Введение
1 Теоретическо-методологические основы изучения анализа себестоимости продукции
1.1 Понятие себестоимости продукции
1.2 Основы анализа себестоимости продукции (работ, услуг)
1.3 Методы снижения себестоимости продукции
Глава 2. Анализ себестоимости на примере ФГУП «Комбинат «Электрохимприбор»
2.1.Экономическая характеристика ФГУП «Комбинат «Электрохимприбор»
2.2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия
2.3 Анализ качества продукции и процесса формирования себестоимости производства
Глава 3. Необходимость мероприятий по снижению себестоимости продукции
Заключение
Список используемой литературы и источники
Приложения
Себестоимость продукции является важнейшим показателем экономической эффективности ее производства. В ней отражаются все стороны хозяйственной деятельности, аккумулируются результаты использования всех производственных ресурсов. От ее уровня зависят финансовые результаты деятельности предприятий, темпы расширенного воспроизводства, финансовое состояние субъектов хозяйствования.
Анализ себестоимости продукции, работ и услуг имеет большое значение в системе управления затратами. Он позволяет изучить, тенденции изменения ее уровня, установить отклонение фактических затрат от нормативных (стандартных) и их причины, выявить резервы снижения себестоимости продукции и дать оценку работы предприятия по использованию возможностей снижения себестоимости продукции.
Целью любой организации является достижение экономического эффекта от деятельности. Экономический эффект может быть выражен в зависимости от целей создания и деятельности организации как через прибыль, так и через достижение каких-либо социальных, экологических и других улучшений. Большинство организаций стремятся максимизировать прибыль, а это невозможно без анализа себестоимости продукции, отдельных затрат на производство и реализацию продукции, выявления резервов снижения себестоимости и внедрения рекомендаций по снижению затрат в организации. Только комплексно анализируя затраты на производство, правильно определяя резервы их снижения, организация сможет достичь своей цели и не проиграть своим конкурентам.
Актуальность избранной темы обусловлена тем, что процесс производства является важнейшей стадией кругооборота средств организации. В ходе этого процесса организация, расходуя материальные, трудовые и финансовые ресурсы, формирует себестоимость изготовленной продукции, что, в конечном счете, при прочих равных условиях существенно влияет на финансовый результат работы организации – ее валовую прибыль или убыток.
Целью данной курсовой работы является исследование формирования себестоимости продукции, выявление путей снижения издержек производства.
Указанная цель обусловила постановку и последовательное решение следующих задач:
-раскрыть понятие себестоимости продукции;
-изучить основы анализа себестоимости продукции (работ, услуг);
-дать экономическая характеристика ФГУП «Комбинат «Электрохимприбор»;
-провести анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия;
-анализировать качество продукции и процесса формирования себестоимости производства;
-обосновать необходимость мероприятий по снижению себестоимости продукции.
Объектом исследования является ФГУП комбинат «Электрохимприбор».
Целью курсовой работы является разработка направлений по совершенствованию политики управления затратами предприятия.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие Задачи:
1. изучить теоретические аспекты формирования и планирования себестоимости;
2. провести оценку финансового состояния и эффективности управления затратами на исследуемом предприятии;
3. разработать мероприятия совершенствования системы управления затратами.
Гипотеза исследования заключается в выявление возможностей снижения затрат, что позволит повысить эффективность управления деятельности предприятия ФГУП «Комбинат «Электрохимприбор».
Новизна исследования. Управление затратами предприятия является особенным для каждого хозяйствующего субъекта, в связи с чем, для решения проблем, связанных со снижением себестоимости необходим набор индивидуальных и своеобразных для каждого предприятия инструментов. В данной работе предлагается индивидуальный подход к решению проблем, связанных с управлением затратами предприятия. Предметом курсового исследования выступает анализ себестоимости продукции влияние их на финансовые результаты.
В процессе выполнения курсовой работы были использованы такие документы организации, как финансовая отчетность за 2015 – 2017г. (Форма №1 – «Баланс», Форма №2 – «Отчет о финансовых результатах»), статистическая отчетность, аналитическая информация к финансовым отчетам организации, пояснительные записки, а также оперативная информация, отчеты производственного отдела, бухгалтерская отчетность, в которой формируются затраты организации, а также исчисляется себестоимость продукции.
Теоретико –методологической основой для написания курсовой работы являются труды отечественных и зарубежных авторов, таких как Алексеева М.М., Барнгольц С.Б, Мельник М.В., Зенков Ю.В. ,Сухарев И.Р., Пястолов С.М. Нормативно-правовую базу исследования составили: Налоговый Кодекс Российской Федерации Ч1 и Ч2 по состоянию на 5 сентября 2016 г., Положение по бухгалтерскому учету от 29.05.2002 г. N 57-ФЗ «Расходы связанные с производством и реализацией»
При проведении анализа в курсовой работе были использованы следующие приемы и методы: горизонтальный, вертикальный анализ, сравнительный анализ, метод группировок и логических выводов, описательный метод.
1 Теоретическо-методологические основы изучения анализа себестоимости продукции
1.1 Понятие себестоимости продукции
Под себестоимостью продукции, работ и услуг понимаются выраженные в денежной форме затраты всех видов ресурсов: основных фондов, природного сырья, материалов, топлива и энергии, труда, используемых непосредственно в процессе изготовления продукции и выполнения работ, а также для сохранения и улучшения условий производства и его совершенствования. Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции, определяется государственным стандартом, а методы калькулирования — самими предприятиями.
