Основные направления реализации Стратегии национальной безопасности Российской Федерации в области информационной безопасности
Список использованных источников и литературы
Реферат|Информационная безопасность
Авторство: antiplagiatpro
Год: 2015 | Страниц: 30
Основные направления реализации Стратегии национальной безопасности Российской Федерации в области информационной безопасности
Список использованных источников и литературы
Основные направления реализации Стратегии национальной безопасности Российской Федерации в области информационной безопасности
Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (далее – Стратегия национальной безопасности) является базовым документом по планированию развития системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, в котором излагаются порядок действий и меры по обеспечению национальной безопасности. Она является основой для конструктивного взаимодействия органов государственной власти, организаций и общественных объединений для защиты национальных интересов Российской Федерации и обеспечения безопасности личности, общества и государства .
Так как Стратегия является базовым документом в области обеспечения национальной безопасности, то относительно конкретных видов безопасности она содержит лишь общие положения, касающиеся их обеспечения. Иными словами, на ее основе должны создаваться новые документы, определяющие государственные задачи в области обеспечения других видов безопасности.
В контексте обеспечения информационной безопасности Стратегия национальной безопасности содержит ряд важных положений. Определяется, что силы и средства обеспечения национальной безопасности сосредотачивают свои усилия и ресурсы на обеспечении национальной безопасности во внутриполитической, экономической, социальной сферах, в сфере науки и образования, в международной, духовной, информационной, военной, оборонно-промышленной и экологической сферах, а также в сфере общественной безопасности .
Среди факторов оказывающих негативное влияние на обеспечение национальных интересов Российской Федерации названы вероятные рецидивы односторонних силовых подходов в международных отношениях, а также совершенствование форм противоправной деятельности в кибернетической и биологической областях, в сфере высоких технологий. Также отмечается усиление глобального информационного противоборства .
В рамках стратегического сдерживания предусматривается разработка и системная реализация комплекса взаимосвязанных политических, дипломатических, военных, экономических, информационных и иных мер, направленных на упреждение или снижение угрозы деструктивных действий со стороны государства – агрессора (коалиции государств) .
Для развития системы распределенных ситуационных центров в среднесрочной перспективе потребуется преодолеть технологическое отставание в важнейших областях информатизации, телекоммуникаций и связи, определяющих состояние национальной безопасности, разработать и внедрить технологии информационной безопасности в системах государственного и военного управления, системах управления экологически опасными производствами и критически важными объектами, а также обеспечить условия для гармонизации национальной информационной инфраструктуры с глобальными информационными сетями и системами .
Угрозы информационной безопасности в ходе реализации Стратегии предотвращаются за счет совершенствования безопасности функционирования информационных и телекоммуникационных систем критически важных объектов инфраструктуры и объектов повышенной опасности в Российской Федерации, повышения уровня защищенности корпоративных и индивидуальных информационных систем, создания единой системы информационно-телекоммуникационной поддержки нужд системы обеспечения национальной безопасности .
Вместе с тем, данные положения носят достаточно общий и декларативный характер. Назвать их руководством к действию по наращиванию возможностей в какой-либо стратегической сфере нельзя. Да информационная сфера имеет стратегическое значение, да освоение военного потенциала информационных и кибернетических технологий представляет серьезную опасность для нашего государства и международного сообщества в целом, но все это показано в общем массиве других ключевых факторов современной обстановки без расстановки каких-либо приоритетов.
Исходя из этого, сложно сделать выводы о реальном значении информационной сферы для обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
Однако есть в рамках Стратегии национальной безопасности положения, не только отражающие взаимосвязь информационной безопасности с другими видами безопасности, но и фактически закладывающие перспективные направления ее обеспечения.
Так, отмечается, что угрозами военной безопасности являются: политика ряда ведущих зарубежных стран, направленная на достижение преобладающего превосходства в военной сфере, прежде всего в стратегических ядерных силах, путем развития высокоточных, информационных и других высокотехнологичных средств ведения вооруженной борьбы, стратегических вооружений в неядерном оснащении, формирования в одностороннем порядке глобальной системы противоракетной обороны и милитаризации околоземного космического пространства, способных привести к новому витку гонки вооружений, а также на распространение ядерных, химических, биологических технологий, производство оружия массового уничтожения либо его компонентов и средств доставки.
Негативное воздействие на состояние военной безопасности Российской Федерации и ее союзников усугубляется отходом от международных договоренностей в области ограничения и сокращения вооружений, а также действиями, направленными на нарушение устойчивости систем государственного и военного управления, предупреждения о ракетном нападении, контроля космического пространства, функционирования стратегических ядерных сил, объектов хранения ядерных боеприпасов, атомной энергетики, атомной и химической промышленности, других потенциально опасных объектов .
Здесь, прежде всего, обращает на себя внимание указание на то, что достижение преобладающего превосходства в военной сфере возможно путем развития информационных средств вооруженной борьбы. Ранее, такой роли у информационных средств не было. Теперь автоматизированные информационные системы и инфраструктура воспринимаются уже не в качестве вспомогательных, а в качестве самостоятельных и наиболее современных средств вооруженной борьбы, способных дать решающее преимущество в ходе боевых действий.
Логическим продолжением данного тезиса является указание на основные цели для такого оружия – системы государственного и военного управления. Таким образом, фактически определяется необходимость обеспечения безопасности автоматизированных систем управления критически важных объектов в различных сферах, имеющих стратегическое значение для Российской Федерации.
Указанное положение свидетельствует о признании на высшем государственном уровне различных подвидов информационной безопасности: информационной безопасности Вооруженных Сил Российской Федерации, информационной безопасности энергетической отрасли, информационной безопасности экономики и др. В свою очередь, в рамках теоретических источников такая необходимость получила научное обоснование уже достаточно давно. В частности, К.В. Фатеев выделяет в качестве одного из видов военной безопасности – военную информационную безопасность .
Следует отметить, что в правовых источниках предпосылки такого разграничения появились еще в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации (далее – Доктрина информационной безопасности) при определении особенностей обеспечения информационной безопасности в различных сферах – правоохранительной и судебной, экономики, внутренней и внешней политики, духовной жизни, обороны, в области науки и техники, в общегосударственных информационных и телекоммуникационных системах .
Однако примененный в Доктрине подход опирается на слишком разнородные объекты, что мешает дальнейшему его использованию для выделения соответствующих подвидов информационной безопасности.
Отдельного внимания в этой связи заслуживает соотношение военной и информационной безопасности. В рамках отечественной правовой основы их определения построены по-разному.
Под информационной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства .
В основе определения информационной безопасности лежит объект – информационная сфера, то есть вид безопасности определяется ключевым объектом.
В свою очередь, определение военной безопасности построено на основе характерных угроз (военных угроз), то есть именно вид угроз стал фактором определяющим вид безопасности.
Военная безопасность Российской Федерации – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних военных угроз, связанных с применением военной силы или угрозой ее применения, характеризуемое отсутствием военной угрозы либо способностью ей противостоять .
Такое различие подходов к определению рассматриваемых видов безопасности приводит к их взаимному пересечению. С одной стороны, пределы действия военных угроз не определены, то есть они существуют в отношении всего спектра охраняемых объектов независимо от их масштаба – личность, общество, государство. В свою очередь, в рамках определения информационной безопасности, подразумевается глобальный характер защищенности интересов в информационной сфере от любых угроз, в том числе и военных.
С другой стороны, как уже отмечалось, негативное воздействие на состояние военной безопасности оказывает нарушение устойчивости систем государственного и военного управления, то есть элементов информационной инфраструктуры. Практически то же самое отмечено и в рамках Военной доктрины Российской Федерации (далее – Военная доктрина) при перечислении основных внутренних военных опасностей – дезорганизация функционирования органов государственной власти, важных государственных, военных объектов и информационной инфраструктуры Российской Федерации . Исходя из этого, получается, что военная безопасность не может быть достигнута без обеспечения информационной.
1. Бачило И.Л. Государство и право XXI в. Реальное и виртуальное. – «ЮРКОМПАНИ», 2012 г.
2. Бик. В.В., Климчук А.А., Панченко В.Н., Петров В.В. Формирование организационно-правовой основы защиты национальной инфраструктуры от киберугроз. – Киев : Академпресс, 2013;
3. Корякин В.М., Шурыгина Ю.А. Понятие безопасности военной службы и ее место в общей системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации // ЭНИ «Военное право». 2012. № 3.
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!