Курсовая работа|Мировая экономика

Влияние ТНК на национальную экономику и уровень национального экономического суверенитета

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2011 | Страниц: 68

ВВЕДЕНИЕ

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МАРКЕТИНГОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ КОМПАНИЯХ

1.1 Особенности транснациональной компании

1.2 Организационное развитие ТНК в условиях глобализации мирового хозяйства

2 АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ТНК НА НАЦИОНАЛЬНУЮ ЭКОНОМИКУ

2.1 Развитие ТНК на современном этапе

2.2 Влияние ТНК на уровень национального экономического суверенитета

3 НАПРАВЛЕНИЯ ОПТИМИЗАЦИИ ВЛИЯНИЯ ТНК НА НАЦИОНАДБНУЮ ЭКОНОМИКУ

3.1 Внедрение системы электронного маркетинга в транснациональных корпорациях металлургической отрасли

3.2 Оценка экономического эффекта от внедрения системы электронного маркетинга в транснациональной корпорации металлургической отрасли

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Актуальность темы работы состоит в том, что современное экономическое пространство давно приобрело черты глобального. Сами же процессы глобализации затрагивают все большие и все более глубинные пласты экономики. «Именно это свидетельствует о возникновении новой ситуации в мировом хозяйстве, которое, начиная с последней четверти XX в., представляет единую глобальную экономическую систему, саморегулирующуюся на основе механизмов обратной связи».

Одним из значимых механизмов глобализации мировой экономики становится транснационализация. Теперь уже принято считывать ее «наиболее существенным элементом и одним из основных регуляторов, обеспечивающих единство функционирования мировой экономики». Сегодня транснациональные компании - это более 70 тысяч основных компаний и более 500 тысяч их зарубежных филиалов и аффилированных фирм по всему миру. Они обеспечивают около 50 % мирового промышленного производства. На ТНК приходится более 70 % мировой торговли, причем 40 % этой торговли происходит внутри ТНК, по так называемым трансфертным ценам, которые формируются долгосрочной политикой материнской корпорации. Из 100 наибольших экономик в мире, более половины - транснациональные корпорации, остальные - государства. Они оказывают большое влияние в странах и регионах, в связи с тем, что имеют большие финансовые возможности, влияние на общественность, политическую поддержку. Современные транснациональные компании контролируют до половины мирового промышленного производства, более 60% внешней торговли, примерно 4/5 патентов и лицензий на новую технику, технологии и ноу-хау.

В мировом хозяйстве они играют роль, которую трудно переоценить. Именно зарубежная деятельность ТНК ведущих промышленно развитых стран определяет характер их внешнеэкономических связей. Активная производственная, инвестиционная, торговая деятельность ТНК позволяет им выполнить функцию международного регулятора производства и распределения продукции и, как считают эксперты ООН, содействовать экономической интеграции в мире.

В настоящее время активная глобализация и повышение агрессивности внешней среды требует от отечественных промышленных предприятий руководствоваться в своей международной экономической деятельности новыми технологиями, позволяющим подготовить компанию к изменениям, происходящим в ее внешнем окружении, путем выбора сферы деятельности фирмы и нахождения новых ориентиров развития ее экспортно-сбытовой деятельности на мировом рынке.

Практика показывает, что устойчивое и прибыльное положение предприятий на мировых рынках во многом зависит от способности выявить потенциальных зарубежных покупателей, от организации эффективной системы сбыта и продвижения продукции за пределами страны. Основной целью сбытовой деятельности предприятий на внешнем рынке является достижение оптимальных значений уровня продаж и доли зарубежного рынка. Для достижения этой цели в долгосрочном периоде менеджерам необходимо задействовать стратегический уровень управления сбытом на основе технологий международного электронного маркетинга.

Вследствие нарастающей открытости и интернациональности внешних рынков сбыта, отечественные производственные предприятия испытывают острую потребность в том, чтобы как можно лучше понимать международный контекст, в котором развертывается их внешнеторговая деятельность. Одним из наиболее эффективных анализа международной рыночной конъюнктуры являются маркетинговые исследования внешнего рынка, позволяющие обеспечить необходимые условия для длительной и рентабельной экспортно-сбытовой деятельности предприятий. На уровне организации управление экспортно-сбытовой деятельностью должно быть интегрировано с управлением внешнеэкономической деятельностью фирмы в целом и осуществляться в рамках маркетинг- плана.

Объект исследования: российские транснациональные компании (ТНК).

Предмет исследования: влияние ТНК на национальную экономику и уровень национального экономического суверенитета.

Цель исследования: рассмотреть влияние ТНК на национальную экономику и уровень национального экономического суверенитета.

В соответствии с целью исследования были сформулированы задачи исследования:

1 выделить особенности российской транснациональной компании;

2 проанализировать организационное развитие ТНК в условиях глобализации мирового хозяйства;

3 проанализировать влияние ТНК на национальную экономику;

4 рассмотреть влияние ТНК на уровень национального экономического суверенитета;

5 сформировать направления оптимизации влияния ТНК на национальную экономику.

Методы исследования. метод структурно-функционального анализа, а также общенаучные методы – анализ и синтез, абстрагирование, описание, объяснение; общелогические методы – дедуктивный, индуктивный и традуктивный. Для получения эмпирических данных мы применяли анализ документов, сравнительный анализ и др.

Информационную базу исследования составляют материалы, содержащиеся в научных трудах ученых-экономистов в области маркетингового управления ТНК, а также смежных научных областей.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ВЛИЯНИЯ ТНК НА НАЦИОНАЛЬНУЮ ЭКОНОМИКУ И УРОВЕНЬ НАЦИОНАЛЬНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СУВЕРЕНИТЕТА

1.1 Особенности транснациональной компании

Наиболее широкое определение понятию транснациональной корпорации дают экономические словари. Например, транснациональная корпорация - фирма, корпорация, компания, осуществляющие основную часть своих операций за пределами страны, в которой она зарегистрирована, чаще всего в нескольких странах, где имеет сеть отделений, филиалов, предприятий [11].

Для того чтобы стать транснациональной, компании не обязательно вести основную свою деятельность за рубежом. Иностранные филиалы не обязательно будут являться основным источником дохода для ТНК. Они могут стать источниками сырья для материнской структуры и являться важным элементом всего производственного комплекса. Кроме того, зарубежными филиалами могут обладать компании, которые не имеют зарубежного производства, но осуществляют продукцию на экспорт и обслуживающую эту продукцию в странах-импортерах.

ЮНКТАД ООН дает следующее определение ТНК. Транснациональные корпорации (ТНК) - это объединенные или необъединенные предприятия, включающие материнские предприятия и их зарубежные филиалы [22]. Материнская организация определяется как организация, которая контролирует активы других хозяйствующих подразделений в других странах, обычно владея определенной долей собственного капитала подразделения. Доля собственного капитала в 10 % или больше от общего числа обыкновенных акций или прав голоса акционерной компании, или их эквивалент для неакционерной компании, обычно считается порогом для контроля активами компании. Иностранный филиал - это акционерное или неакционерное общество, в котором инвестор-нерезидент обладает долей, которая позволяет реализовывать свой интерес в управлении этим предприятием (доля в 10 % для акционерной компании или эквивалент для неакционерной компании). Филиалы могут существовать в виде дочерних компаний, ассоциированных предприятий или отделений материнской компании.

Как правило, в экономической литературе ТНК определяют как компанию, обладающую определенным набором критериев. Эти критерии могут отличаться и быть как количественными, так и качественными. Наиболее важными критериями являются качественные, т.к. позволяют наиболее точно определить, является та или иная фирма транснациональной или нет. В то же время количественные критерии позволяют быстро произвести отбор таких компаний. Однако при правильном выборе количественных показателей списки транснациональных компаний по различным критериям будут мало отличаться.

Представим основные определения в таблице 1.

Таблица 1

Подходы к понятию ТНК

Автор Определение

ЮНКТАД ООН объединенные или необъединенные предприятия, включающие материнские предприятия и их зарубежные филиалы

Абрашкина А.Д. компания, обладающая определенным набором критериев

Плотников И.В. крупная фирма, или объединение фирм разных стран, имеющая зарубежные активы и оказывающая огромное влияние на какую-либо сферу экономики в мировом масштабе

Сейфулаева М.Э., Падалкина О.С. международная компания, с единичной историей развития, наличием национальной головной компании и особой маркетинговой политикой

В данной работе транснациональная компания это крупная фирма, или объединение фирм разных стран, имеющая зарубежные активы и оказывающая огромное влияние на какую-либо сферу экономики в мировом масштабе. ТНК также рассматривается нами как международная компания, с единичной историей развития, наличием национальной головной компании и особой маркетинговой политикой.

Выделяют следующие основные качественные признаки ТНК (рисунок 1)

Рис. 1 Основные качественные признаки ТНК

Если фирма имеет хотя бы один из перечисленных признаков, то она попадает в категорию транснациональных корпораций. В современном мире грань между транснациональными и обычными корпорациями довольно условна, поскольку по мере развития глобализации экономики происходит интернационализация и рынков сбыта, и производства, и собственности.

