Реферат|Информационная безопасность

Основные направления реализации Стратегии национальной безопасности Российской Федерации в области информационной безопасности

По всем вопросам пишите нам на topwork2424@gmail.com или в Телеграм  Telegram

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2015 | Страниц: 30

Основные направления реализации Стратегии национальной безопасности Российской Федерации в области информационной безопасности

Список использованных источников и литературы

Основные направления реализации Стратегии национальной безопасности Российской Федерации в области информационной безопасности

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (далее – Стратегия национальной безопасности) является базовым документом по планированию развития системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации, в котором излагаются порядок действий и меры по обеспечению национальной безопасности. Она является основой для конструктивного взаимодействия органов государственной власти, организаций и общественных объединений для защиты национальных интересов Российской Федерации и обеспечения безопасности личности, общества и государства .

Так как Стратегия является базовым документом в области обеспечения национальной безопасности, то относительно конкретных видов безопасности она содержит лишь общие положения, касающиеся их обеспечения. Иными словами, на ее основе должны создаваться новые документы, определяющие государственные задачи в области обеспечения других видов безопасности.

В контексте обеспечения информационной безопасности Стратегия национальной безопасности содержит ряд важных положений. Определяется, что силы и средства обеспечения национальной безопасности сосредотачивают свои усилия и ресурсы на обеспечении национальной безопасности во внутриполитической, экономической, социальной сферах, в сфере науки и образования, в международной, духовной, информационной, военной, оборонно-промышленной и экологической сферах, а также в сфере общественной безопасности .

Среди факторов оказывающих негативное влияние на обеспечение национальных интересов Российской Федерации названы вероятные рецидивы односторонних силовых подходов в международных отношениях, а также совершенствование форм противоправной деятельности в кибернетической и биологической областях, в сфере высоких технологий. Также отмечается усиление глобального информационного противоборства .

В рамках стратегического сдерживания предусматривается разработка и системная реализация комплекса взаимосвязанных политических, дипломатических, военных, экономических, информационных и иных мер, направленных на упреждение или снижение угрозы деструктивных действий со стороны государства – агрессора (коалиции государств) .

Для развития системы распределенных ситуационных центров в среднесрочной перспективе потребуется преодолеть технологическое отставание в важнейших областях информатизации, телекоммуникаций и связи, определяющих состояние национальной безопасности, разработать и внедрить технологии информационной безопасности в системах государственного и военного управления, системах управления экологически опасными производствами и критически важными объектами, а также обеспечить условия для гармонизации национальной информационной инфраструктуры с глобальными информационными сетями и системами .

Угрозы информационной безопасности в ходе реализации Стратегии предотвращаются за счет совершенствования безопасности функционирования информационных и телекоммуникационных систем критически важных объектов инфраструктуры и объектов повышенной опасности в Российской Федерации, повышения уровня защищенности корпоративных и индивидуальных информационных систем, создания единой системы информационно-телекоммуникационной поддержки нужд системы обеспечения национальной безопасности .

Вместе с тем, данные положения носят достаточно общий и декларативный характер. Назвать их руководством к действию по наращиванию возможностей в какой-либо стратегической сфере нельзя. Да информационная сфера имеет стратегическое значение, да освоение военного потенциала информационных и кибернетических технологий представляет серьезную опасность для нашего государства и международного сообщества в целом, но все это показано в общем массиве других ключевых факторов современной обстановки без расстановки каких-либо приоритетов.

Исходя из этого, сложно сделать выводы о реальном значении информационной сферы для обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Однако есть в рамках Стратегии национальной безопасности положения, не только отражающие взаимосвязь информационной безопасности с другими видами безопасности, но и фактически закладывающие перспективные направления ее обеспечения.

Так, отмечается, что угрозами военной безопасности являются: политика ряда ведущих зарубежных стран, направленная на достижение преобладающего превосходства в военной сфере, прежде всего в стратегических ядерных силах, путем развития высокоточных, информационных и других высокотехнологичных средств ведения вооруженной борьбы, стратегических вооружений в неядерном оснащении, формирования в одностороннем порядке глобальной системы противоракетной обороны и милитаризации околоземного космического пространства, способных привести к новому витку гонки вооружений, а также на распространение ядерных, химических, биологических технологий, производство оружия массового уничтожения либо его компонентов и средств доставки.

Негативное воздействие на состояние военной безопасности Российской Федерации и ее союзников усугубляется отходом от международных договоренностей в области ограничения и сокращения вооружений, а также действиями, направленными на нарушение устойчивости систем государственного и военного управления, предупреждения о ракетном нападении, контроля космического пространства, функционирования стратегических ядерных сил, объектов хранения ядерных боеприпасов, атомной энергетики, атомной и химической промышленности, других потенциально опасных объектов .

Здесь, прежде всего, обращает на себя внимание указание на то, что достижение преобладающего превосходства в военной сфере возможно путем развития информационных средств вооруженной борьбы. Ранее, такой роли у информационных средств не было. Теперь автоматизированные информационные системы и инфраструктура воспринимаются уже не в качестве вспомогательных, а в качестве самостоятельных и наиболее современных средств вооруженной борьбы, способных дать решающее преимущество в ходе боевых действий.

Логическим продолжением данного тезиса является указание на основные цели для такого оружия – системы государственного и военного управления. Таким образом, фактически определяется необходимость обеспечения безопасности автоматизированных систем управления критически важных объектов в различных сферах, имеющих стратегическое значение для Российской Федерации.

Указанное положение свидетельствует о признании на высшем государственном уровне различных подвидов информационной безопасности: информационной безопасности Вооруженных Сил Российской Федерации, информационной безопасности энергетической отрасли, информационной безопасности экономики и др. В свою очередь, в рамках теоретических источников такая необходимость получила научное обоснование уже достаточно давно. В частности, К.В. Фатеев выделяет в качестве одного из видов военной безопасности – военную информационную безопасность .

Следует отметить, что в правовых источниках предпосылки такого разграничения появились еще в Доктрине информационной безопасности Российской Федерации (далее – Доктрина информационной безопасности) при определении особенностей обеспечения информационной безопасности в различных сферах – правоохранительной и судебной, экономики, внутренней и внешней политики, духовной жизни, обороны, в области науки и техники, в общегосударственных информационных и телекоммуникационных системах .

Однако примененный в Доктрине подход опирается на слишком разнородные объекты, что мешает дальнейшему его использованию для выделения соответствующих подвидов информационной безопасности.

Отдельного внимания в этой связи заслуживает соотношение военной и информационной безопасности. В рамках отечественной правовой основы их определения построены по-разному.

Под информационной безопасностью Российской Федерации понимается состояние защищенности ее национальных интересов в информационной сфере, определяющихся совокупностью сбалансированных интересов личности, общества и государства .

В основе определения информационной безопасности лежит объект – информационная сфера, то есть вид безопасности определяется ключевым объектом.

В свою очередь, определение военной безопасности построено на основе характерных угроз (военных угроз), то есть именно вид угроз стал фактором определяющим вид безопасности.

Военная безопасность Российской Федерации – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних военных угроз, связанных с применением военной силы или угрозой ее применения, характеризуемое отсутствием военной угрозы либо способностью ей противостоять .

Такое различие подходов к определению рассматриваемых видов безопасности приводит к их взаимному пересечению. С одной стороны, пределы действия военных угроз не определены, то есть они существуют в отношении всего спектра охраняемых объектов независимо от их масштаба – личность, общество, государство. В свою очередь, в рамках определения информационной безопасности, подразумевается глобальный характер защищенности интересов в информационной сфере от любых угроз, в том числе и военных.

С другой стороны, как уже отмечалось, негативное воздействие на состояние военной безопасности оказывает нарушение устойчивости систем государственного и военного управления, то есть элементов информационной инфраструктуры. Практически то же самое отмечено и в рамках Военной доктрины Российской Федерации (далее – Военная доктрина) при перечислении основных внутренних военных опасностей – дезорганизация функционирования органов государственной власти, важных государственных, военных объектов и информационной инфраструктуры Российской Федерации . Исходя из этого, получается, что военная безопасность не может быть достигнута без обеспечения информационной.

1. Бачило И.Л. Государство и право XXI в. Реальное и виртуальное. – «ЮРКОМПАНИ», 2012 г.

2. Бик. В.В., Климчук А.А., Панченко В.Н., Петров В.В. Формирование организационно-правовой основы защиты национальной инфраструктуры от киберугроз. – Киев : Академпресс, 2013;

3. Корякин В.М., Шурыгина Ю.А. Понятие безопасности военной службы и ее место в общей системе обеспечения национальной безопасности Российской Федерации // ЭНИ «Военное право». 2012. № 3.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Реферат Информационная безопасность
2021 год 17 стр.
Реферат Обеспечение информационной безопасности в сетях IP
Telesammit
Реферат Информационная безопасность
2019 год 19 стр.
Принципы экономической безопасности
antiplagiatpro
Реферат Информационная безопасность
2016 год 21 стр.
Аппаратное обеспечение средств защиты операционной системы
Реферат Информационная безопасность
2016 год 19 стр.
Вирусы, методы защиты информации в информационных системах

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское