В современных рыночных условиях малый бизнес получает все большее распространение, что во многом обусловлено его динамичностью, быстротой адаптацией к меняющейся рыночной конъюнктуре, а также определенными льготами, предоставляемыми государством данному сектору экономики. Малые предприятия, не требующие крупных стартовых инвестиций и гарантирующие высокую скорость оборота ресурсов, способны наиболее быстро и экономно решать проблемы реструктуризации экономики, формирования и насыщения рынка потребительских товаров в условиях ограниченности финансовых ресурсов. Значительное влияние на развитие малого предпринимательства окажет введенный в действие с 1 января 2008 года Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", который определил новые критерии отнесения субъектов бизнеса к малым.
Глубинную сущность малого бизнеса составляют экономические отношения. На одной стороне этих отношений всегда стоит государство, которое видит в субъектах малого бизнеса опору, как в экономической, так и в социальной сфере. С другой стороны выступают предприниматели как субъекты малого бизнеса, чья заинтересованность проявляется в увеличении своих собственных доходов, улучшении благосостояния.
Малый бизнес выполняет многообразные функции в рыночной экономике: соединяет экономику в единое целое; формирует в ней конкурентные отношения; обеспечивает восприимчивость экономики к новшествам; создает условия для занятости.
В соответствии с нормативной базой: регулирования и сложившейся практикой хозяйствования в деятельности малых предприятий имеется целый ряд особенностей организации бухгалтерского учета. Это касается вопросов порядка формирования учетной политики, выбора формы бухгалтерского учета и составления отчетности. Для малых предприятий характерно отсутствие возможностей для организации одновременно финансового, управленческого и налогового учета, что заставляет отдавать предпочтение одному из них. Зачастую основное внимание при этом уделяется вопросам исчисления налогов, что обусловлено целым рядом причин.
Несовершенство налогового законодательства приводит к тому, что в действующие нормативные документы периодически вносятся поправки и изменения, требующие постоянного внимания бухгалтеров. Кроме того, неправильное исчисление налогов или их несвоевременная уплата влекут за собой штрафные санкции, способные в значительной степени ухудшить финансовое положение малого предприятия. Таким образом, налоговые риски занимают значительное место в системе финансовых рисков субъектов малого бизнеса.
Целью данной курсовой работы является анализ системы учета и условий налогообложения деятельности предприятия малого бизнеса и разработка рекомендаций направленных на совершенствование системы учета и выбор режима налогообложения.
Оценку результатов налогового стимулирования малых предприятий раскроем на примере Оренбургской области.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд важных задач, которые и определят структуру курсовой работы:
- роль малого бизнеса в развитии современной рыночной экономике;
- анализ российской практики стимулирования развития малого бизнеса;
- определим оценку результатов налогового стимулирования малых предприятий в России на примере Оренбургской области ;
- покажем проблемы в области налогообложения малого бизнеса.
В последнее десятилетие в РФ много говорится об исключительной важности малого бизнеса для развития экономики, формирования «среднего класса», обеспечения политической и социальной стабильности в обществе. В эти же годы принято немало законов, указов, постановлений и других нормативных актов, направленных на поддержку малого предпринимательства. Это не намного улучшило положение представителей малого бизнеса в России. И самая главная причина этому - непосильные налоги. Малый бизнес, часто возникающий на короткое время для удовлетворения сиюминутных потребностей и изготовления комплектующих изделий, очень многообразен, и его следует квалифицировать по признакам которые мы раскроем.
В основу исследования легли работы ведущих отечественных и зарубежных ученых в области налогообложения субъектов малого предпринимательства. Также основой исследования послужили часть 1 и 2 Налогового кодекса РФ, Федеральные законы РФ, Гражданский кодекс РФ, нормативные правовые документы министерств и ведомств.
Исследование содержит данные Федеральной налоговой службы Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Государственного комитета по статистике Российской Федерации. Также были использованы данные бухгалтерской и статистической отчетности субъектов малого предпринимательства.
1 Теоретические основы налогового стимулирования малого бизнеса.
1.1 Роль малого бизнеса в развитии современной рыночной экономике.
Малые предприятия традиционно ориентированы на текущую прибыль, способны быстро реагировать на спрос и предложение, оперативно удовлетворять потребности в товарах, работах и услугах. Они формируют своеобразную инфраструктуру рынка, создают конкурентную среду. Существует группа отраслей, где малый бизнес может быть преобладающей формой организации труда, – прежде всего это обслуживание населения.
Для предпринимательства в незначительных масштабах не нужны большие накопления не только потому, что не требуются дорогостоящие производственные фонды, но и из-за относительно высокой оборачиваемости капитала.