Выделим следующие преимущества транснациональных корпораций перед обычными фирмами:

- крупные промышленные фирмы, содержащие в себе научно-исследовательские, производственные, снабженческие, распределительные и сбытовые предприятия, имеют большой потенциал повышения эффективности и усиления конкурентоспособности;

- использование накопленного интеллектуального опыта, нематериальных активов и производственного опыта не только там, где он формировался, но в других странах;

- эффект размера, позволяющий повышать эффективность и конкурентоспособность путем доступа к ресурсам иностранных государств и преодолевать протекционистские барьеры государств при освоении новых рынков, создавая филиалы в этих государствах;

- использование особенностей различных государств, их налоговой политики, разницы в курсах валют, дешевой рабочей силы и т. д.;

- увеличение сроков жизни технологий и продукции благодаря переносу устаревших технологий в зарубежные филиалы;

- распределение производства между различными государствами позволяет крупным фирмам снизить риски производственной деятельности.

В настоящее время типизировать транснациональные корпорации можно по структурным признакам, выделив следующие типы

- горизонтально интегрированные корпорации управляют подразделениями, расположенными в различных странах и производящими одинаковые или подобные товары, например, «Toyota Motor Corp», «PepsiCo Inc.», «Coca-Cola Co»;

- вертикально интегрированные корпорации объединяют под единым собственником важнейшие сферы в производства конечного продукта и его реализацию, например, «Г азпром», «Exxon Mobil Corp.»;

- диверсифицированные транснациональные корпорации, которые включают в себя национальные предприятия с вертикальной и горизонтальной интеграцией, например, шведская корпорации «Nestle», имеет 95 % своего производства за рубежом, работая в сфере ресторанного бизнеса, производства продуктов питания, реализации косметики и т. д.

Российских ТНК насчитывается более 100. Географически деятельность этих компаний сосредоточена в ЕС, США, СНГ и в оффшорных центрах. Большинство российских корпораций преимущественно заняты в отраслях топливно-энергетического, металлургического и химико-лесного комплексов. Иностранные инвестиции в первую очередь идут в эти отрасли, а также в транспорт, связь.

Таблица 2

Фрагмент списка компаний для расчета Индекса DJ GT SG

Название Индустрия Место по выручке Место по прибыли

Gazprom ОАО ADS Нефть и газ 21 1

Exxon Mobil Corp. Нефть и газ 2 2

Microsoft Corp. Технологии 32 3

Petroleo Brasileiro S/A Pref Нефть и газ 15 4

Chevron Corp. Нефть и газ 6 5

Wal-Mart Stores Inc. Ритейл 1 6

JPMorgan Chase & Co. Финансы 14 7

International Business Machines to. Технологии 22 8

Johnson & Johnson Здравоохранение 30 9

Royal Dutch Shell PLC A Нефть и Газ 3 10

Vodafone Group PLC Телекоммуникации 28 11

Procter & Gamble Co. Потребительские товары 26 12

AT&T Inc. Телекоммуникации 12 13

Goldman Sachs Group Inc. Финансы 36 14

Total S.A. Нефть и газ 8 15

Apple Inc. Технологии 33 16

Merck & Co. Inc. Здравоохранение 42 17

Banco Santander S.A. Финансы 25 18

General Electric Co. Промышленность 9 19

ВНР Billiton Ltd. Добыча цветных метал 35 20

Nestle S.A. Потребительские товары 23 21

EON AG Энергетика 19 22

Telefonica S.A. Телекоммуникации 27 23

Novartis AG Здравоохранение 38 24

Intel Corp. Технологии 41 25

Roche Holding AG Part. Cert. Здравоохранение 39 26

ConocoPhillips Нефть и газ 7 27

HSBC Holdings PLC (UK Reg) Финансы 20 28

Hewlett-Packard Co. Технологии 11 29

BNP Paribas S.A. Финансы 16 30

Coca-Cola Co. Потребительские товары TOE 46 32

Говоря о видах деятельности российских транснациональных корпораций, прежде всего надо подчеркнуть важность минерально-сырьевого комплекса России для российских ТНК. Из 28 крупнейших российских корпораций, представленных в рейтинге Forbes Global 2000, деятельность лишь 9 компаний не связана с добычей и переработкой сырья и использованием природных ресурсов. При этом 4 из 5 крупнейших корпораций России ведут деятельность в нефтегазовой промышленности [5]. При анализе отраслевой структуры 20 крупнейших по количеству иностранных активов ТНК, можно констатировать, что около 95% принадлежат четырем отраслям (таблица 3).

