Курсовая работа|Банковское дело

Курсовая Негосударственное пенсионное обеспечение

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2017 | Страниц: 28

Введение

Глава 1 Теоретические основы негосударственного пенсионного обеспечения

1.1. Социально-экономическая сущность негосударственного пенсионного обеспечения в системе социального обеспечения

1.2. Организационно-правовые нормы негосударственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации

Глава 2 Анализ деятельности негосударственных пенсионных фондов в Российской Федерации

2.1. Анализ рынка негосударственного пенсионного обеспечения за 2014-2018 годы

2.2 Проблемы и перспективы развития негосударственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации в системе социального обеспечения

Заключение

Список литературы

Негосударственное пенсионное обеспечение является одним из уровней пенсионной системы Российской Федерации. Негосударственные пенсионные фонды, как элемент социальной сферы народного хозяйства, оказывают влияние на социальные процессы, позволяя достигнуть более высокий уровень пенсионной обеспеченности российским пенсионерам. Так же фонды учувствуют в экономических отношениях, в первую очередь через использование своего инвестиционного потенциала. В развитых странах негосударственные пенсионные фонды являются важными участниками инвестиционного процесса, предоставляющих экономике существенный инвестиционный ресурс на долгосрочной основе.

Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что пенсионная система Российской Федерации находится в процессе реформирования. Развитие негосударственного пенсионного обеспечения является одной из приоритетных стратегий долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации. С помощью данного института пенсионной системы предполагается достигнуть достойного уровня пенсий для граждан Российской Федерации, обеспечивающего 40% утраченного заработка.

Цель работы – выявление перспектив развития негосударственного пенсионного обеспечения в Российской Федерации.

Для достижения указанной цели в исследовании были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть теоретические основы негосударственного пенсионного обеспечения;

- изучить организационно-правовые нормы негосударственного пенсионного обеспечения;

- провести анализ деятельности негосударственных пенсионных фондов в Российской Федерации;

- определить проблемы развития негосударственного пенсионного обеспечения и перспективы развития.

Объект исследования – негосударственные пенсионные фонды, осуществляющие деятельность по негосударственному пенсионному обеспечению.

Предметом исследования является негосударственное пенсионное обеспечение как элемент пенсионной системы Российской Федерации.

Методологическую основу исследования составили Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах», другие федеральные законы, постановления Правительства Российской Федерации, материалы с официальных сайтов Центрального банка Российской Федерации и Пенсионного фонда Российской Федерации.

Теоретической основой данной работы послужили работы таких авторов, как: Истомина Н.А., Кашинская П.В., Орлов С.Н., Шеметов А.П., Преснякова В.В. и др.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

В первой главе рассмотрена социально-экономическая сущность негосударственного пенсионного обеспечения, нормативно-правовая база деятельности негосударственных пенсионных фондов в сфере негосударственного пенсионного обеспечения и опыт зарубежных стран.

Глава 1 Теоретические основы негосударственного пенсионного обеспечения

1.1. Социально-экономическая сущность негосударственного пенсионного обеспечения в системе социального обеспечения

Российская Федерация является социальным государством, которое гарантирует своим гражданам достойную жизнь и защиту интересов. Пенсия является важнейшим инструментом обеспечения жизни людей, которые достигли пенсионного возраста. В нашей стране современная пенсионная система является достаточно молодой и подвергается регулярным изменениям. В настоящее время пенсионная система Российской Федерации состоит из трех уровней :

- государственное пенсионное обеспечение;

- обязательное пенсионное страхование;

- негосударственное пенсионное обеспечение.

В настоящее время в законодательстве и нормативных актах отсутствует ряд основополагающих определений негосударственного пенсионного обеспечения. Нет даже общепринятого определения самого термина «негосударственное пенсионное обеспечение». Такое положение нельзя признать нормальным. Существуют также многочисленные термины, часто употребляющиеся в литературе и практике общения фондов, определения которых также отсутствуют, например, «дополнительное пенсионное обеспечение», «дополнительная пенсия», «корпоративное пенсионное обеспечение», «корпоративная пенсия» и т.д.