Малые предприятия не способны самостоятельно выступать инициаторами наукоемких, фондоёмких, энергоемких, ресурсоемких и трудоемких производств, поэтому их значение в экономике нельзя переоценивать. Они могут эффективно обслуживать крупные производства на условиях подряда, что широко применяется в Японии и других странах. Получая конкретные и четко сформулированные задания, необходимые материально-технические ресурсы, малые предприятия быстро перестраиваются и налаживают производство на выпуск новой продукции, товаров и услуг.
Бизнес — это любой вид деятельности, приносящий доход или иные личные выгоды. По мере развития предпринимательской деятельности бизнес укрепляется, принимая различные виды и формы, но всегда основу бизнеса составляет малое предприятие.
В нашей стране для определения малого предприятия используются отраслевая принадлежность и число занятых (статья 3) [1]
В соответствии с действующим законодательством в России к малым предприятиям относятся коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 49% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней: в промышленности, строительстве и на транспорте – 100 человек; в сельском хозяйстве и научно-технической сфере – 60 человек; в оптовой торговле – 50 человек; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения – 30 человек; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности – 50 человек.
Малые предприятия гибки и маневренны; они сравнительно легко приспосабливаются к конъюнктуре рынка и изменениям в производстве, оперативно реагируют на запросы потребителей, быстро осваивая новые технологии, новые виды продукции и услуг; расположены близко к потребителю. Развитие «малой экономики» способствует формированию конкурентной среды; широкое распространение «малых» предприятий делает экономику наиболее восприимчивой к внедрению достижений научно-технического прогресса. Кроме того, на малых предприятиях достигается более рациональное использование трудовых ресурсов, и «малая экономика» обеспечивает в определенной степени решение проблемы занятости, особенно в небольших и средних городах.
Малый бизнес, часто возникающий на короткое время для удовлетворения сиюминутных потребностей и изготовления комплектующих изделий, очень многообразен, и его следует квалифицировать по следующим признакам.
1. По формам собственности, организационно-правовому статусу мелкие фирмы делятся на индивидуальные (основанные на индивидуальном капитале), в том числе семейные; общества с ограниченной ответственностью (основанные на долевом участии), среди которых выделяют полные, смешанные и общества с ограниченной ответственностью; акционерные общества.
2. По способу образования мелкие предприятия делятся на создаваемые заново и образующиеся путем выделения какого-либо подразделения из действующего предприятия. Важным моментом является возможность образования мелкой фирмы на основе смешанных форм собственности при наличии нескольких учредителей.
3. По уровню доходов и степени коммерческого успеха мелкие фирмы можно разделить на три группы.
Первую группу составляют предприятия, не имеющие наемных работников и живущие за счет собственного труда.
Вторая группа представлена владельцами небольших предприятий, которые, как правило, имеют наемную рабочую силу. Их относительная хозяйственная устойчивость объясняется тем, что многие из них функционируют как подсобные и вспомогательные специализированные предприятия, работающие по субконтрактам с крупными предприятиями.
Третья группа представлена собственниками небольших прибыльных предприятий (10—15% от общего числа), среди которых доминируют владельцы фирм и контор, специализирующихся на оказании профессиональных услуг.
Работа в мелких фирмах по своему характеру может быть как основной деятельностью, так и неосновной, когда наемные работники (врачи, юристы, экономисты, инженеры) образуют собственное дело и занимаются им часть рабочего дня (недели, месяца) или сезонно.
Особое место в малом бизнесе занимает так называемый венчурный бизнес, представленный фирмами, занимающимися коммерческим освоением нововведений. Ряд причин, в том числе переход на новые технологии, развитие сферы услуг, новая волна научно-технических нововведений, наличие «избытка капитала», стимулировали создание «рисковых» инновационных, «стартовых» внедренческих компаний, которых объединяет одно — стремление извлечь максимум прибыли от коммерческого освоения нововведения любого вида (открыто, изобретение) и модификации уже освоенного товара. Венчурный капитал готов прийти в любую сферу приложения, но лишь тогда, когда есть шанс получить сверхвысокую прибыль. Обычно создание рисковой инновационной компании предполагает наличие трех условий: 1) идеи нововведения; 2) предпринимателя, готового на основе такой идеи организовать новую фирму; 3) капитала. Деятельность начинающих венчурных фирм финансируется из так называемых фондов венчурных капиталов, в которых участвуют венчурные корпорации.
Малый бизнес выполняет многообразные функции в рыночной экономике: соединяет экономику в единое целое; формирует в ней конкурентные отношения; обеспечивает восприимчивость экономики к новшествам; создает условия для занятости. Как уже говорилось, бесчисленные мелкие предприятия выполняют роль «соединительной ткани» экономики. Они появляются там, где другие предприятия неэффективны (местные «ближайшие» бензоколонка, магазин, кафе, парикмахерская), а также там, где прочие фирмы не обеспечивают достаточно индивидуализированного подхода к клиенту. Без мелких предприятий возникла бы «лоскутная» экономика, где одни потребности населения удовлетворялись бы полностью, а другие нет. Напротив, постоянный поиск новых общественных потребностей и непрерывное приспособление к ним — основа стратегии малого бизнеса. Не случайно мелкие фирмы не занимаются планированием своей деятельности, а если и составляют план, то гибкий и краткосрочный.
Для экономики в целом деятельность мелких фирм оказывается важным фактором повышения ее гибкости. По уровню развития малого бизнеса можно судить о способности страны приспосабливаться к окружающей обстановке в мировой экономике. Не менее важна роль мелких фирм в формировании конкурентных отношений. Мелкие независимые производители конкурируют со вспомогательными подразделениями гигантских концернов и успешно вытесняют их с рынка. Малый бизнес выступает в роли своего рода скальпеля, срезающего малопроизводительные подразделения концернов. В то же время мелкие фирмы слабы поодиночке, но вместе они представляют значительную силу, способную воздействовать на конъюнктуру рынка. Не будь постоянного конкурентного давления со стороны мелких компаний, крупные фирмы могли бы совместно повышать цены, сохранять технологии и т.п. Всему этому препятствует мелкий бизнес, эффективно сдерживающий тенденцию к застою, свойственную фирмам-гигантам.
Беспрецедентна роль малого бизнеса в ускорении внедрения достижений научно технического прогресса. Хотя подавляющая часть научных исследований осуществляется крупными компаниями (в странах общего рынка две трети всех промышленных исследований выполняются крупными фирмами), однако принципиальные нововведения, меняющие имидж всей промышленности, оказываются результатом деятельности мелких, ранее неизвестных компаний. Все крупные современные концерны возникли из мелких пионерских фирм еще в начале XX века.
Нельзя также не отметить важную роль малого бизнеса в решении проблемы занятости населения. По данным статистики, 80% рабочих мест обеспечивает мелкое предпринимательство (коммутанты). Проблема занятости населения становится все более актуальной и для нашей страны и условиях рыночной экономики. Широкое развитие малых предприятий позволяет значительно смягчить эту проблему. Также через мелкое предпринимательство в общественно полезную деятельность можно включить и наименее обеспеченные слои общества (пенсионеры, инвалиды, учащиеся), которые не могут работать полный рабочий день, а нуждаются в дополнительных заработках.
Несмотря на определенную ограниченность и недостатки, малый бизнес имеет бесспорные преимущества перед крупным производством и выполняет многообразные функции в современной рыночной экономике. Этим определяется его место в общей экономическом системе.
Большинство исследований в области малого предпринимательства традиционно посвящено внешним факторам, определяющим его развитие - налоговой нагрузке, государственному регулированию и государственной поддержке. В то же время большое значение в условиях ужесточения конкуренции имеют внутренние факторы развития бизнеса - наличие стратегии, обучение персонала, использование современных технологий ведения бизнеса, поиск внутренних источников повышения конкурентоспособности фирмы.
Глубинную сущность малого бизнеса составляют экономические отношения. На одной стороне этих отношений всегда стоит государство, которое видит в субъектах малого бизнеса опору, как в экономической, так и в социальной сфере. С другой стороны выступают предприниматели как субъекты малого бизнеса, чья заинтересованность проявляется в увеличении своих собственных доходов, улучшении благосостояния.
Малое предпринимательство выполняет ряд важных функций. Во-первых, оно обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Во-вторых, оно способно не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться. В-третьих, создавать атмосферу конкуренции. В-четвертых (и это, пожалуй, самое главное), оно создает ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна [2].
Малый бизнес обеспечивает новые рабочие места, так необходимые экономике РФ. Новые вакансии создаются за счет новых небольших фирм, а не за счет крупных устоявшихся компаний.
Малый бизнес создает благоприятные условия для более эффективного функционирования крупных предприятий, обеспечивая широкие возможности выполнения субподрядных работ и всевозможных услуг в тех областях, где деятельность крупных организаций традиционно нерентабельна.
В условиях благоприятного социально-экономического климата, поддерживаемого государством, предприниматель не рассматривает в качестве первоочередной задачи мгновенное увеличение прибыли, а намечает путь к будущим структурным сдвигам и дальнейшему расширению производства. Предпринимательские инициативы деловых людей при поддержке государства способствуют эффективному функционированию современной рыночной экономики.