Задачами анализа себестоимости продукции являются:
• оценка обоснованности и напряженности сметы по себестоимости продукции, издержкам производства и обращения на основе анализа поведения затрат;
• установление динамики и степени выполнения сметы по себестоимости;
• определение факторов, повлиявших на динамику показателей себестоимости и выполнение плана по ним, величины и причины отклонений фактических затрат от плановых (сметных);
• анализ себестоимости отдельных видов продукции.
В зависимости от задач управления затратами и себестоимостью в планировании (бюджетировании), учете и анализе применяют классификации затрат по разным признакам
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая. Принят Государственной думой РФ 21.10.1994г. № 51-ФЗ (с изменениями и дополнениями). - СПС Консультант Плюс.
2. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г. (с изменениями и дополнениями). - СПС Консультант Плюс
3. Налоговый кодекс Российской Федерации Часть 2. Федеральный закон от 05.08.2000 г. № 117-ФЗ (с изменениями и дополнениями). - СПС Консультант Плюс.
4. Трудовой Кодекс Российской Федерации. Федеральный закон от 30.12.2001г. № 197 ФЗ (с изменениями и дополнениями). - СПС Консультант Плюс.
5. Балабанов И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта. - 2-е изд., доп. – М.: ФиС, 2013.
6. Банк, В.Р., Банк, С.В., Тараскина, А.В. Финансовый анализ: учеб. пособие. – М.: Проспект. - 2012.- 344 с.
7. Бочкарева И.И. Бухгалтерский финансовый учет: учебник/И.И.Бочкарева, Г. Левина/подред.проф. Я.В. Соколова–М.: Магистр,2015. –413 .
8. Быкадоров, В.А., Алексеев, П.Д. Финансово-экономическое состояние предприятие : практическое пособие. - М.: Приор, 2011. – 324 с.
9. Вагапова, А. Методы учета затрат и калькулирования себестоимости продукции //Финансовая газета. Региональный выпуск. - 2013. - N 51, - С. 6-7
10. Васильева, Л.С. Финансовый анализ: учеб. пособие. – М.: Изд-во: Кнорус, 2011. – 628с.
11. Вахрушина, М. Учет затрат по бизнес-процессам //Бухгалтерское приложение к газете «Экономика и жизнь». 2012. № 13. С. 3-4
12. Вахрушина, М.А. Бухгалтерский управленческий учет : учеб. Пособие. - М.: ОМЕГА-Л, 2011. – 342 с.
13. Гиляровская, Л.Т. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности: учеб. пособие. – М.: ТК Велби, 2010. -366 с.
14. Гинзбург, А.И. Экономический анализ: учеб. пособие. - СПб. Питер, 2011. - 528с.
15. Глазунов, В.М. Анализ финансового состояния предприятия/ В.М. Глазунов// Финансы. - 2012.- №2.- С.27
16. Глушков, И.Е., Киселева, Т.В. Бухгалтерский (налоговый, финансовый, управленческий) учет на современном предприятии [Текст]/И.Е. Глушков. – М.: Кнорус, 2010. – 632 с.
17. Горемыкин, В.А., Богомолов, А.Ю. Планирование предпринимательской деятельности предприятия: учеб. пособие. - М.: ИНФРА-М, 2011. – 118 с.
18. Донцова, Л.В., Никифорова, Н.А. Анализ финансовой отчетности : учеб. пособие. 2-е изд.- М.: Дело и сервис. - 2013.- 336 с.
19. Елизаров, Ю.Ф. Экономика организации: учебник для вузов. – М: Издательство «Экзамен», 2013. – 374 с.
20. Ивашкевич В.Б. Бухгалтерское дело: учеб. пособие / В.Б. Ивашкевич, Л.И. Куликова. – М.: Экономистъ, 2014. – 528 с.
21. Кондраков Н.П. Карпова Т.П. Бухгалтерский учет : М.: ИНФРА-М, 2014, 141 с.
22. Кравченко Л.И. Анализ хозяйственной деятельности в торговле :Учеб.-Мн.:Выш.шк.,2014.
23. Никитин Л.А. Практическая бухгалтерия: Москва: Издательство «ДИС», 2016, 206 с.
24. Рогуленко Т.М. Бухгалтерский учет: учебник/ Т.М. Рогуленко – 2-е изд. перераб. и доп.: М.: Финансы и статистика, 2014, 108 с.
25. Сапожникова Н.В. Бухгалтерский учет: Учебник для вузов / Н.В. Сапожникова. – 3-е изд., перераб. и доп. : М.: КноРус. 2014, 301 с.
26. Сотникова Л. В. Бухгалтерская отчетность организации: учебное пособие / Л.В. Сотникова. – М.: ИПБР-БИПФА, 2015. – 363 с.
27. Тяжкин А.М. Бухгалтерский учет: Санкт-Петербург: Издательство «ЮНАТУ», 2016, 314 с.
28. Андреева О. М. Элементы метода современного бухгалтерского учета: Баланс и балансовое обобщение// Журнал «Бухгалтерский учет» №10 2015 г.
29. Черепович Ю.Ю. Проблемы формирования централизованной бухгалтерской службы // Журнал «Бухгалтерский учет» №5 2016 г.