Социальная защита детей-сирот (трудных подростков, беспризорников) является одной из важнейших задач государства. Политика государства, обеспечивающая социальную поддержку наиболее незащищенной части населения, должна иметь своей целью не только собственно данную поддержку, но и сохранение стабильности и благополучия в обществе в целом. Не представляется возможным говорить о нормальном функционировании общества при отсутствии в нем выстроенной системы социальной защиты детей-сирот (трудных подростков, беспризорников).
Данная тема обладает высокой степенью актуальности и практической направленности, поскольку доля незащищенной части населения не уменьшается со временем. Соответственно, государственное регулирование социальной защиты детей-сирот (трудных подростков, беспризорников) имеет решающее значение для обеспечения стабильности общества.
Целью данной работы является рассмотрение функций государства по социальной защите детей-сирот (трудных подростков, беспризорников).
Задачами данной работы, направленными на достижение ее цели, являются следующие:
- анализ понятия детей-сирот (трудных подростков, беспризорников) как объекта социальной защиты;
- рассмотрение особенностей государственного обеспечения мер социальной защиты данных категорий граждан;
- анализ особенностей социального обеспечения детей-сирот (трудных подростков, беспризорников).
Таким образом, объектом исследования в данной работе выступают функции государства по социальной защите детей-сирот (трудных подростков, беспризорников), предметом же исследования является применение и реализация данных функций в целях обеспечения стабильности общества.
Глава 1. Теоретические аспекты социальной защиты детей-сирот (трудных подростков, беспризорников)
1.1. Понятие социальной защиты детей-сирот (трудных подростков, беспризорников)
Социальная защита населения – одно из важнейших направлений социальной политики государства, заключающееся в установлении и поддержании общественно необходимого материального и социального положения членов общества.
К основным принципам социальной защиты можно отнести следующие:
- адресность;
- комплексность;
- обеспечение прав и свобод личности.
Таким образом, система социальной защиты – это комплекс законодательных актов, мероприятий, а также организаций, обеспечивающих реализацию мер социальной защиты населения, поддержки социально уязвимых слоев населения.
Система социальной защиты включает в себя:
1) социальное обеспечение – возникло в России в 20-е годы ХХ в. и означало создание государственной системы материального обеспечения и обслуживания пожилых и нетрудоспособных граждан, а также семей с детьми за счет так называемых общественных фондов потребления. Эта категория по сути идентична категории социальной защиты, однако последняя применяется по отношению к рыночной экономике;
2) социальные гарантии – предоставление социальных благ и услуг гражданам без учета трудового вклада и проверки нуждаемости на основе принципа распределения по потребностям имеющихся общественных ресурсов этих благ. В нашей стране к социальным гарантиям относят:
- гарантированное бесплатное медицинское обслуживание;
- социальные пенсии (инвалидам детства; детям-инвалидам; инвалидам, не имеющим трудового стажа);
- ритуальное пособие на погребение и некоторые другие.
Разновидностью социальных гарантий являются социальные льготы . Они представляют собой систему общественных гарантий, предоставляемых отдельным группам населения (инвалидам, участникам войны, ветеранам труда и пр.). В 2005 году произошла замена натуральных льгот этим категориям населения денежными компенсациями. С 1 января 2005 года льготная категория граждан имеет право на пользование социальным пакетом и право на получение ежемесячных денежных выплат. В социальный пакет входят проезд в пригородном транспорте, бесплатное лекарственное обеспечение, санаторно-курортное лечение и проезд к месту санаторно-курортного лечения;
3) социальное страхование – защита экономически активного населения от социальных рисков на основе коллективной солидарности при возмещении ущерба. Основными социальными рисками, связанными с потерей трудоспособности, работы и соответственно, дохода, являются болезнь, старость, безработица, материнство, несчастный случай, производственная травма, профессиональное заболевание, смерть кормильца. Финансируется система социального страхования из специальных внебюджетных фондов, формируемых за счет взносов работодателей и работников, а также субсидий государства. Существует две формы социального страхования – обязательное (при поддержке государством его фондов) и добровольное (при отсутствии государственной помощи). Поддержка граждан осуществляется, прежде всего, путем денежных выплат (пенсий и пособий по болезни, старости, безработице, потере кормильца и пр.), а также при помощи финансирования услуг организаций здравоохранения, профессионального обучения и др., связанных с восстановлением трудоспособности;
4) социальная поддержка (помощь) – предоставляется социально-уязвимым группам населения, не способным в силу тех или иных причин обеспечить себе доход. Помощь осуществляется как путем денежных, так и натуральных выплат (бесплатные обеды, одежда) и финансируется за счет общих налоговых поступлений. Для получения социальной помощи обычно необходима проверка на нуждаемость. Помощь предоставляется тем людям, чьи доходы ниже минимальных жизненных стандартов, и выступает важнейшим элементом политики борьбы с бедностью, обеспечением минимального гарантированного дохода, как реализация права на жизнь.
Социальная поддержка не ограничивается только материальной помощью. Она включает также меры в виде содействия и услуг, оказываемых отдельным лицам или группам населения социальными службами для преодоления жизненных трудностей, поддержания социального статуса, адаптации в обществе.
Деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, медицинских, педагогических, правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации сформировалась в отдельную отрасль социальной сферы – социальное обслуживание.
Работа, направленная на оказание помощи, поддержки и защиты людей, и, прежде всего, социально слабых слоев общества, называется социальной работой.
Объектом социальной работы являются люди, нуждающиеся в посторонней помощи: старики, пенсионеры, инвалиды, тяжелобольные, дети; люди, попавшие в тяжелую жизненную ситуацию: безработные, наркоманы, подростки, попавшие в дурную компанию, неполные семьи, осужденные и отбывшие наказание, беженцы и переселенцы и пр.
Субъекты социальной работы – те организации и люди, которые ведут эту работу. К субъектам социальной работы относятся: государство в целом, осуществляющее социальную политику через государственные органы социальной защиты; общественные организации; благотворительные организации и общества милосердия.
Основным субъектом социальной работы являются люди, занимающиеся ей профессионально или на общественных началах. Профессиональных социальных работников (т. е. людей, имеющих соответствующее образование и диплом) около полумиллиона во всем мире (в России несколько десятков тысяч). Основную часть социальной работы выполняют непрофессионалы либо в результате сложившихся обстоятельств, либо в силу убеждений и чувства долга.
Социальная защита детей-сирот осуществляется в соответствии с этическими принципами:
1) достоинство личности – право на достойное обращение, лечение, социальную помощь и поддержку;
2) координация помощи – помощь, оказываемая различными социальными органами, должна носить деятельностный, координированный и последовательный характер;
3) индивидуализация помощи – помощь оказывается, прежде всего, самому гражданину, учитывая его окружение;
4) ликвидация разрыва между санитарным и социальным уходом – при приоритетном характере критерия состояния здоровья, уровень финансовой помощи не может зависеть от уровня жизни и места проживания.
На современном этапе организация помощи предполагает разработку социальных технологий, внедрение которых будет способствовать решению вопросов, связанных с психологическими трудностями, возникающими у детей-сирот в процессе общения или от одиночества.
Таким образом, социальная защита детей-сирот (трудных подростков, беспризорников) должна иметь в своей основе комплексный подход, направленный на решение и устранение широкого круга проблем общества в целом.
1.2. Государственное обеспечение социальной защиты детей-сирот (трудных подростков, беспризорников)
Основным показателем высокой культуры и цивилизации общества являются социальные гарантии и социальная защита детей-сирот, а также качество оказываемой им помощи и поддержки.
Социальное обслуживание граждан представляет собой деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам . Социальное обслуживание включает в себя совокупность социальных услуг (уход, организация питания, содействие в получении медицинской, правовой, социально-психологической и натуральных видов помощи, помощь в профессиональной подготовке, трудоустройстве, организации досуга, содействие в организации ритуальных услуг и др.
В соответствии с требованиями норм международного права ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или не может более оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.
В Российской Федерации задачей государственной важности является создание условий для полноценного физического, интеллектуального, духовного, нравственного и социального развития детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подготовки их к самостоятельной жизни в современном обществе. Для этого предусматривается комплексное осуществление мероприятий, как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов федерации, направленных на формирование и реализацию
1. Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 30.12.2013, № 52 (часть I), ст. 7007.
2. Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 17.12.2001, № 51, ст. 4831.
3. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ (ред. от 28.12.2013, с изм. от 04.06.2014) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 24.12.2001, № 52, ст. 4920.
4. Федеральный закон от 24.07.1998 № 125-ФЗ (ред. от 01.12.2014) «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» // Собрание законодательства РФ, 03.08.1998, № 31, ст. 3803.
5.Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 № 95 (ред. от 04.09.2012) «О порядке и условиях признания лица инвалидом» // Собрание законодательства РФ, 27.02.2006, № 9, ст. 1018.
6. Агафонов С.А. Пенсионное обеспечение в Российской Федерации / С.А. Агафонов. – М.: Академия, 2012. – 478 с.
7. Андреев С.А. Социальное обеспечение незащищенных категорий граждан / С.А. Андреев. – М.: Академия, 2012. – 478 с.
8. Галаганов В.П. Право социального обеспечения: учебник / В.П. Галаганов. – М.: Кнорус, 2014. – 512 с.
9. Кругликов Л.Л. Социальная поддержка инвалидов / Л.Л. Кругликов. – М.: Проспект, 2014. – 337 с.
10. Михалева Н.А. Об особенностях назначения трудовых пенсий/ Н.А. Михалева. – М.: Наука, 2014. – 264 с.
11. Плотников А.И. Теоретические основы социального обеспечения / А.И. Плотников. – М.: Проспект, 2013. – 452 с.
12. Сверчков В.В. Право социального обеспечения / В.В. Сверчков. – М.: Юрайт, 2014. – 752 с.
13. Шарнина Л.А. Основы социального обеспечения в Российской Федерации / Л.А. Шарнина. – М.: Проспект, 2013. – 388 с.
14. Яковлева К.М. Государственная поддержка населения / К.М. Яковлева. – М.: Проспект, 2014. – 345 с.
15. Яшнова О.Н. Право социального обеспечения / О.Н. Яшнова. – М.: Наука, 2014. – 503 с.