ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧИТЕЛЬНЫХ МЕР ПРИ ВЗИМАНИИ НАЛОГОВ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ
1.1. Роль и значение органов Федеральной налоговой службы РФ в организации контрольной работы по учету налоговых поступлений в бюджет
1.2 Общий порядок применения обеспечительных мер
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПРИМЕНЕНИЯ ОБЕСПЕЧИТЕЛЬНЫХ МЕР ПРИ ВЗИМАНИИ НАЛОГОВ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ
2.1. Анализ контрольной работы налоговых органов по Иркутской области
2.2. Практика применения обеспечительных мер при взимании налогов и их значение
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Актуальность исследования не вызывает сомнений так как показывает практика, выездные налоговые проверки заканчиваются доначислением налогов, а также начислением штрафов и пеней. Понятно, что результатом работы налоговиков является не сам факт доначисления налогов и сборов, а их фактическое получение. Для этого в некоторых случаях налоговые органы прибегают к использованию различных обеспечительных мер, нарушающих ведение хозяйственной деятельности предпринимателей, а зачастую и ущемляющих их права. Чтобы этого не допустить, необходимо четко знать соответствующие правовые нормы.
Степень разработанности проблемы. Вопросы обеспечительных мер при взимании налогов нашли отражение в работах М.Е. Верстовой, Ю.М. Березкина, А.Б. Паскачева, А.И. Козыра, А.П. Киреенко, Б.П. Кузнецова, Р.А. Саакян, И.Ю. Пелевина, Н.В, Милякова, С.С. Ованесяна, В.Г. Панскова, А.П. Починка, В.М. Пушкарева, А.В. Смирнова, С.Ф. Сутырина, Д.Г. Черника, Т.Ф. Юткиной.
По налоговому праву данной проблеме посвящены работы А.В Брызга-лина, Д.В. Винницкого, Г,В. Петровой, С.Г. Пепеляева, Е.А. Ровинского, А.С. Титова, Ц.А. Ямпольского. Вместе с тем в современной научной литературе вопросам исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов и их обеспечению не уделено должного внимания, поэтому имеется необходимость дальнейшего их изучения.
Целью работы является анализ обеспечительных мер при взимании налогов и их значение.
Задачи:
• Определить теоретические основы обеспечительных мер при взимании налогов и их значение;
• Провести анализ применения обеспечительных мер при взимании налогов и их значение;
• Подвести итог.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧИТЕЛЬНЫХ МЕР ПРИ ВЗИМАНИИ НАЛОГОВ И ИХ ЗНАЧЕНИЕ
1.1. Роль и значение органов Федеральной налоговой службы РФ в организации контрольной работы по учету налоговых поступлений в бюджет
Важная роль в обеспечении эффективного функционирования налоговой системы РФ отводится налоговым органам, к которым в соответствии с действующим законодательством относится Министерство финансов РФ и Федеральная налоговая служба, включая ее структурные подразделения по всей территории государства. Система налоговых органов в РФ построена в соответствии с административным и национально-территориальным делением, принятым в РФ, и состоит из трех звеньев. Каждый уровень системы и ее составляющие имеют свои функции и специфику.
Центральным органом управления налогообложением в РФ является ФНС России. Основные функции, возложенные на ФНС России по контролю и надзору:
• за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах;
• за правильностью исчисления, полнотой, своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов и иных обязательных платежей;
• за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции;
• за соблюдением валютного законодательства в пределах компетенции налоговых органов;
• за информированием налогоплательщиков по вопросам налогового законодательства и разъяснением системы налогообложения.
ФНС России также является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим:
• государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей;
• представление в делах о банкротстве и процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований РФ по денежным обязательствам .
ФНС России находится в ведении Минфина России. ФНС России руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, нормативными правовыми актами Минфина России, а также Положением о ФНС России .
ФНС России ведет деятельность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами, общественными объединениями и иными организациями. ФНС России возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством РФ по представлению министра финансов.
Структура налоговых органов утверждается приказом ФНС России. Каждый налоговый орган является самостоятельным юридическим лицом, но в то же время находится в вертикальной подчиненности и входит в единую централизованную систему. Особенностью реформирования структуры налоговых органов является создание межрегиональных и межрайонных инспекций. В отличие от традиционных инспекций, осуществляющих контроль в зависимости от территориальной принадлежности налогоплательщика, межрегиональные и межрайонные инспекции строят свою работу исходя из категории налогоплательщика и его отраслевой принадлежности. Межрегиональные инспекции по федеральным округам занимают промежуточное положение между федеральной налоговой службой и территориальными управлениями ФНС России.
Межрегиональные инспекции ФНС России по федеральным округам созданы:
• для осуществления взаимодействия с полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах по вопросам, отнесенным к их компетенции;
• для контроля за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах на территории соответствующего федерального округа;
• для проведения налоговых проверок.
На межрегиональном уровне также существует семь межрегиональных инспекций по крупнейшим налогоплательщикам в следующих сферах:
1) разведка, добыча, переработка, транспортировка и реализаций нефти и нефтепродуктов;
2) разведка, добыча, переработка, транспортировка и реализация природного газа;
3) производство и оборот этилового спирта из всех видов сырья алкогольной, спиртосодержащей и табачной продукции;
4) электроэнергетика, в том числе производство, передача, распределение и реализация электрической и тепловой энергии;
5) производство и реализация продукции металлургической промышленности;
6) оказание транспортных услуг;
7) оказание услуг связи .
Налоговые службы на уровне субъектов РФ (республик, краев) выполняют следующие задачи:
• осуществляют контроль за соблюдением налогового законодательства на территории соответствующего субъекта РФ;
• обеспечивают поступление налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет.
Руководителя Управления ФНС России по субъекту РФ назначает руководитель ФНС России по согласованию с полномочным представителем Президента РФ по соответствующему субъекту Федерации.
Можно выделить два вида инспекций Федеральной налоговой службы межрайонного уровня:
инспекции ФНС России, контролирующие территорию не одного, а нескольких административных районов;
инспекции ФНС России, осуществляющие налоговый контроль за крупнейшими налогоплательщиками, которые подлежат налоговому администрированию на региональном уровне.
Права налоговых органов в соответствии со ст. 31 НК РФ:
требовать от налогоплательщика документы по формам, установленным государственными органами и органами местного самоуправления, служащие основаниями для исчисления и уплаты налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов (данное право реализуется при проведении налогового контроля);
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. № 145-ФЗ (действующая редакция от ред. от 23.05.2016) // Собрание законодательства РФ. – 1998. - № 31. - ст. 3823.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 года № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.1998 г.), в редакции от от 31.05.2016 // Собрание законодательства РФ. – 1998. - № 31. - ст. 3824.
3. Гражданский Кодекс Российской Федерации, части первая, вторая, третья и четвертая: текст с изм. и доп. на от 23.05.2016 // СПС Консультант+
4. Блохин К.М. Технология формирования налогового бюджета организации. // Финансовый менеджмент. - 2012. - №5. - 74-84 с.
5. Бодроʙа Т.В. Налогоʙый учет и отчетность. – М.: Дашкоʙ и Ко., 2015. – 480 с.
6. Васильева Л.А. Доходы федерального бюджета в 2013-2012гг. // Финансы. 2012, № 9. - С.8.
7. Воробьеʙа В.Н. Порядок рассмотрения сᴨороʙ налогоᴨлательщикоʙ с налогоʙыми органами // Налогоʙый ʙестник. – 2015. – № 5. – С.145–147.
8. Гринкевич Л.С. Государственные и муниципальные финансы России.- М.: КНОРУС, 2012.- 560 с.
9. Гусов В.С. Социальные проблемы налогообложения в России. // Налоги, 2012, №1. - С.35-40.
10. Дидович А.П. Изучение проблем налогообложения: опыт использования принципов системного анализа: монография/ А.П. Дидович, 2015.– 112 с.
11. Дуканич Л. В. Налоги и налогообложение. – Ростоʙ на Дону: Феникс, 2014. – 416 с.
12. Еʙстигнееʙ Е.Н. Налоги и налогообложение. Учебное ᴨособие. – Питер, 2014. – 320 с.
13. Жидкова Е.Ю. Налогообложение в России: особенности, тенденции, проблемы и перспективы развития/ Е. Ю. Жидкова, 2014. – 113 с.
14. Ильин А.Ю., Горелоʙ А.А. Праʙоʙой статус Федеральной налогоʙой службы /Администратиʙное и мунициᴨальное ᴨраʙо. – № 7. – 2014.
15. Качур О.В. Некоторые аспекты налоговой политики // Экономический анализ: теория и практика.- 2012.- № 2.- 28-33 с.
16. Комароʙа Т.Л. Место и роль органоʙ налогоʙой службы ʙ механизме российского государстʙа: Аʙтореф. дис... канд. юрид. наук. – М., 2015. – 21c.
17. Косолаᴨоʙ А.И. Налоги и налогообложение: Учебное ᴨособие. – М.: Дашкоʙ и К, 2013. – 872 с.
18. Кудрин А.Л. Трехлетний бюджет – бюджет диверсификации экономики. // Финансы.- 2012.- № 4.- 3 с.
19. Масленникоʙа А.А. Станоʙление налогоʙых органоʙ // Финансы. – 2015. – N 8.– С.63–65.
20. Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы. - М.: Инфра-М, 2012. - 360с.
21. Налоги и налогообложение. / Под ред. Романоʙского М.В., Врублеʙской О.В. – Питер, 2014. – 528 с.
22. Налоги и налогообложение: Учеб. Пособие. / Пероʙ А.В., Толкушкин А.В. – 2-е изд., ᴨерераб. и доᴨ. – М.: Юрайт, 2014. – 635 с.
23. Налоги: Учебное ᴨособие / Под ред. Черника Д. Г. – М.: Финансы и статистика, 2014. – 688 с.
24. Налогоʙое ᴨраʙо России: Учебник для ʙузоʙ. / Отʙ.ред. д.ю.н., ᴨроф. Ю.А.Крохина. – М.: НОРМА, 2015. – 656 с.
25. Нешитой А.С. Финансы: Учебник.- 7-е изд., перераб и дополн.- М.: Дашков и К, 2012.- 512 с.
26. Парыгина В.А., Тедееʙ А.А. Налогоʙое ᴨраʙо Российской Федерации /Серия «Учебники, учебные ᴨособия».– Ростоʙ н/Д: «Феникс». – 2014.– 480 с.
27. Пелевин И.Ю. Налоговые поступления в региональной бюджетной системе: (анализ и оценка)/И. Ю. Пелевин, 2013. – 155 с.
28. Пономареʙа Т., Поᴨоʙа Н. Мы будем исᴨользоʙать ʙсе законные средстʙа контроля и надзора ʙ области налогоʙ // Российский налогоʙый курьер. – 2015. – № 22. – С. 12 – 15.
29. Смирноʙа Е.Е. О контрольной работе налогоʙых органоʙ // Налогоʙый ʙестник. – 2004. – № 11. – С. 86 – 88.
30. Суркоʙ К., Кʙаша Ю. Налогоʙая администрация России: станоʙление, разʙитие модернизация // Налоги – 2005. – № 1 – 2. – С. 4 – 6.
31. Тимошенко В.А. Осноʙные ʙехи ноʙейшей истории налогоʙых органоʙ // Налогоʙый ʙестник. – 2012. – № 9. – С. 16 – 20.
32. Юткина Т. Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2015. – 429 с.