Введение
1. Понятие и сущность государственных внебюджетных фондов
1.1 Понятие и особенности формирования государственных внебюджетных фондов
1.2 Становление внебюджетных фондов в Российской Федерации
2. Анализ современного состояния государственных фондов
2.1 Пенсионный фонд Российской Федерации
2.2 Фонд социального страхования Российской Федерации
2.3 Фонд обязательного медицинского страхования Российской Федерации
3. Основные пути преодоления проблем государственных внебюджетных фондов
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Тема курсовой работы: «Государственные внебюджетные фонды, их роль и проблемы функционирования».
Государственный внебюджетный фонд – фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Внебюджетные фонды – один из методов перераспределения национального дохода государства в пользу определенных социальных групп населения. Внебюджетные фонды решают две важные задачи: обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики и расширение социальных услуг населению.
Социальные внебюджетные фонды являются самостоятельными финансовыми институтами. Однако самостоятельность эта имеет свои особенности, существенно отличаясь от экономической и финансовой самостоятельности государственных, акционерных, кооперативных, частных предприятий и организации. Внебюджетные социальные фонды реализуют процессы мобилизации и использования средств фондов в размерах и на цели, регламентированные государством. Существенной проблемой всех внебюджетных фондов является организация действенного контроля за поступлением и расходованием средств фондов. Особо актуальным является вопрос контроля за нецелевым использованием внебюджетных фондов.
Таким образом, целью данной работы является анализ роли и проблем функционирования государственных внебюджетных фондов.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) дать понятие и сущность государственных внебюджетных фондов;
2) проанализировать современное состояние государственных фондов;
3) предложить основные пути преодоления проблем государственных внебюджетных фондов.
1. Понятие и сущность государственных внебюджетных фондов
1.1 Понятие и особенности формирования государственных внебюджетных фондов
В современном мире образование различных, притом весьма значительных по объему внебюджетных фондов стало обычной практикой. Огромные объемы аккумулируемых во внебюджетных фондах средств являются, по существу, вторым бюджетом центральных правительств, а значит, расширяют и финансовые ресурсы, и возможности целенаправленного регулирования социально-экономических процессов. Принято считать, что первые государственные внебюджетные фонды появились в конце 20-х – начале 30-х гг. XX в. Однако правильнее было бы говорить о том, что с этого времени они стали формироваться на более регулярной основе и в значительно больших объемах. После Второй мировой войны внебюджетные фонды стали создаваться особенно активно, первоначально в развитых странах Западной Европы.
Появление государственных внебюджетных фондов (в виде различных специальных фондов, специальных счетов и т. д.) было вызвано необходимостью решения на том или ином этапе возникающих острых социально-экономических проблем, решение которых по разным причинам оказывалось невозможным за счет бюджетных ресурсов. К тому же в отличие от бюджетных фондов, предназначенных для удовлетворения огромного круга общественных потребностей, внебюджетные фонды изначально создавались для решения относительно узких конкретных задач, что объективно требовало формирования особых финансовых механизмов привлечения и использования средств. Со стороны общественности практика формирования государством внебюджетных фондов не пользуется широкой поддержкой, тем не менее, она сохраняется. Разнообразие целей и задач, для решения которых создаются государственные внебюджетные фонды, не позволяет провести их четкую классификацию, поэтому все существующие фонды можно условно разделить на два основных типа: экономические и социальные.
О специфике государственных внебюджетных фондов свидетельствует само их название. Независимо от цели и способа формирования государственный внебюджетный фонд – это фонд, созданный государством, отделенный от бюджета. Государственные внебюджетные фонды можно рассматривать с двух точек зрения: материальной и институциональной. Существенное значение имеют обозначенные в названии особенности фонда: государственный внебюджетный фонд – это, с одной стороны, фонд денежных средств, созданный государством отдельно от бюджета для финансового обеспечения выполнения определенных задач, а с другой стороны, организация, осуществляющая управление этим денежным фондом.
А) Нормативно-правовые акты
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с изменениями от 31 декабря 1999 г., 5 августа, 27 декабря 2000 г., 8 августа, 30 декабря 2001 г., 29 мая, 10, 24 июля, 24 декабря 2002 г., 7 июля, 11 ноября, 8, 23 декабря 2003 г., 20 августа 2004 г.)
2. О бюджете Пенсионного фонда РФ на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов: Федеральный закон РФ от 21.07.2007 г. № 182-ФЗ.
3. О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов: Федеральный закон РФ от 21.07.2007 г. №184-ФЗ.
4. О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2008 год и па плановый период 2009 и 2010 годов: Федеральный закон от 21.07.2007 г. № 186-ФЗ.
5. Федеральный закон от 21.07.2007 № 182-ФЗ «О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» // КонсультантПлюс. Законодательство. ВерсияПроф/АО «Консультант Плюс». – М., 2007.
6. Положение о Пенсионном фонде Российской Федерации (России) (утв. постановлением ВС РФ от 27 декабря 1991 г.) (с изменениями от 24 декабря 1993 г., 5 мая 1997 г.)
7. Постановление Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. N 101 «О Фонде социального страхования Российской Федерации» (с изменениями от 24 июля 1995 г., 19 февраля, 15 апреля, 23 декабря 1996 г., 22 ноября 1997 г., 23 декабря 1999 г., 19 июля 2002 г.)
8. Проект Бюджетной Стратегии РФ на период до 2023 года // Министерство финансов РФ, 2008. – 73 с.
Б) Научная литература
9. Биткина И.К. Формирования и финансирование базовой части пенсии: направления и возможности совершенствования // Журнал «Финансы и кредит». – 2008 – №46 (334) – С. 55-61.
10. Биткина И.К. Экономический анализ финансового механизма конвертации дореформенных пенсионных прав. // Журнал «Финансы и кредит». – 2009. – №7 (343). – С. 62-67.
11. Биткина И.К. О путях повышения страховых принципов пенсионной системы//Журнал «Финансы». – 2009. – №2. – С. 75-76.
12. Вавулин Д.А. К вопросу о реформе пенсионной системы Российской Федерации//Журнал «Бухгалтерский учет». – 2009. – №1 (217) – С. 31-34.
13. Волков Я. Моделирование пенсионных реформ и оценка неявного пенсионного долга // Журнал «Вопросы экономики». – 2009. – №4 апрель.
14. Горюнов И.Ю., Михальчук В.Ю. Роль негосударственных пенсионных фондов в современной пенсионной системе России // Журнал «Финансы» – 2008 – №1 – С. 61-67.
15. Губанов С. Приоритетные задачи экономической политики России // Экономика и управление собственностью / Специальный выпуск. 2008. С. 40-47.
Всего 25 источников.