Введение
Глава 1. Теоретические основы коррупции как социально-экономического явления
1.1. Понятие коррупции и ее негативные проявления
1.2. Международные стандарты противодействия в системе антикоррупционных мер
1.3. Типология коррупционных действий
Глава 2. Анализ типологий финансовых схем получения коррупционного дохода
2.1. Общие черты типологий получения коррупционного дохода в разных сферах деятельности
2.2. Типология получения коррупционного дохода в сфере государственных закупок
2.3. Анализ типологий легализации коррупционного дохода
Глава 3. Методика финансовых расследований в отношении коррупционных доходов
3.1. Общие рекомендации по проведению финансовых расследований в отношении финансовых схем получения коррупционных доходов
3.2. Рекомендации по выявлению схемы получения коррупционного дохода
3.3. Проведение сравнительного анализа доходов и имущества физического лица, с его финансовыми операциями с целью выявления доходов, не имеющих законного происхождения
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
Сегодня вопросы противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма (ПОД/ФТ), а также борьбы с коррупцией входят в число приоритетов международного сообщества. С целью обеспечения долгосрочной экономической стабильности и прозрачности мировой финансовой системы Питтсбургский саммит Группы двадцати в сентябре 2009 года поставил задачу ведущим международным организациям объединить усилия и более активно использовать инструменты ПОД/ФТ для борьбы с коррупцией. Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ) совместно с ООН, МВФ, Всемирным банком и другими структурами приступила к выработке плана действий и реализации практических мероприятий.
Данное направление стало одним из основных и в деятельности Евразийской группы по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма (ЕАГ), в рамках которой был проведен ряд научно-исследовательских работ как методологического, так и правового характера.
Были проанализированы положения базовых международно-правовых актов, в первую очередь Конвенции ООН против коррупции, с точки зрения использования возможностей подразделений финансовой разведки (далее -ПФР ) и механизмов финансового мониторинга для борьбы с коррупцией.
Для обеспечения ПФР инструментарием по выявлению финансовых схем получения коррупционного дохода разработаны типологии и методика проведения финансовых расследований в отношении таких схем.
Вместе с тем эффективное применение инструментов ПОД/ФТ в антикоррупционных целях невозможно в случае проникновения коррупционных проявлений в антиотмывочные институты и механизмы. Комплексный подход к противодействию коррупции предполагает также преодоление коррупциогенности и в правовой сфере ПОД/ФТ, которая регулирует взаимоотношения государства, частного сектора и граждан в целях предупреждения, выявления и пресечения преступлений, связанных с отмыванием доходов и финансированием терроризма. В связи с этим в рамках ЕАГ разработана Методика антикоррупционной экспертизы правовой системы в сфере ПОД/ФТ, которая позволит выявить и устранить коррупциогенные факторы и зоны коррупционного риска в законодательном обеспечении национальных систем ПОД/ФТ в целом.
Борьба с коррупцией и отмыванием доходов непременно связаны. Сопоставимые с другими серьезными преступлениями, коррупционные преступления, как взяточничество и кража из государственных фондов, как правило, совершаются в целях получения личной выгоды. Отмывание денежных средств – это процесс укрывания незаконных доходов, которые были получены в результате криминальной деятельности. Если успешно отмыть вырученные суммы от коррупционного преступления, можно наслаждаться незаконными доходами, не боясь, что их конфискуют. [1, с. 3]
Данная проблема так актуальна, поскольку преступление характеризуется общественной опасностью, выраженной в возможности использования доходов, добытых преступным путем в противоправной деятельности, и в первую очередь организованной преступностью, оказания негативного влияния на экономическую и политическую власть в стране на этой основе возможностей управления ключевыми сферами жизни общества, что является серьезной угрозой экономической безопасности любого государства.
Каждое государство применительно к социально-экономическим особенностям и требованиям мирового сообщества разрабатывает законодательство по противодействию легализации преступных доходов.
Глава 1. Теоретические основы коррупции как социально- экономического явления
1.1. Понятие коррупции и ее негативные проявления
По определению Всемирного Банка, «коррупция — это злоупотребление государственной властью в целях личной наживы». В данном случае под понятием «власть» следует понимать предоставление полномочий должностным лицам как центральных, так и региональных органов власти и муниципалитетов в различных странах в соответствии с их политическими системами и государственным устройством.
Коррупция может принимать разные формы: проявляться в высших эшелонах власти, связав их корыстными интересами и системой личных взаимозависимых отношений, либо предполагать оказание услуг лицам, не занимающим высоких должностей. В любом случае, какими бы ни были масштабы коррупции, она подрывает развитие общественного устройства и усугубляет бедность, особенно когда государственные ресурсы, которые могли бы быть направлены на решение социально значимых задач, используются для личной наживы должностных лиц.
Таким образом, осуществление властных полномочий специальными (избранными или назначенными) должностными лицами связано с возможностью с их стороны злоупотребить этой властью вопреки интересам службы и во вред обществу. Пока существует государство и, соответственно, власть и ее институты, всегда будет возможность для коррупционных проявлений.
Бытуют различные взгляды на коррупцию, ее «окраску», зависящие от того, какие именно сферы общественной жизни подвергаются преступному посягательству со стороны коррупционеров, которые своими действиями и поведением разрушают значение таких общечеловеческих ценностей, как честность, равенство и справедливость, нивелируют верховенство закона, сводят на нет гарантии защиты прав и законных интересов людей.
Международным сообществом признано, что наибольшую опасность стабильности и безопасности общества представляют тесные связи между коррупцией и организованной преступностью, в особенности экономической, включая отмывание денежных средств, что прямо вытекает из Преамбулы Конвенции ООН против коррупции - принятой 31 октября 2003 года и вступивший в силу 14 декабря 2005 года. Конвенция состоит из 8 глав, объединяющих 71 статью. (далее — Конвенция).
В данной связи, если рассматривать коррупцию с криминологических позиций как социально-экономическую проблему, то становятся очевидны все те колоссальные издержки, которые она несет современному обществу, что заставляет противодействовать ей на глобальном уровне.
Международные документы
1. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принята Генеральной Ассамблеей ООН 31.10. 2003.
2. Конвенция об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности (заключена в г. Страсбурге 08.11.1990).
3. Конвенция Совета Европы об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности и о финансировании терроризма, принятая в Варшаве 16.05. 2005.
4. Рекомендации ФАТФ. Международные стандарты по противодействию отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения / Пер. с англ.—М.: Вече, 2012.
5. Договор о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при перемещении наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза (подписан в г. Москве 19.12.2011).
Нормативные правовые акты и другие официальные документы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (по сост. на 01. 10.2014 г.).
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (по сост. на 1 .10.2014 г.).
4. Уголовный кодекс Российской Федерации (по сост. на 1 .10.2014 г.).
5. Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма».
6. Письмо Минфина России от 02.10.2013 № 07-02-05/40858 «О практике применения законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступных путем, и финансированию терроризма».
7. Рекомендации аудиторским организациям, индивидуальным
аудиторам, аудиторам по проведению аудита годовой бухгалтерской
отчетности организаций за 2013 год»(приложение к письму Минфина России от 29.01.2014 № 07-04-18/01).
8. Информационное письмо Росфинмониторинга от 17.07.2013 № 28 (ред. от 26.08.2013) «О расширении перечня лиц, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, на которые распространяются права и обязанности, предусмотренные Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ».
9. Информационное письмо Банка России от 28.03.2014 № 23 «Обобщение практики применения Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и принятых в соответствии с ним нормативных актов Банка России//Вестник Банка России. № 37, 16.04.2014.
Научная литература
1. Алиев В.М., Третьяков И.Л. Уголовная ответственность за легализацию (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем // Российский следователь. 2002. № 5.
2. Ахметьянова З.А. Защита вещных прав: арбитражная практика// Правосудие в Поволжье. 2009. № 3-4.
3. Барциц И.Н. Критерии эффективности государственного управления и глобальное управленческое пространство // Государство и право. – 2012.
4. Башков А.В. Сложные вопросы квалификации преступлений против собственности с учетом особенностей предмета // Российский юридический журнал. 2011. № 2.
5. Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (постатейный) Деловой двор, 2011.
6. Букарев В.Б., Трунцевский Ю.В., Шулепов Н.А. Уголовная ответственность за легализацию (отмывание) доходов, приобретенных преступным путем. М.: Юрист, 2007.
7. Буксман А.Э. Ни дать, ни взять // Рос. газ. – 2012. – 7 ноябрь.
8. Васильев А. Уголовная ответственность за отмывание грязных денег: проблемы правоприменения// Современное право. 2004. № 11.
9. Гаухман Л. Коррупция и коррупционное преступление // Законность. – 2010. – №6.
10. Григорова Т.В. Коррупция в России: сущность, причины возникновения и социально-экономические последствия. – Новосибирск, 2009.
11. Дьячковский С.А. Состояние криминальной ситуации в России. Проблемы противодействия преступности // Закон и право. – 2014. – № 3.
10. Костенников М.В., Куракин А.В. Административно-правовые средства противодействия коррупции в системе государственной службы Российской Федерации // Государство и право. – 2012. – № –25,
11. Кудрявцев В.Н., Эминов В.Е. Криминология и проблемы криминализации // Журн. рос. права. – 2014. – № 12.
12. Куракин А.В. Административно-правовые средства борьбы с коррупцией в системе государственной службы // Журн. рос. права. – 2013. – № 7.
13. Козлов В.А. Актуальные вопросы имплементации международных стандартов в сфере ПОД/ФТ в законодатель-ство Российской Федерации // Международное уголовное право и международная юстиция. 2012. № 2.
14. Косевич Н.Р. Иные меры уголовно-правового характера как проявление предупредительной и правозащитной направленности уголовной политики Российской Федерации в судебных решениях // СПС КонсультантПлюс. 2013.
15. Курченко В.Н. Толкование легализации преступных доходов // Российский юридический журнал. 2012. № 5.
16. Сергеев А.А. Условия распространения коррупции в правоохранительных органах и некоторые меры по их устранению: тез. докл. и сообщений на науч.-практ. конф. – М., 2011.