В настоящее время малый бизнес в РФ испытывает большие трудности. Они связаны, в первую очередь, с непродуманностью национальной политики в этой области. Как и несколько лет назад проблемы у предпринимателей все те же - высокие ставки налогов и частые изменения в налоговой отчетности, нестабильное и непрозрачное законодательство, регламентирующее хозяйственную деятельность, низкий покупательский спрос, проверки контролирующих органов и давление со стороны местных властей. До сих пор высоки по сравнению с ближайшими соседями, издержки входа на рынок. Сложны и дорогостоящи процедуры регистрации, лицензирования и получения сертификатов. Одним из наиболее деструктивных факторов в развитии малых предприятий является отсутствие уверенности их руководителей в завтрашнем дне. Из этого всего напрашивается простой вывод: малый бизнес нуждается в опеке и государственной поддержке.
Таким образом, малый бизнес в РФ должен являться опорой государства в рамках проводимых социально-экономических реформ, а не быть всего лишь придатком крупных компаний, обеспечивающим лишь десятую часть ВВП страны.
1. ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 года № 88-ФЗ
2. Каганов В.Ш. Подготовка и переподготовка кадров для малого бизнеса. – М., 2016. – 206с.
3.Малое предпринимательство в России: 2017 / Стат. сб. Росстат. -М., 2017.-С.13. 4. Динамика развития малого предпринимательства в регионах России в янв.- июне 2010 г./ Ежеквартальный информационно – аналитический доклад. НИСИПП, сентябрь 2010. - С.8.
5. Мельник А.М. Малый бизнес и региональное развитие в индустриальных странах.- М.; 2017. – С.25
6. Предпринимательство / кол. авторов. Под редакцией проф. В.Я. Горфинкеля, проф. Г,Б. Поляка, проф. В.А. Швандера. 4-е изд., пер. и доп.- М.; ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - С.198.
7. Дерина О.В. Налоговые льготы по налогу на прибыль организаций как важнейший инструмент стимулирования инвестиционной активности хозяйствующих субъектов // Налоговая политика. - №8. 2008. -С.12.
8. Зыкова Т. Ю. У малого и среднего бизнеса появились новые налоговые льготы // Российская газета. - 2011 .- С.11.
9.Пархачева М.А., Корнетова Е.В. Малый бизнес: новая система налогообложения с 2003г. – Спб.: Питер, 2013. – 256 с.
10. Пепеляева С.Г.. Налоговое право – М.: Юристъ, 2009 С. – 591
11. Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 05.08. 2000. № 377-ФЗ
12.Налоговый кодекс Российской Федерации. - М.; «Омега-Л», 2012.
13. Григорьева К.С. Эффективность налоговой системы на современном этапе//Экономика.2010. – С. – 74
14.Федерального закона от 21.07.2014 N 244-ФЗ
15. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации – М., МЦФЭР. 2010. – С. – 113
16. See more at: http://www.pro-biznes.com/nalogooblozhenie-biznesa/problemy-nalogooblozheniya-malogo-biznesa.html#sthash.dLB393e2.dpuf
17. http://base.garant.ru/70169348/#ixzz3JWkGnrab
18. Журнал «Налоговая политика и практика» №9/1 сентябрь 2011, №11 (107) ноябрь 2011;
19. Григорьева К.С. Эффективность налоговой системы на современном этапе//Экономика.2010. – С. – 74
20. Грязнова А.Г. Макроэкономика. Теория и российская практика: учеб. / Финансовая академия при Правительстве РФ. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: Кнорус. – 2008. С. – 624
21.Джобава Н.А. Государственное регулирование малого предпринимательства. – СПб: Питер. 2011 – С. – 61
22. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в Российской Федерации – М., МЦФЭР. 2010. – С. – 113
23. Пепеляева С.Г.. Налоговое право – М.: Юристъ, 2009 С. – 591
24. Бачуринская И.Н. Развитие международных стандартов финансовой отчетности применительно к сфере малого и среднего предпринимательства 2011. № 6. С. 8 Вестник ВГУ. серия: экономика и управления. 2010. № 2 С. – 189
25.Лавренова Н. Н. Упрощение бухгалтерского учета для малых предприятий // Учет в строительстве. - 2011. -№1.-С.13.
26.Кузнецова Н.Л. Бухгалтерский учет у субъектов малого предпринимательства: современное состояние, проблемы и основные направления развития//Вестник ПВГУС. Серия: Экономика. 2010. № 4. – С – 137.
27. Методология определения налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты. // Финансы. 2007. № 9. С. 30–32
28. Никитина А.Я. Проблемы и перспективы перехода малых и средних предприятий на международные стандарты финансовой отчетности/Российское предпринимательство. 2011. № 5 – С.15-189
29. Семенихин В.В. Единый налог на вмененный доход для индивидуальных предпринима телей // Аудиторские ведомости. – 2010. – № 15
30.https://www.nalog.ru/rn56/related_activities/statistics_and_analytics/forms