Введение
Глава 1. Теоретические основы поддержки развития предпринимательства
1.1. Понятие государственной поддержки развития малого предпринимательства
1.2. Элементы системы государственной поддержки развития малого предпринимательства на региональном уровне
Глава 2. Анализ системы государственной поддержки маолого бизнеса в Липецкой области
2.1. Характеристика состояния малого бизнеса в Липецкой области
2.2. Оценка результативности системы государственной поддержки малого бизнеса в Липецкой области
2.3. Пути совершенствования системы государственной поддержки малого бизнеса в Липецкой области
Заключение
Список использованных источников
Понимание важности малого бизнеса возникло примерно в конце 1970-х гг., в первую очередь, в США и Великобритании, потому что в условиях формирования социальной рыночной экономики крупные предприятия, стремившиеся к максимизации прибыли, часто представляли угрозу для окружающей среды, создавали мало рабочих мест, особенно в кризисные периоды, не внедряли необходимые инновации.
В исследованиях ученых развитых стран, посвященных деятельности малого бизнеса, подчеркивалось, что они решают проблемы безработицы, способствуют экономическому росту и повышению конкурентоспособности, как отрасли, так и национальной экономики в целом. Многие развитые страны ощутили эффективность малого бизнеса в экономике и научились решать проблемы, связанные с фирмами, которые занимаются деятельностью в небольших масштабах. Экономики стран ЕС, США и некоторых развивающихся стран во многом основывается на деятельности малого бизнеса.
В условиях экономического кризиса в России, вызванного внешнеполитическими (конфликт с Украиной, ухудшение отношений со странами ЕС и США) и внешнеэкономическими (введение экономических санкций со стороны Евросоюза, рост курсов валют) причинами, проявилось одно из основных достоинств малых предприятий - многие из них оказались более приспособленными, чем крупные компании к условиям развития в кризисные периоды. Крупные фирмы не столь активно и быстро реагируют на колебания конъюнктуры национального, регионального и мирового рынков. Малые предприятия, наоборот, быстро реагируют на изменение хозяйственной конъюнктуры в тех или иных секторах экономики, адаптируясь к ней, что находит свое выражение как в разорении, так и в образовании новых предприятий, что в свою очередь, оказывает влияние на крупные фирмы, отражаясь на их деятельности. Второе несомненное достоинство малого и среднего бизнеса заключается в том, что они наиболее динамично осваивают новые виды продукции и развиваются в отраслях, мало привлекательных для крупного бизнеса. Важнейшими особенностями малого бизнеса являются способность к ускоренному освоению инвестиций и высокая оборачиваемость оборотных средств. Еще одной характерной чертой малых предприятий является активная инновационная деятельность, способствующая ускоренному развитию различных отраслей во всех секторах экономики.
Развитие малого бизнеса в различных странах имеет свои особенности, вытекающие из исторических традиций, а также сложившейся роли и места небольших предприятий в экономике страны.
Цель курсовой работы – провести анализ государственной финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства в России и раскрыть пути ее совершенствования.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
‒ изучить теоретические основы организации системы государственной финансовой поддержки развития малого предпринимательства
‒ провести анализ особенностей развития и реализации поддержки малого бизнеса на современном этапе на примере Липецкой области;
‒ изучить особенности государственного финансирования и современные проблемы малого бизнеса.
Объект курсовой работы – система государственной финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства.
Предмет курсовой работы – механизм реализации государственной финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства.
В процессе исследования курсовой работы общенаучные принципы познания, принцип развития, системности, комплексности, методы экономического, логического и сравнительного анализа.
Теоретической и методологической основой курсовой работы являются научные труды отечественных и зарубежных исследователей.
1. Понятие государственной поддержки развития малого предпринимательства
Малое предпринимательство является важным субъектом экономической системы. Оно имеет большое значение для формирования и развития структуры экономики. Для того, чтобы наиболее полно рассмотреть сущность и значения малого и среднего бизнеса, необходимо определить, что скрывается за данным понятием.
Существует и часто используется термин «малое и среднее предпринимательство», и им довольно часто заменяют понятие «малый и средний бизнес», так как на сегодняшний день кардинального разграничения этих понятий нет. Малый бизнес редко отделяют от среднего в современных исследованиях. Основное их отличие заключается в том, что само понятие «бизнес» подразумевает доходность определенного вида деятельности с точки зрения его владельца, при этом не учитывая социальной, экологической составляющей хозяйственной деятельности, присущих понятию «предпринимательство». Употребление понятия «малый и средний бизнес» подразумевает также предпринимательскую деятельность на свой страх и риск, не учитывая соблюдения всех норм и правил действующего законодательства конкретного государства. Следовательно, к бизнесу можно отнести и незаконную с точки зрения государства деятельность. Поэтому термин «бизнес» неправомерно использовать при характеристике активной хозяйственной деятельности законопослушных субъектов хозяйствования и ее значения для развития экономики и государства в целом.
Более правильным и емким является понятие «предпринимательство», которое подразумевает целенаправленную предпринимательскую деятельность физического или юридического лица, связанную с повышенным риском, основанную на использовании инновационной идеи, основной целью которой является максимизация прибыли за счет производства и продаже товаров, а также выполнение различных работ и оказания разнообразных услуг, учитывающую социальную, экологическую составляющую хозяйственной деятельности физического или юридического лица, с обязательным соблюдением норм законодательства .
1. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 26 янв. 1996 г. № 14-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 22 дек. 1995 г.; ввод. Федер. законом Рос. Федерации от 26 янв. 1996 г. № 15-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1996. - № 5, ст. 410.
2. О производственных кооперативах: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 10 апр. 1996 г.; одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 10 апр. 1996 г .; ввод. Федер. законом Рос. Федерации от 08 мая 1996 г. № 41-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1996. - № 20. – Ст. 2321.
3. Об обществах с ограниченной ответственностью: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 14 янв. 1998 г.; одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 28 янв. 1998 г.; ввод. Федер. законом Рос. Федерации от 08 фев. 1998 г. № 14-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1998. - № 7, ст. 785.
4. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 06 июля 2007 г.; одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 11 июля 2007 г .; ввод. Федер. законом Рос. Федерации от 24 июля 2007г. № 209-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2007. - № 31, ст. 4006.
5. О хозяйственных партнерствах: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 21 нояб. 2011 г.; одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 29 нояб. 2011 г .; ввод. Федер. законом Рос. Федерации от 03 декабря 2011 г. № 380-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 1998. - № 49. – Ст. 7058.
6. О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства: утв. постановлением Правительства Рос. Федерации от 04 апр. 2016 г. № 265 // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2016. – № 15, ст. 2097.
7. Государственная программы Липецкой области «Модернизация и инновационное развитие экономики Липецкой области»: утв. постановлением администрации Липецкой области от 07 ноября 2013 г. № 500 // Лип. газета. – 2013. – № 230.
8. Биншток Ф.И. Государственное регулирование бизнеса: учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2018.
9. Блюменфельд В.М. Большие проблемы малого бизнеса // Экономика и жизнь. 2016. № 8. С. 44-55.
10. Борисов А.Ф. Система управления организацией: учебное пособие. М.: Перспектива, 2016. 336 с.
11. Губин Е.П. Государственное регулирование национальной экономики и предпринимательства: правовые проблемы. М.: Юристь, 2015. 328 с.
12. Друкер П. Менеджмент: учебное пособие. М.: Вильямс, 2016. 704 с.
13. Егорова Н.Е. Малые предприятия: предпринимательские стратегии и кооперации. М.:КооперацияСпутник+,2016. 123 с.
14. Жизненный цикл малого предприятия / под ред. О.М. Шестоперова. М.: Фонд «Либеральная миссия», 2018. 336 с.
15. Ершова Ю.С. Малый бизнес в России. Проблемы и перспективы. М.: Альфа-Пресс, 2016. 356 с.
16. Колесникова Л.А. Предпринимательство и малый бизнес в современном государстве: управление развитием. М.: ИНФРА, 2016. 391 с.
17. Лапуста М.Г., Старостин, Ю.Л. Малое предпринимательство: учебник. М.: ИНФРА-М, 2016. 357 с.
18. Малый бизнес в России / под ред. Винокура С.Ю. М: Финансы и статистика, 2016. 326 с.
19. Малое предпринимательство в России: прошлое, настоящее и будущее / под ред. Е.Г. Ясина. М.: Новое изд-во, 2016. 268 с.
20. Озеров Г.М. О проблемах совершенствования законодательства в сфере малого бизнеса. М.: Финансы, 2016. 459 с.
21. Сирополис Н.К. Управление малым и средним бизнесом: руководство для предпринимателей. М.: Дело, 2016. 218 с.
22. Смирнов С.А. Малое предпринимательство: общественная поддержка и содействие развитию. М.: Проспект, 2016. 352 с.
23. Хохлова И.В. Основы предпринимательства. М.: Приор-издат, 2015. 205 с.
24. Астафьев Е.В. Особенности развития малого и среднего бизнеса в национальной экономике // Научный вестник МГИИТ. 2015. № 2 (34). С. 42-46.
25. Афанасьев В. Малый бизнес: проблемы становления // Российский экономический журнал. 2015. № 2. С. 27-30
26. Бабленко И. Б. Источники финансового обеспечения малого бизнеса в современных условиях // Аудит и финансовый анализ. 2015. № 2. С. 44-48.
27. Богомолова Л.Л. Меры государственной поддержки малого и среднего бизнеса в условиях кризиса // Символ науки. 2015. Т. 1. № 3. С. 84-89.
28. Бородушко И.В. Малый бизнес в России: актуальные проблемы и вопросы правового регулирования // Вестник Санкт-Петербургской юридической академии. 2016. № 1 (22). С. 19-25.
29. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.gks.ru
30. Официальный сайт администрации Липецкой области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.admlr.lipetsk.ru
31. Финансовые инструменты для развития и поддержки бизнеса в Липецкой области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.moldelo.ru
32. Официальный сайт Управления по развитию малого и среднего бизнеса в Липецкой области [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mb48r.ru