Введение
1.Организационные основы формирования системы внешнего финансового контроля в Российской Федерации
1.1 Сущность и содержание внешнего финансового контроля в России
1.2 Механизм осуществления внешнего финансового контроля
2.Анализ современного состояния внешнего финансового контроля в Российской Федерации (на примере Нижегородской области)
2.1 Система внешнего финансового контроля в Нижегородской области
2.2 Анализ результатов внешнего финансового контроля в Нижегородской области
2.3 Оценка эффективности внешнего финансового контроля в Нижегородской области
3.Совершенствование внешнего финансового контроля в Российской Федерации
3.1 Основные проблемы осуществления внешнего финансового контроля в Российской Федерации
3.2 Направления усиления внешнего финансового контроля в Российской Федерации
Заключение
Библиографический список
Приложение
Важнейшим направлением всей деятельности органов государства является контроль за различными сферами общественной жизни. Контроль государства в области финансов, финансовых отношений получил в науке финансового права название «финансовый контроль». Наличие финансового контроля обусловлено необходимостью практической реализации функций финансов: распределительной, регулирующей и контрольной. При этом распределительная и регулирующая функции непосредственно связаны с контрольной функцией, которая пронизывает всю деятельность государства по созданию, распределению (перераспределению) и использованию фондов, денежных средств, т.е. охватывает своим воздействием все общественные отношения, возникающие в процессе осуществления финансовой деятельности.
Однако особенно возрастает роль финансового контроля на современном этапе развития нашей страны. Реальной угрозой экономической безопасности России стало масштабное нецелевое использование бюджетных средств, незаконный вывоз капитала за границу, противоправные действия в банковской и налоговой сферах, криминализация экономических и иных отношений.
Велико значение финансового контроля и, в первую очередь, государственного финансового контроля за деятельностью государственных и муниципальных органов власти в процессе выработки и реализации ими финансовой политики.
Объект исследования: ведомственный контроль.
Предмет исследования: экономические, правовые и организационные аспекты внешнего финансового контроля.
Цель исследования: рассмотреть экономические, правовые и организационные аспекты внешнего финансового контроля и предложить рекомендации по совершенствованию.
В соответствии с целью исследования были сформулированы задачи исследования:
1) обобщить теоретические основы внешнего финансового контроля в России;
2) изучить методические аспекты внешнего финансового контроля;
3) выявить проблемы осуществления внешнего финансового контроля в Российской Федерации;
4) предложить направления совершенствования внешнего финансового контроля в Российской Федерации.
Теоретическую основу исследования составили работы таких авторов как Ю.К, Баранова, Е.Н. Быков, Н.В. Васина, А.А. Волкова, З.Е. Громова, М.В. Демидов, Я.И. Ильясов, П.С. Шевченко и др.
Информационную базу исследования составили отчеты о работе Контрольно-счетной палаты Нижегородской области за 2015, 2016 и 2017 годы.
Методологической основой исследования является системный подход, в рамках которого использовался метод структурно-функционального анализа, а также общенаучные методы – анализ и синтез, абстрагирование, описание, объяснение; общелогические методы – дедуктивный, индуктивный и традуктивный. Для получения эмпирических данных применялся анализ документов, сравнительный анализ и др.
Структура работы включает введение, три главы, заключение, библиографический список. В первой главе рассмотрены организационные основы формирования системы внешнего финансового контроля в РФ. Во второй главе проведен анализ современного состояния внешнего финансового контроля в Российской Федерации на примере Нижегородской области. В третьей главе рассмотрено совершенствование внешнего финансового контроля в Российской Федерации.
1.Организационные основы формирования системы внешнего финансового контроля в Российской Федерации
1.1 Сущность и содержание внешнего финансового контроля в России
В экономической и юридической литературе финансовый контроль определяется по-разному. Так, под финансовым контролем понимается наблюдение, определение и выявление фактического положения финансовых показателей деятельности по сравнению с заданными.
Имеется несколько иное понятие финансового контроля, который определяется как совокупность действий и операций по проверке финансовых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации.
Как отмечалось в литературе, наиболее полное определение финансового контроля как экономической категории сформулировал Е.А. Бочкарев . По его мнению, финансовый контроль — это «совокупность форм, методов, приемов производства ревизий и проверок финансово-хозяйственной деятельности предприятий, объединений, организаций, учреждений; законности операций по формированию, распределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств, сохранности собственности; правильности и своевременности выполнения финансовых обязательств перед бюджетом, государственными внебюджетными фондами; постановки бухгалтерского учета и достоверности отчетности» .
Финансовый контроль осуществляется в правовой форме, поэтому в юридической литературе также содержатся разные определения финансового контроля как правовой категории.
Финансовый контроль следует рассматривать в качестве «специального института государственного контроля, основной функцией которого является повседневный контроль над образованием и использованием денежных фондов в социалистическом обществе. Он характеризуется тем, что имеет специфические формы и методы проверки законности действий социалистических предприятий, организаций и учреждений в процессе осуществления ими хозяйственной и финансовой деятельности, присущ всем видам контроля и основывается на принципах, общих для всех финансово-правовых институтов.
Финансовый контроль обусловлен наличием товарно-денежных отношений и действием закона стоимости, содержание которого определяется финансовой деятельностью Советского государства, составной частью которого он является.
Финансовый контроль необходимо рассматривать в двух аспектах:
1) Как строго регламентированную деятельность специально созданных контролирующих органов за соблюдением финансового законодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов;
2) Как неотъемлемый элемент управления финансами и денежными потоками на макро- и микро - уровнях с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций.
Оба аспекта контроля взаимосвязаны, различаются целями, методами и субъектами его осуществления .
Итак, финансовый контроль - это регламентированные нормами финансового права действия государственных, муниципальных, общественных и иных хозяйствующих субъектов, действующих на различных формах собственности, направленные на установление своевременности и правильности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в централизованные и децентрализованные государственные фонды денежных средств, в фонды денежных средств, находящихся в иных формах собственности, а также на проверку законности и эффективности использования денежных, материальных и трудовых ресурсов в стране. Финансовый контроль охватывает своим воздействием в той или иной степени все звенья финансовой системы России.
С зависимости от субъекта, осуществляющего финансовый контроль, подразделяют его на следующие виды:
а) представительных органов государственной власти и местного самоуправления;
б) Президента или аппарата Президента Российской Федерации;
в) исполнительных органов власти общей компетенции;
г) финансово-кредитных органов;
д) ведомственный и внутрихозяйственный;
е) общественный;
ж) аудиторский .
В зависимости от видов органов, осуществляющих государственный финансовый контроль, его можно подразделить на:
а) представительных (законодательных) органов власти;
б) Президента Российской Федерации;
в) исполнительных органов власти общей компетенции;
г) финансово-кредитных органов;
д) ведомственный (внутриведомственный) контроль, дополняемый внутрихозяйственным (внутренним) контролем. В свою очередь, в зависимости то правового статуса субъекта, осуществляющего финансовый контроль, он подразделяется на государственный, муниципальный, общественный и аудиторский .
Внутрисистемный государственный контроль возникает и развивается в связи с установлением принципа разделения государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, предполагающего механизм взаимного контроля ветвей власти, который «обеспечивает и поддерживает их динамическое гомеостатическое состояние», сфера внешне-властного государственного контроля представляет собой сферу государственных контрольных отношений по поводу исполнения и соблюдения всеми субъектами права установленных государством общеобязательных правил поведения.
В связи с изложенным подходом, возможно отнести внешний государственный финансовый контроль к сфере внешне-властного государственного контроля, а судебный контроль определить как пример реализации внутрисистемного государственного контроля.
Бюджетное законодательство РФ в качестве объектов государственного финансового контроля предусматривает: 1) основные распорядители бюджетных активов, главные администраторы доходной части бюджета, главные администраторы источников покрытия дефицита бюджета; 2) финансовые органы в части соблюдениями ими целей и условий предоставления межбюджетных трансфертов, бюджетных кредитов, предоставленных из другого бюджета бюджетной системы России; 3) государственные учреждения всех видов;4) органы координации государственными внебюджетными фондами; 5) различные предприятия и организации, которым предоставляются средства из государственных внебюджетных фондов по договорам о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования; 6) кредитные учреждения, реализующие определенные операции с бюджетными средствами в части соблюдениями ими условий договоров о предоставлении средств из бюджета .
Целевая общность полномочий судов и органов внешнего государственного финансового контроля, к компетенции которых отнесено обеспечение принципа законности в финансово-бюджетной сфере, и восприятие данных полномочий в контексте отношений по государственному контролю усложняют взаимосвязь между судами и указанными органами. Сложность взаимосвязи приводит к необходимости решить непростую задачу системного научного описания достижения цели обеспечения финансовой безопасности в отношениях государственного контроля .
Внешний государственный финансовый контроль осуществляют Счетная палата Российской Федерации и контрольно-счетные органы субъектов России.
Как отмечалось ранее, общей целью реализации государственного контроля, осуществляемого органами внешнего государственного финансового контроля и судами, является обеспечение финансовой безопасности.
В целом, взаимосвязь полномочий субъектов, реализующих соответственно внешний государственный финансовый и судебный контроль, безусловно, имеет конституционно-правовую основу. Вместе с тем конкретная правовая схема и организация указанных полномочий закреплена в отраслях финансового (бюджетного), административного и процессуального права. Другими словами, правовое регулирование модели, в рамках которой реализуются полномочия судов и органов внешнего государственного финансового контроля, носит (межотраслевой) комплексный характер, поскольку осуществляется различными отраслями права (конституционного, финансового (бюджетного), административного, процессуального права).
Нормативно-правовые акты:
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 03.08.2018) // СЗ РФ. – 1998. – №31. – ст. 3823.