Таблица 3

Отраслевая структура 20 крупнейших ТНК России

Отрасль Доля отрасли

Нефтегазовая промышленность 51,0%

Металлургия 25,6%

Цветные металлы 10,8%

Транспортные компании 5,9%

Другие отрасли 6,6%

В данный момент в российской экономике, существуют положительные результаты деятельности ТНК, которые в большей степени становятся определяющим фактором для решения судьбы той или иной страны в международной системе экономических связей, а также для развития самой этой системы. Принимающие страны от притока инвестиций выигрывают по многим аспектам. Широкое привлечение иностранного капитала способствует снижению безработицы в стране, росту доходов государственного бюджета. С организацией производства в стране тех изделий, которые раньше ввозились, отпадает необходимость в их импорте. Компании, выпускающие конкурентоспособную на мировом рынке продукцию и ориентированные в основном на экспорт, в значительной степени способствуют укреплению внешнеторговых позиций страны. ТНК играют очень важную роль в развитии общественного производства. По словам современных российских экономистов А.Мовсесяна и С.Огнивцева, законы свободного рынка не работают внутри ТНК, где устанавливаются внутренние цены, определяемые корпорациями. Если вспомнить о размерах ТНК, то окажется, что только четвертая часть мировой экономики функционирует в условиях свободного рынка, а три четверти - в своеобразной „плановой" системе.

Ведущая роль транснациональных компаний в международном научно-техническом прогрессе, обмене и сотрудничестве объясняется тем, что им подконтрольна существенная часть научно-технического потенциала индустриально развитых стран. Активное участие ТНК в инновационных и технологических процессах оказывает существенное воздействие на происходящие структурные сдвиги в мировой экономике. При формировании представительства в той или иной стране ТНК могут привнести материальные инновации (станки, оборудование, механизмы и т. д.) и «мягкие» технологии (знания, опыт, менеджмент, маркетинг, инжиниринг).

Кроме положительных влияний существуют и негативные результаты деятельности ТНК, в системе мирового хозяйства.

По данным федеральной таможенной службы Российской Федерации за период с января по сентябрь 2014 года основу экспорта, как в страны СНГ, так и в страны дальнего зарубежья, составили топливно-энергетические товары. Их удельной вес в структуре экспорта в страны дальнего зарубежья составил 74,7%, а в страны СНГ 46,1% [6]. Эти данные также подтверждают то, что российская экономика ориентирована на эксплуатацию ресурсного потенциала страны.

Основываясь на вышеуказанной информации и анализируя сложившиеся экономические условия как внутри государства, так и за его пределами, можно сделать вывод, что на пути развития российских транснациональных корпораций, существует ряд проблем. Они замедляют развитие российских ТНК и являются определенными барьерами в ходе расширения их экономической деятельности и направлении ПИИ за рубеж (рисунок 2)

Рис. 2 Проблемы развития российских ТНК

Таким образом, российские транснациональные компании имеют ряд барьеров, препятствующих развитию и расширению экономического влияния на зарубежных рынках.

Связаны они как с внутригосударственными и с внешними экономическими факторами, так и с самой организационной структурой российских ТНК и их более низкой конкурентоспособностью по сравнению с корпорациями других государств. Главной причиной такого отставания российских компаний от корпораций развитых стран является недостаток опыта в деятельности на зарубежных рынках в силу недавнего появления российских ТНК на мировой арене.

Необходимо отметить следующие основные отрицательные черты воздействия транснациональных корпораций на экономику принимающих стран, создающие угрозу их национальной безопасности (рисунок 3):

1. Арсеньев М. С. Транснациональные корпорации // Российский экономический журнал. - 2001. - № 12. - С. 20-35.

2. Булатова А.С. Транснациональные корпорации в мировом хозяйстве // Мировая экономика: Учебник. - М.: Юристъ, 2006. - С. 125-143.

3. Василевский Т. Л. Налевьева М. А. Транснациональных корпораций в мировом хозяйстве // Российский экономический журнал. - 2003. - № 2. - С.17-31.

4. Грязнов Э.А. Позиции крупнейших в мире транснациональных корпораций. М.: Инфограф. - 2010. - С. 150-168.

5. Фаминский И.П. Глобализация экономики и внешнеэкономические связи России. -М.: Республика. - 2004 - С.74-85.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Мировая экономика
2011 год 44 стр.
Курсовая Российско-китайские экономические отношения
Telesammit
Курсовая работа Мировая экономика
2016 год 27 стр.
Курсовая Экспорт России
Telesammit
Курсовая работа Мировая экономика
2014 год 35 стр.
Курсовая Россия в мировом экономическом пространстве
diplomstud
Курсовая работа Мировая экономика
2015 год 38 стр.
Курсовая Место России в мировой экономике
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское