в национальную учетную систему // Мир новой экономики. № 3 -С. 42-47.
16. Международные стандарты финансовой отчетности: Учебное пособие / Под ред. Сапожникова Н.Г. и др. - М.: КноРус, 2018. - 416 c.
17. Карагод, В.С. Международные стандарты финансовой отчетности: Учеб-ник и практикум для прикладного бакалавриата / В.С. Карагод, Л.Б. Трофимова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 322 c.
18. Каспарьянц Н.М. Международные стандарты финансовой отчетности и их роль для формирования достоверной финансовой отчетности в целях привлечения инвестиций // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 41. - С. 116-121.
19. Куликова, Л.И. Международные стандарты финансовой отчетности. Нефинансовые активы организации: Учебное пособие / Л.И. Куликова. - М.: Магистр, 2017. - 240 c.
20. Миславская, Н.А. Международные стандарты финансовой отчетности и унификация учетных систем / Н.А. Миславская. - М.: Русайнс, 2018. - 384 c.
21. Маслова Ю.Н. Влияние отличий МСФО и РСБУ на анализ финансовой отчетности организации // Экономика, предпринимательство и право. - 2016. - Том 6. - № 1. - С. 25-36.
22. Международные стандарты финансовой отчетности: учебное пособие / коллектив авторов ; под ред. Н.Г. Сапожниковой. - М.: КНОРУС, 2016. - 368 с.
23. Николаева, О.Е. Международные стандарты финансовой отчетности / О.Е. Николаева, Т.В. Шишкова. - М.: Ленанд, 2016. - 240 c.
24. Саполгина Л.А. Бухгалтерский учет и анализ. Краткий курс: учебное пособие / Л.А. Саполгина. - М. : КНОРУС, 2017. - 152 с.
25. Чая В.Т. Международные стандарты финансовой отчетности: Учебник и практикум / В.Т. Чая, Г.В. Чая. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 418 c.