Формирование антикоррупционного мировоззрения учащихся предполагает решение ряда задач в процессе. Мировоззрение – это система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем, на отношение людей к окружающей их действительности и самим себе, а также обусловленные этими взглядами их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности.
Система антикоррупционных идей, взглядов, принципов, в которых отражается негативное отношение личности, социальных групп и всего общества к коррупционной деятельности.
Поскольку профессиональная этика связана с непосредственной реализацией правовых норм отечественного законодательства, антикоррупционное поведение можно рассматривать как важнейшую составляющую профессионального поведения сотрудников и служащих ОВД.
За последние годы законодатель обратил внимание на вопросы борьбы с коррупцией в связи с тем, что рост последней представляет угрозу национальной безопасности нашей страны. Следует упомянуть в первую очередь Национальный План противодействия коррупции от 31.06.08г. и ФЗ «О противодействии коррупции» №273-ФЗ от 25.12.08г., а также ряд других нормативно- правовых актов. Одним из важнейших документов, направленных на борьбу с коррупцией, является Кодекс профессиональной этики сотрудника органов внутренних дел как профессиональное руководство, обращенное к сознанию и совести сотрудника.
Границы антикоррупционного поведения как составляющей профессионального поведения сотрудников и служащих. Для этого рассмотрены особенности антикоррупционного поведения, а также выявлена этическая сущность профессионального поведения сотрудника.
Цель исследовани - изучить антикоррупционное поведение: мировоззренческие спектры.
На основании цели поставлены задачи:
1. Изучить особенности становления антикоррупционного поведения;
2.Рассмотреть нравственно-психологические стандарты антикоррупционного поведения;
3. Изучить мировоззренческие спектры антикоррупционного поведения
Глава 1. Теоретические аспекты антикоррупционного поведения
1.1 Особенности становления антикоррупционного поведения
В современной России противодействие коррупции приобретает последовательное политическое и правовое обеспечение. За последние годы ратифицирован ряд международных антикоррупционных конвенций, Россия вступила в Группу государств против коррупции, реализуется Национальный план противодействия коррупции, приняты Федеральный закон «О противодействии коррупции», а также ряд иных нормативных правовых актов, которые имеют специальное антикоррупционное предназначение.
В настоящее время в Российской Федерации антикоррупционная правовая база состоит из нормативных правовых актов, регламентирующих профилактическую деятельность по отдельным видам преступлений и правонарушений, а также отличающихся друг от друга по степени юридического воздействия и принявшим их органам правовым актам международного, российского, территориального и ведомственного значения.
Одним из главных направлений предупреждения коррупции в государственном аппарате, несомненно, должно стать совершенствование правового регулирования по борьбе с коррупционными проявлениями.
Полностью одолеть коррупцию и связанную с ней преступность невозможно, но государству и обществу по силам до минимума ограничить ее масштабы, если на это будет политическая воля руководства государства и правящая, политическая и экономическая элиты начнут борьбу с коррупцией в своих рядах.
В системе органов внутренних дел необходимо создание системы стимулов к антикоррупционному поведению. Подобное стимулирование должно включать систему материальных, моральных и иных стимулов. Поэтому в нормативных правовых актах должны быть разработаны классификация и содержание этих стимулов. При этом под антикррупционным поведением сотрудника это набор поведенческих реакций, направленный на четкое соблюдение законности и неприятие коррупции во всех ее многочисленных проявлениях. В связи с этим, в науке принято выделять общесоциальную (общую) и специальную профилактику коррупции. Общая профилактика состоит в создании условий, снижающих криминальные проявления. Она основана на совершенствовании экономических, социальных, правовых и прочих институтов, предотвращении кризисных явлений и социальной несправедливости, являющихся существенными факторами преступности, в частности коррупции.
В отличие от общей специальная профилактика состоит в принятии специальных мер, принятие которых направленно на предупреждение коррупции. Такие меры принимаются с целью нейтрализации или устранения совокупности факторов, непосредственно связанных с возникновением коррупционных отношений. Как правило, такие мероприятия направлены на коррекцию поведения лиц потенциально коррупциогенной микросреды, устранение пробелов и противоречий в праве, экспертизу разрабатываемых и принятых нормативных правовых актов на коррупциогенность.
Профилактика коррупции должна быть основана на использовании положительного потенциала общества, демонстрируя процесс его саморегуляции. Правовые начала, на которых она основана, сводятся к возрождению духовных ценностей, гуманизации и т.д.
«Материальные побудительные мотивы к коррупции могут быть ограничены в среде сотрудников путем постоянного разумного улучшения условий их работы, повышения зарплаты и других видов материального поощрения за добросовестный труд. Одним из критериев может быть то, что зарплата государственных служащих была бы сопоставима с доходами в частном секторе и позволяла обеспечить достаточный уровень жизни для должностного лица и его семьи».
Кроме этого, коррупционер любого уровня должен нести юридическую ответственность за свои противоправные действия.