Комитет по пенсионным технологиям Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов предложил такое определение негосударственного пенсионного обеспечения: «совокупность правовых, социально-экономических и организационных отношений между государством, негосударственным пенсионным фондом, вкладчиками и участниками, возникающих по поводу выплат негосударственных пенсий».

Негосударственный пенсионный фонд - организация, исключительной деятельностью которой является негосударственное пенсионное обеспечение, в том числе досрочное негосударственное пенсионное обеспечение, и обязательное пенсионное страхование. Такая деятельность осуществляется фондом на основании лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию.

Так же Комитет по пенсионным технологиям Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов определяет добровольную и обязательную формы негосударственного пенсионного обеспечения :

- негосударственное пенсионное обеспечение добровольное – форма негосударственного пенсионного обеспечения, при котором вкладчики вносят пенсионные взносы в фонд на принципах добровольности в соответствии с условиями пенсионного договора;

- негосударственное пенсионное обеспечение обязательное – форма негосударственного пенсионного обеспечения, при котором вкладчики вносят пенсионные взносы в фонд в обязательном порядке в силу федерального закона (например, профессиональные пенсионные системы).

Определённым выше видам пенсионного обеспечения соответствуют следующие виды пенсий:

- дополнительная пенсия – любой вид пенсии, источником выплат которой не является система государственного (федерального) пенсионного обеспечения и страхования;

- негосударственная пенсия - денежные средства, регулярно выплачиваемые участнику в соответствии с условиями пенсионного договора.

Негосударственные пенсионные фонды можно классифицировать по категориям их учредителей и типу основных вкладчиков:

- отраслевые (нефть и газ, транспорт, розничная торговля, энергетика, оборонный и машиностроительный комплекс, телекоммуникации, металлы и добыча, финансово-промышленные группы, строительство);

- финансовые (банки, страховые организации);

- общественные (профессиональные сообщества или иные общественные объединения);

- территориальные.

Так же различают фонды закрытые и открытые. Первые активно развиваются за счет средств, поступающих от организаций-учредителей (вкладчиков), а также работников соответствующих предприятий. Вторые привлекают частных (физических) лиц с открытого рынка, а независимости от принадлежности конкретному работодателю.

Назначение негосударственного пенсионного обеспечения заключается в доведении размера пенсии до уровня, позволяющего обеспечить достойную жизнь пенсионеров, которое не может быть обеспеченно в полной мере финансовыми ресурсами государства.

Стратегией долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации поставлена задача – достигнуть уровень замещения пенсионерам утраченного заработка в размере 40% при нормативном страховом стаже и средней заработной плате. Однако, по мнению экспертов, для достойной жизни уровень замещения должен составлять не менее 70 %, которые, согласно стратегии, планируется достигать при помощи корпоративных пенсий, представляющих собой дополнительные страховые взносы со стороны работодателей и добровольных пенсий в виде личных средств граждан в негосударственных пенсионных фондах, которым, согласно стратегии, отводится приоритетная роль .

Основанием выплаты пенсии по негосударственному пенсионному обеспечению является договор, который заключается между вкладчиком и негосударственным пенсионным фондом. При этом вкладчиком может выступать как физическое лицо, так и работодатель. Пенсия формируется не только за счет добровольных взносов в негосударственный пенсионный фонд, но также за счет инвестиционного дохода, полученного в результате управления этими взносами. Именно пенсионный договор определяет размер и порядок внесения в фонд вкладчиком пенсионных взносов, за счет которых будет осуществляться выплата участнику негосударственной пенсии. Предметом пенсионного договора является осуществление фондом негосударственного пенсионного обеспечения участника, включающее в себя аккумулирование пенсионных взносов, размещение и организацию размещения пенсионных резервов, учет пенсионных обязательств фонда, назначение и выплату негосударственных пенсий участникам фонда, а в установленных случаях - осуществление выплаты правопреемникам застрахованного лица.

Характерной чертой негосударственного пенсионного обеспечения является то, что для заключения договора негосударственного пенсионного обеспечения трудовой стаж не требуется.

Негосударственное пенсионное обеспечение на данный момент получило свое наилучшее развитие в развивающихся отраслях экономики. Это связано с тем, что предприятия таких отраслей как электроэнергетика, нефтедобыча, металлургия, газовая промышленность создают свои негосударственные пенсионные фонды для дополнительного пенсионного обеспечения своих сотрудников.

Негосударственное пенсионное обеспечение выполняет важную социальную функцию путем аккумулирования денежных средств в виде взносов работодателей и самих работников и размещения этих средств в высоконадежные активы. Как уже говорилось выше, государство не способно в полной мере обеспечить граждан средствами, необходимыми для достойной жизни пенсионеров. Потому что в таком случае необходимо будет принимать решение о повышении налоговой нагрузки на граждан, что невозможно в современных условиях. В России на данный момент принимается решение о повышении пенсионного возраста, чтобы снизить нагрузку на бюджет Пенсионного фонда и на федеральный бюджет. В данных условиях развитие негосударственного пенсионного обеспечения является важной мерой для поддержки будущих пенсионеров. Главная задача на данный момент состоит в создании благоприятных условий для финансирования работниками личных пенсионных сбережений и повышению ответственности за формирование своей будущей пенсии.

Помимо социальной функции негосударственные пенсионные фонды выступают в качестве специфического института финансового посредничества, аккумулируя пенсионные накопления граждан с целью осуществления долгосрочных инвестиций, обеспечивая определенный уровень доходности вложений, контролируя их рискованность и устанавливая возможную ликвидность вложений .

Ограниченная ликвидность активов негосударственного пенсионного фонда и длительный срок большинства пенсионных схем позволяет этому институту направлять аккумулированные средства на цели долгосрочного инвестирования, активно участвовать в финансировании программ с низкой доходностью, высокой надёжностью и длительным сроком реализации. Ни один другой финансовый институт не имеет конкурентных преимуществ перед негосударственными пенсионными фондами на данном сегменте рынка долгосрочных инвестиций, поскольку их деятельность ограничена более жёсткими нормативными требованиями ликвидности активов.

Таким образом, негосударственное пенсионное обеспечение в ходе своей деятельности реализует социальную функцию. Оно является одним из инструментов государственной социальной политики, направлением которой является формирование и развитие новых рыночных институтов и механизмов социальной защиты граждан. Однако негосударственные пенсионные фонды преследуют так же финансовые и инвестиционные цели. Аккумулирование средств граждан позволяет негосударственным пенсионным фондам получить устойчивый источник финансирования долгосрочных финансовых проектов. Так же заключение договора негосударственного пенсионного обеспечения позволяет организациям улучшить кадровую политику, повысить заинтересованность среди персонала путем материального стимулирования и гарантии сохранения стабильного и достаточного дохода при наступлении пенсионного возраста.

1) Антонова, М.А., Рахманкулова, Г.И. Негосударственное пенсионное обеспечение в России: современное состояние и перспективы развития/ М.А. Антонова, Г.И. Рахманкулова// Труд и социальные отношения. 2014 – № 7 – С. 3-8.

2) Баланюк, Н.Ю. Административно-правовое обеспечение деятельности негосударственных пенсионных фондов/ Н.Ю. Баланюк// Вестник Краснодарского университета МВД России – 2013 - №3(21) – С. 54-57.

3) Залко, Г. Американский опыт пенсионного обеспечения/ Г. Залко// Рынок ценных бумаг – 2014 -№17 – С. 56-59.

4) Истомина, Н.А., Кашинская, П.В. Негосударственное пенсионное обеспечение – понятийный аппарат и эволюция в России/ Н.А. Истомина, П.В. Кашинская// Финансовая аналитика: проблемы и решения. – 2015. – № 40. – С. 43-47

5) Манзарова, Э.Д. Особенности современного этапа развития системы негосударственного пенсионного обеспечения в России/ Э.Д. Манзарова// Вестник Хабаровской государственной академии экономики и права – 2014 – №3. – С. 14-19.

6) Орлов, С.Н., Шеметов, А.П. Негосударственные пенсионные фонды в системе пенсионного обеспечения Российской Федерации/ С.Н. Орлов, А.П. Шеметов// Зауральский научный вестник. – 2013. – № 1 (3). – С. 20-26

7) Основные результаты деятельности негосударственных пенсионных фондов за 9 месяцев 2014 года (по данным Банка России) // Пенсионное обозрение – 2015 - №1(21) – С. 26-28

8) Ощепкова, А.С., Починок, Н.Б. Повышение роли негосударственных пенсионных фондов (НПФ) в финансировании долгосрочных инвестиций: зарубежный опыт и российская практика/ А.С. Ощепкова, Н.Б. Починок// Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2014 – №10(70) – С. 64.

9) Преснякова, В.В. Зарубежный опыт в сфере негосударственного пенсионного обеспечения и преемственность его использования в Российской Федерации/ В.В. Преснякова// Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. 2013 – № 2 (6) – С. 28-35.

10) Ташбекова, И.Ю. Негосударственное пенсионное обеспечение в России во второй половине ХIХ - начале ХХ века/ И.Ю. Ташбекова// Альманах современной науки и образования – 2016 – №9. – С. 25-27.

11) Шкрапкин, А. Особенности управления активами негосударственных пенсионных фондов/ А. Шкрапин// Рынок ценных бумаг- 2012- № 10 - С. 43-45.

12) Юрьевна, И.А., Масюк, Н.Н. Управление финансовыми ресурсами негосударственного пенсионного фонда: формы и методы/ И.А. Юрьевна, Н.Н. Масюк // Современные технологии управления – 2014 – №4(40) – С. 1-6

13) Центральный Банк Российской Федерации. Обзор ключевых показателей некредитных финансовых организаций по итогам 2014 года. // [WWW-документ] URL: http://www.cbr.ru/finmarkets/files/supervision/review_270415.pdf (2015. – 1 сентября)

14) Национальная ассоциация негосударственных пенсионных фондов. Основные направления развития негосударственного пенсионного обеспечения и обязательного накопительного пенсионного страхования в Российской Федерации на период до 2020 года. [WWW-документ] URL: http://процесс www.napf.ru/3860 (2015. – 1 сентября)

15) Материалы с официального сайта Центрального Банка Российской Федерации. Основные показатели деятельности негосударственных пенсионных фондов. [WWW-документ] URL: http://www.cbr.ru/finmarkets/?PrtId=sv_coll_invest (2015. – 1 сентября)

16) Материалы с официального сайта Министерства финансов Российской Федерации. Обзор инвестирования средств пенсионных накоплений в 2013 году. [WWW-документ] URL: http://банк minfin.ru/common/как upload/интернет library/2014/12/повышение main/торговля Obzor_2013.pdf (2015. – 1 сентября)

17) Материалы с официального сайта Пенсионного фонда Российской Федерации. Расчет стоимости инвестиционного портфеля и расчет стоимости чистых активов, в которые инвестированы средства пенсионных накоплений. [WWW-документ] URL: http://www.pfrf.ru/grazdanam/pensions/pens_nak/osnov_sved_invest/ (2015. – 1 сентября)

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Банковское дело
2015 год 38 стр.
Курсовая Банковское страхование
diplomstud
Курсовая работа Банковское дело
2012 год 54 стр.
Курсовая Управление ликвидностью банка
diplomstud
Курсовая работа Банковское дело
2012 год 25 стр.
Курсовая Обеспечение устойчивости банков
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское