Актуальностью данной темы является то, что темпы промышленного развития, которые ежегодно достигались китайской экономикой на протяжении трёх десятилетий до сих пор изучаются экономистами всего мира, приводятся в качестве примера и указывают путь для развивающихся стран.
Заметный и постоянно растущий интерес в мире вызывают экономические преобразования в Китае, которые продолжаются примерно два десятилетия. Интерес к этой стране не случаен. Китай, являясь одним из древнейших государств в мире, впервые за всю свою многовековую историю достиг впечатляющих успехов в реальном секторе экономики. По ряду признаков видно, что страна и в ближайшей перспективе будет развиваться по восходящей линии. Китай имеет шансы повторить опыт Японии и Южной Кореи. Необходимые внутренние предпосылки для этого есть.
Китай обладает большой территорией, является крупнейшей страной по численности населения; занимает важное геостратегическое положение.
Целью работы является анализ китайского экономического чуда.
Для достижения цели в работе поставлены следующие задачи:
1. выявление сильных и слабых сторон экономической политики Китая;
2. определение источников экономического роста, рассмотрение социально-экономического положения Китая.
Теоретической, методологической и информационной основой написания данной работы послужила специальная литература по исследуемой проблеме отечественных и зарубежных авторов в области истории экономики, среди которых можно выделить А.П.Бутенко, В.К.Ломакин ,а также данные исследования полученные самостоятельно
1. ИЗМЕНЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
РОЛИ КИТАЯ В XXI ВЕКЕ
1.1. Экономической стратегии Китая
Внимание исследователей из разных стран мира в настоящее время все в большей мере уделяется характеру реформирования китайской экономики и общества. Достигнутым при этом беспрецедентным результатам в XX–XXI вв., обозначаемым таким образным определением как «экономическое чудо» (еconomic miracle). Данное определение принято использовать для обозначения развивающейся экономики какой-либо страны или региона в определенный период. [1,45 c.]
Китайское «экономическое чудо» связывается исследователями с реализацией в этой стране органичного, системного сочетания древних национальных традиций и мировых естественнонаучно-технологических и социально-экономических достижений, которые принято обозначать как «модернизация». Обычно рассматривается экономическая, политическая, культурная, социальная и научно-технологическая модернизация.
Экономические успехи Китая, не имеющие аналогов, позже получившие название экономического «чуда», стали одним из важнейших событий в истории второй половины XX века. Благодаря проведенным экономическим реформам и преобразованиям в период с 1978 по 1997 годы валовой внутренний продукт КНР вырос в 5,7 раз, что в процентном соотношении – 9,6% в год. Это абсолютно беспрецедентные показатели, позволившие в начале 2000-х годов Китаю вырваться в число лидеров мирового экономического развития. [1,47 c.]
Были обеспечены экономический подъем, возрастающий авторитет, модернизация всесторонней деятельности китайского общества и все необходимые условия для вступления в процесс активной глобализации.
Мировое сообщество проявляет особый интерес к изучению китайских экономических реформ, его геополитических и социальных изменений. Чтобы понять суть китайской реформы, необходимо понять, что социалистический строй и социалистическая экономическая система – не равнозначны.
Реформа подразумевает смену старой экономической системы, планового механизма, но не ликвидацию социалистического строя. Опыт КНР показал, что рыночный механизм подходит и социализму. Рынок распределяет ресурсы, быстрее реагирует на экономические сигналы, направляет ресурсы в наиболее прибыльные отрасли, а государство, во избежание стихийных негативных эффектов, сохраняет и совершенствует макроэкономический контроль. [2,105 c.]
В конце 1990-х годов темпы экономического роста в Китае значительно превышали внутреннее потребление, что привело страну к дефляции и падению темпов роста с 10,9% до 7,6% с 1995 по 1999 год. Правительство полагало, что для решения проблемы необходимо усилить экспорт и вывоз капитала со стороны национальных производителей. [2,106 c.]
Тогда на III сессии ВСНП 9-го созыва в КНР впервые была выдвинута стратегия активного выхода китайских производителей на внешние рынки, названная «Идти во вне». Стратегия являет собой долгосрочный план, который рассчитан на становление КНР к 2020–2030 гг. самой экономически мощной державой мира и увеличение объема ВВП в 4 раза к 2020 году. [3,33 c.]
На рубеже веков результаты реализации экономической стратегии Китая стали обретать все более грандиозные контуры. Перспектива его дальнейшего возвышения в самом ближайшем будущем становилась все более очевидной и для него самого, и для мира в целом.
Отдельную роль в формировании внешнеэкономической стратегии КНР играет валютная политика. На протяжении многих лет намеренное занижение курса юаня позволяло привлекать капиталы и управлять ими на территории своей страны, так как китайская рабочая сила не требовала большой заработной платы, более того, сам Китай выигрывал на экспорте и курсовой разнице между юанем и долларом, в котором велись расчеты. Китай не излагал в открытом виде стратегию по превращению юаня в мировую валюту. Но, исходя из действий властей и дискуссий китайских экономистов, можно выделить несколько этапов этой политики:
1. организация расчетов с соседними странами;
2. использования юаня как платежного средства при торговых расчетах с КНР по всему миру;
3. повышение привлекательности юаня как средства вложения для финансовых институтов, предприятий и просто домохозяйств;
4. становление юаня мировой резервной валютой, пользующейся спросом со стороны центральных банков других стран.
Состав резервных валют пересматривается 1 раз в пять лет, и если в 2010 году юань был к этому не готов, то в 2015 этот вопрос встал твердо. В августе 2015 года доля юаня в международных платежах составила 2,79%, и юань впервые обошел японскую йену, уступая доллару США, евро и фунту стерлингов. Китай предпринял ряд мер в преддверии голосования МВФ. [4,37 c.]
Пекин открыл доступ к внутреннему валютному рынку и рынку облигаций для зарубежных центробанков, другими словами, приблизил юань к «критерию свободного обращения». Несмотря на то, что принятые меры были введены совсем недавно и еще не подверглись серьезной проверке, 30 ноября 2015 года решением Международного валютного фонда, а именно директора Кристина Лагарда и членов исполнительного совета, юань был включен в список резервных валют. [5,89 c.]
1.2 Характер экономической политики в Китае и России
Китайская народная республика усиливает свои международные позиции и развивает дипломатические, финансово-экономические, культурно-гуманитарные инструменты влияния, целенаправленно идет к реализации «китайской мечты» – возрождению китайской нации. Регион Центральной Азии (включающий бывшие союзные республики Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Туркменистан и Таджикистан) необычайно важен в осуществлении внешнеполитических целей Китая, и этому есть несколько причин.
Прежде всего в Пекине исходят из того, что Центральная Азия играет стратегически важную роль в обеспечении национальной безопасности Китая. На постсоветском пространстве наряду с Россией КНР устанавливает прямые контакты с регионом центральной Азии, этот вектор проявил себя еще в 1990-е гг. при решении вопросов и установлении границ с непосредственными соседями Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном. И после распада СССР регион Центральной Азии не был в числе приоритетных для России, чем активно воспользовался Китай, он мог предложить местным партнерам практически все, а центрально-азиатские страны тем временем выставляли на рынок источники минерального и энергетического сырья, земли для прокладки трубопроводов, железных и автомобильных дорог, создавали инфраструктурные объекты. Поэтому Китай буквально ворвался в регион, принимая местные и предлагая свои проекты. [6,14 c.]
Китай использует политику предоставлении странам целевых кредитов на льготных условиях, непосредственно кредитованием занимается экспортно-импортный банк КНР. Стоит конкретизировать, в чем именно заключаются льготные условия кредитования: займы предоставляются под низкий процент (1,5–3%), на продолжительный срок (до 20 лет) с учетом льготного периода. Для стран региона, имеющим затрудненный доступ к западным финансовым рынкам, такие условия представляются более, чем привлекательными. При предоставлении кредитов предпочтение отдается проектам, способствующим расширению рынка сбыта китайской продукции.
Традиционная сфера сотрудничества Москвы и Пекина – военная. В 2013 году Китай приобрел у России военной техники и вооружений почти на 2 млрд. долларов (со стороны Запада с 1989 года и по сей день продолжает действовать эмбарго на поставки оружия в Китай после событий на площади Тяньаньмэнь). В другой традиционной сфере, энергетике, в мае 2014 года был заключен договор на поставку газа из России сроком на 30 лет, стоимостью 400 млрд. долларов. [7]
В области инвестиционного сотрудничества руководители стран поставили задачу увеличить прямые иностранные инвестиции Китая в российскую экономику до 12 млрд. долларов к 2020 году.
По итогам 2013 года наблюдалось существенное увеличение китайских прямых инвестиций в Россию до 4,8 млрд долларов. Главными направлениями инвестиционной деятельности являлись разработка полезных ископаемых, лесное хозяйство, энергетика, торговля, бытовая электротехника, связь, строительство и сфера услуг. Крупнейшими вложениями китайских компаний стали:
1. Покупка Китайской национальной корпорацией 20% акций в проекте «Ямал-СПГ» (810 млн. долларов).
2. Покупка Китайской инвестиционной корпорацией 12,5% акций «Уралкалия» (2 млрд. долларов).
3. Вложение Китайской международной инженерно-строительной компанией цветной металлургии в совместный с корпорацией «Металлы Восточной Сибири» проект в Республике Бурятия (750 млн. долларов). [8,47 c.]
Основными направлениями служат производственная отрасль, строительство и транспортные перевозки. К области двустороннего инвестиционного сотрудничества относятся проекты в сфере энергетики, освоения месторождений полезных ископаемых, переработки древесины и строительства. Например, поставки электроэнергии из Амурской области в
1. Андриянова Е.А., Ермолаева Е.В., Суворов В.В., Фахрудинова Э.Р. Универсальная мудрость Востока. Саратов, 2013-169 с.
2. Ермолаева Е.В. Пространственно-временной континуум политики (социально-философский анализ): дис… канд. филос. наук. Саратов, 2016- 259 с.
1. Актуальные проблемы экономики КНР / РАН. Ин-т Дальнего Во-стока. - М., 2016 – 358 с.
2. Бергер Я., Михеев В. Китай: социальные вызовы развитию// Общество и экономика. – 2015. - №1-28-40 с..
3. Бутенко А.П. Рыночные реформы в России и Китае: сходство це-лей и различие результатов // Вопросы экономики. - № 5, 2014-33-37с.
4. Вельяминов Г.М. Международное экономическое право и процесс. Акаде-мический курс: Учебник. М.: Волтерс Клувер, 2015- 149 с.
5. Гатина Г.Ф., Мерзликин В.А., Щукина Н.Н. Мировая экономика. М.: ИН-ФРА-М; Пермь: Перм. гос. техн. ун-т, 2016 – 247 с.
6. Ломакин В.К. Мировая экономика: Учебник для вузов. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы, ЮНИТИ-ДАНА, 2014-178 с.
7. Мажаров И.В. Научно-техническая программа КНР: взгляд в бу-дущее [Электронный ресурс]//Режим доступа: chinadata.khv.ru.
8. Международные экономические отношения: Учебник для вузов / Под ред. проф. Е.Ф. Жукова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2016-280 с.
9. Остроухов О.Л. Внешняя политика Китая в эпоху Реформ. // Экономика. - № 4, 2016-260 с.
10. Раджабова З.К. Мировая экономика: Учебник для вузов Изд. 2-е, перераб., доп. М.: ИНФРА-М, 2015-520 с.
11. Симонян Н. Уроки китайских и южнокорейских реформ // Свободная мысль. - 2006. - N 9,33-39 с.
12. Стрыгин А.В. Мировая экономика. Учебник. М.: Экзамен, 2016- 402 с.
13. Титаренко М.А. Китайские реформы: пример, вызов или угроза России? // Обозреватель 2016 № 1 ,96 с.
14. Фомичев В.И. Международная торговля: Учебник; 2-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2014- 153 с.