Говоря о антикоррупционном поведении, нельзя забывать, что многие действия, оцениваемые, как коррупционные, производятся без нарушений действующего законодательства, в рамках предоставленных должностным лицам полномочий, и не всегда имеется возможность юридически доказать личную выгоду для указанных лиц, связанную с совершением таких действий. В результате противодействие коррупции исключительно с помощью уголовных преследований должностных лиц является малоэффективным и, соответственно, не приводит к снижению общего уровня коррупции.
Поэтому антикоррупционное поведение современных сотрудников не может основываться только на материальном стимуле, хотя в современных условиях его роль зачастую нельзя принижать.
1.2 Нравственно-психологические стандарты антикоррупционного поведения
В настоящее время процессы формирования антикоррупционного поведения представляют собой проблемный механизм, поскольку, с одной стороны, законодатель установил определенные правила антикоррупционного поведения, с другой — отсутствует понимание, как эти правила необходимо соблюдать.
Психологами и криминологами установлено два ведущих мотива коррупции:
— видимый, внешний — корысть, стремление обеспечить себя материальными благами;
— глубинный, смысловой — отношение к коррупции как к опасной и увлекательной игре .
Многолетние исследования позволили сформировать концепцию личностных детерминантов коррупционного поведения, охватывающую широкий круг личностных образований, включающую пять основных структурных элементов: уровень смыслов и ценностей; когнитивно-нравственный; эмоциональный; регулятивный; поведенческий.
Антикоррупционное поведение является результатом формирования в личности системы правовых качеств, рассматриваемых с позиций задач профессиональной деятельности. Они объединены в следующие группы:
— мировоззренческие — отношение к общепризнанным социальным ценностям, к личности, ее основным правам и свободам; отношение к праву, закону, обществу, власти; гражданственность и патриотизм; этические и моральные нормативы: милосердие, сострадание, чувство верности, чести, собственного достоинства и др ;
— интеллектуально-мыслительные — общие профессиональные знания, способность решения мыслительных задач (типовых и нестандартных), способность к обучению, наблюдательность, способность концентрироваться на предмете познания, воспринимать информацию в процессе коммуникации и др ;
— психологические — развитость волевого начала, соотношение конформности и нонконформности, психологическая восприимчивость, правдивость, коммуникабельность, самооценка, терпение, определенная степень мужества как готовность противостоять реальным и мнимым угрозам.
Некоторые авторы под антикоррупционным поведением сотрудников и работников ОВД понимают набор поведенческих реакций, направленных на четкое соблюдение законности и неприятие коррупции во всех ее многочисленных проявлениях.
1. Аверьянова Т. В. Криминалистика: учебник / Т. В. Аверьянова, Р. С. Белкин, Ю. Г. Корухов, Е. Р. Россинская. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Норма, 2009. – 944 с.
2. Аксенов Ю. А. Криминологический анализ и предупреждение преступлений, совершаемых сотрудниками органов внутренних дел: Дис. канд.юрид. наук. СПб., 2004. С. 10
3. Актуальные проблемы противодействия коррупции: Материалы круглого стола (Москва, 22 мая 2008 г.) – М.: ВНИИ МВД России, 2008. – 194 с.
4. Алтухов С.А. Преступления сотрудников милиции (понятие, виды и особенности профилактики). СПб., 2001.
5. Антикоррупционный набор инструментов. Глобальная программа против коррупции, принятая Комитетом ООН по контролю над наркотиками и предупреждению преступности в июне 2001 года // Международно-правовые основы борьбы с коррупцией и отмыванием преступных доходов: Сборник документов / Состав. В.С. Овчинский. – М., 2004. – 376 с.
6. Балашов, Д. Н. Криминалистика: учебник / Д. Н. Балашов, Н. М. Балашов, С. В. Маликов. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 503 с.
7. Бовин Б.Г., Калашников М.О., Беспалова Е.В. Методические рекомендации по психологическому изучению и отбору кандидатов в оперативные службы ОВД. М., 1995;
8. Богуш, Г.И. Криминология: учеб. пособие / Г.И. Богуш, О.Н. Ведерникова, М.Н. Голоднюк и др. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2010. – 496 с.
9. Борисова С.Е. Профессиональная деформация сотрудников милиции и ее личностные детерминанты: Автореф. Дисс: …канд. психол. наук.- М., 1998.
10. Борьба с коррупцией в полицейских ведомствах Европы и США: Пособие / И.С. Моднов - М.: ВНИИ МВД России, 2005. - 46 с.
11. Быстрова А.С., Сильвестрос М.В. Феномен коррупции: некоторые исследовательские подходы. //http://www.gumer.info.
12. Варламов В.А. с соавт. Проведение полиграфных проверок при решении кадровых вопросов // Опыт использования полиграфа в профилактике и раскрытии преступлений в ГУВД Краснодарского края. Краснодар, 1997. С. 35;
13. Ведерникова О. Н. О контроле за деятельностью органов государственной власти // Преступность и власть. 2000. С. 8.
14. Волженкин Б.В. Коррупция. СПб., 1998.
15. Всеобщие стандарты борьбы с коррупцией в полицейских ведомствах и органах, принятые на 71 Генеральной ассамблее Интерпола 21-24 октября 2002 в Камеруне. //www.transparency.org.ru