2. Федеральный закон от 05.04.2013 № 41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» (ред. от 07.02.2017) // СЗ РФ. – 2013. – №14. – ст. 1649.
3. Федеральный закон от 07.02.2011 № 6-ФЗ (ред. от 04.03.2014) «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (ред. от 03.04.2017) // СЗ РФ. – 2011. – №7. – ст. 903.
Статьи и периодические издания:
4. Баранова, Ю.К. Государственный финансовый (бюджетный) контроль сегодня / Ю.К, Баранова // Социально-экономические явления и процессы. – 2018. – Т. 13. – № 1. – С. 87-91.
5. Бачурин, А.Д. Методика оценки эффективности органов государственного и муниципального управления на основе концепции открытых информационных ресурсов / А.Д. Бачурин, А.А. Шагушина // В книге: ЭНЕРГИЯ-2018 Тринадцатая международная научно-техническая конференция студентов, аспирантов и молодых ученых: Материалы конференции. В 6-ти томах. – М., 2018. – С. 26.
6. Брежнева, А.Д. Теоретические вопросы к оценке эффективности органов государственного и муниципального управления / А.Д. Брежнева, О.С. Захарова // В сборнике: Актуальные вопросы права, экономики и управления сборник статей XI Международной научно-практической конференции: в 3 частях. – М., 2017. – С. 231-234
7. Быков, Е.Н. Внешний муниципальный финансовый контроль / Е.Н. Быков // Вестник Российского университета кооперации. – 2016. – № 1 (23). – С. 100-102.
8. Васина, Н.В. Проблемы нормативного регулирования и методическое обеспечение внутреннего финансового контроля и внутреннего аудита в учреждениях государственного сектора / Н.В. Васина, А.Н. Данилов, Н.Г. Иванова // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2018. – № 1 (31). – С. 160-167.
9. Ваславская, И.Ю.Методы оценки эффективности проектов государственно-частного партнерства российская практика / И.Ю. Ваславская, С.Д. Хакимова, Т.В. Кузнецова // Интернет-журнал Науковедение. – 2016. – Т. 8. – № 2 (33). – С. 22.
10. Волкова, А.А. Государственный финансовый контроль в России / А.А. Волкова, Э.Р. Акбашева // Центральный научный вестник. – 2017. – Т. 2. – № 22 (39). – С. 51-52.
11. Гоосен, Е.В.Концепции и подходы проблемы взаимодействия власти и бизнеса на основе государственно-частного партнерства / Е.В. Гоосен // Государственное и муниципальное управление в XXI веке: теория, методология, практика. – 2016. – № 21. – С. 13-17.
12. Громова, З.Е. Правовая модель полномочий органов внешнего государственного финансового контроля и судов в Российской Федерации / З.Е. Громова // Государственный аудит. Право. Экономика. – 2016. – № 2. – С. 205-216.
13. Демидов, М.В. Бюджетный контроль как составная часть государственного (муниципального) финансового контроля / М.В. Демидов // Вестник Российского университета кооперации. – 2018. – № 1 (31). – С. 113-115.
14. Ильясов, Я.А. Особенности осуществления государственного муниципального финансового контроля на современном этапе / Я.А. Ильясов, О.А. Полякова // Аллея науки. – 2018. – Т. 2. – № 1 (17). – С. 723-727.
15. Лосев, В.В. Интеграция государственно-частного партнерства в процесс стратегического управления регионами (на примере субъектов Южного федерального округа) / В.В. Лосев // Вестник Сибирского института бизнеса и информационных технологий. – 2017. – № 1 (21). – С. 34-38.
16. Шевченко, П.С. Развитие внешнего государственного финансового контроля в условиях модернизации бюджетного процесса / П.С. Шевченко // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. – 2018. – № 1 (109). – С. 167-172.
17. Шохин С.О. Бюджетно- финансовый контроль в России // Финансы. – 2015. – №1. – С.35-37.
Интернет-ресурсы:
18. Отчет о работе Счетной палаты Нижегородской области за 2017 год [Электронный ресурс] // Официальный сайт Счетной палаты Новгородской области. – Режим доступа: http://ksp.r52.ru/data/objects/296/files/OTChET_KSP_za_2017.pdf. – Загл. с экрана (дата обращения 24.10.2018).
19. Отчет о работе Счетной палаты Нижегородской области за 2016 год [Электронный ресурс] // Официальный сайт Счетной палаты Новгородской области. – Режим доступа: http://ksp.r52.ru/data/objects/290/files/OTChET_KSP_za_2016.pdf. – Загл. с экрана (дата обращения 24.10.2018).
20. Отчет о работе Счетной палаты Нижегородской области за 2015 год [Электронный ресурс] // Официальный сайт Счетной палаты Новгородской области. – Режим доступа: http://ksp.r52.ru/data/objects/274/files/OTChET_KSP_za_2015_god.pdf. – Загл. с экрана (дата обращения 24.10.2018)