Одной из сфер внешнеэкономической деятельности государства является международное кредитование, которое играет важную роль в международных экономических отношениях между странами. Роль международного кредита в развитии современной экономики весьма неоднозначна и может реализовываться различными способами.
Актуальность тематики данной курсовой работы обусловлена тем, что в последние годы Республика Беларусь принимает непосредственное участие в международных кредитных отношениях. Это обуславливает серьезность изучения данной формы кредитования применительно к РБ.
Функционирование экономики любой страны характеризуется целым комплексом проблем, упорядочение и разрешение которых является насущной задачей экономической политики государства. Одной из них является проблема обновления основных фондов и привлечения инвестиций из-за рубежа. В настоящее время в Республике Беларусь внутренние источники инвестирования весьма ограничены для наращивания экономического потенциала страны. В связи с этим, иностранные кредиты, привлекаемые под гарантии Правительства Республика Беларусь, являются важным источником внешних финансовых ресурсов для проведения структурной перестройки экономики, реформирования промышленности, транспорта и коммуникаций, укрепления экспортного потенциала, удовлетворения социальных потребностей населения.
Международные рейтинговые агентства относят Россию к странам с высоким экономическим и политическим риском, что делает для нее практически недоступным мировой рынок капиталов.
В этой связи научное осмысление роли и места международного кредитования в национальной экономике, формирование целостной системы государственного регулирования иностранного кредитования приобретает для экономики России особую актуальность.
Целью данной курсовой работы является выявление проблем развития и перспектив привлечения иностранных кредитов в экономику России на основе изучения международной практики кредитования.
Поставленная цель включала решение следующих задач:
-исследовать понятие, формы и значение международного кредитования;
-охарактеризовать механизм международного кредитования и международные организации, участвующие в данном процессе;
-проанализировать структуру и условия предоставляемых иностранных кредитов.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕЖГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТОВАНИЯ
1.1 Сущность межгосударственных кредитов
Межгосударственный кредит (intergovernment credit) – совокупность кредитных отношений, в которых заемщиком и/или кредитором выступает государство. Оформляется, как правило, межгосударственными соглашениями и предоставляется в форме денежных средств, связанных кредитов и товаров .
Основные функции межгосударственного кредита:
перераспределение ссудного капитала между странами;
экономия издержек обращения в сфере международных расчетов путем использования различных кредитных средств (векселей, чеков, переводов и других);
развитие и ускорение безналичных платежей;
ускорение концентрации и централизации капитала благодаря использованию зарубежных кредитов.
В условиях рыночной экономики межгосударственный кредит может быть как средством взаимовыгодного сотрудничества стран, так и орудием конкурентной борьбы. С помощью межгосударственного кредита снижается вероятность наступления финансовых/банковских кризисов на национальных рынках капитала.
Межгосударственный кредит играет двойную роль в развитии производства: положительную и отрицательную. С одной стороны, кредит обеспечивает непрерывность воспроизводства и его расширение. Он способствует интернационализации производства и обмена, углублению международного разделения труда. С другой стороны, межгосударственный кредит усиливает диспропорции общественного воспроизводства, стимулируя скачкообразное расширение прибыльных отраслей, сдерживает развитие отраслей, в которые не привлекаются иностранные заемные средства.
1.2 Характеристика МВФ как крупнейшего субъекта межгосударственного кредитования
Международный валютный фонд (МВФ) — специальное агентство Организации Объединенных Наций, учреждённое 184-мя государствами. МВФ был создан 27 декабря 1945 года поcле подписания 28-ю гоcударствами соглашения, разработанного на Конференции ООН по валютно-финансовым вопросам в Бреттон-Вудсе 22 июля 1944 года. В 1947 года фонд начал свою деятельность. Штаб-квартира МВФ раксполагается в г. Вашингтоне, США.
МВФ является международной организацией, которая объединяет 184 государства. Фонд был создан для обеспечения международного сотрудничества в денежной сфере и поддержания стабильности валютных курсов; поддержки экономического развития и уровня занятости в странах мира; и обеспечения дополнительными денежными средствами экономики того или иного государства в краткосрочном периоде. С того времени, как МВФ был создан, его цели не претерпели изменений, однако его функции — которые включают наблюдение за состоянием экономики, финансовую и техническую помощь странам — значительно развились для обеспечения изменяющихся целей государств - членов фонда, являющихся субъектами мировой экономики .
Цели Международного валютного фонда следующие:
• Обеспечивать международное сотрудничество в денежной сфере через сеть постоянных институтов, которые консультируют и принимают участие в решении многих финансовых проблем.
• Содействовать развитию и сбалансированному росту международной торговли, и вносить вклад в продвижение и сохранение высокого уровня занятости и реальных доходов и развивать продуктивные силы во всех странах - членах фонда, как первичные объекты экономической политики.
• Обеспечивать стабильность валютных курсов, сохранять правильные обменные соглашения между участниками и избегать разлиных дескриминаций в данной сфере.
• Помогать построению многосторонней системы платежей в отношении текущих транзакций между странами - членами фонда и для снятия ограничений на обмен валют, которые препятствуют росту международной торговли.
• Обеспечивать поддержку государств - членов фонда, предоставляя средства фонда для решения временных проблем в экономике.
• В соответстветствии с перечисленным выше, сокращать продолжительность и уменьшать степень неуравновешенности международных балансов счетов своих членов.
МВФ помогает странам развивать свою экономику и осуществлять отдельные экономические проекты при помощи трех основных функций — предоставление займов, техническая помощь и наблюдение.
МВФ обеспечивает финансовую помощь странам с низким доходом, испытывающим проблемы платежного баланса по программам Средства для сокращения бедности и стимулирования роста (PRGF) и, для временных потребностей, появляющихся в результате внешних воздействий, по программе Exogenous Shocks Facility (ESF). Процентная ставка по PRGF и ESF концессионная (только 0.5 процента), и займы возмещаются в течение 10 лет.
Другие функции МВФ:
• содействие международному сотрудничеству в денежной политике
• расширение мировой торговли
• стабилизация денежных обменных курсов
• консультирование стран-дебиторов (должников)
• разработка стандартов международной финансовой статистики
• сбор и публикация международной финансовой статистики
Основные механизмы кредитования:
1. Резервная доля. Первая порция иностранной валюты, которую страна-член может приобрести в МВФ в пределах 25 % квоты, называлась до Ямайского соглашения «золотой», с 1978 г. — резервной долей (Reserve Tranche). Резервная доля определяется как превышение величины квоты страны-члена над суммой, находящейся на счете Фонда национальной валюты данной страны. Если МВФ использует часть национальной валюты страны-члена для предоставления кредита другим странам, то резервная доля такой страны соответственно увеличивается. Непогашенная сумма займов, предоставленных страной-членом Фонду в рамках кредитных соглашений ГСЗ и НСЗ, образует её кредитную позицию. Резервная доля и кредитная позиция вместе составляют «резервную позицию» страны — члена МВФ.
2. Кредитные доли. Средства в иностранной валюте, которые могут быть приобретены страной-членом сверх резервной доли (в случае её полного использования авуары МВФ в валюте страны достигают 100 % квоты), делятся на четыре кредитные доли, или транша (Credit Tranches), составляющие по 25 % квоты. Доступ стран-членов к кредитным ресурсам МВФ в рамках кредитных долей ограничен: сумма валюты страны в активах МВФ не может превышать 200 % её квоты (включая 75 % квоты, внесенных по подписке). Таким образом, предельная сумма кредита, которую страна может получить у Фонда в результате использования резервной и кредитных долей, составляет 125 % её квоты. Однако устав предоставляет МВФ право приостанавливать это ограничение. На этом основании ресурсы Фонда во многих случаях используются в размерах, превышающих зафиксированный в уставе предел. Поэтому понятие «верхние кредитные доли» (Upper Credit Tranches) стало означать не только 75 % квоты, как в ранний период деятельности МВФ, а суммы, превосходящие первую кредитную долю.
3. Договоренности о резервных кредитах стэнд-бай (англ. Stand-by Arrangements) (с 1952 г.) обеспечивают стране-члену гарантию того, что в пределах определённой суммы и в течение срока действия договоренности при соблюдении оговоренных условий страна может беспрепятственно получать иностранную валюту от МВФ в обмен на национальную. Подобная практика предоставления кредитов представляет собой открытие кредитной линии. Если использование первой кредитной доли может быть осуществлено в форме прямой покупки иностранной валюты после одобрения Фондом её запроса, то выделение средств в счёт верхних кредитных долей обычно проводится посредством договоренностей со странами-членами о резервных кредитах. С 50-х и до середины 70-х годов соглашения о кредитах стэнд-бай имели срок до года, с 1977 года — до 18 месяцев и даже до 3 лет в связи с увеличением дефицитов платежных балансов.
4. Механизм расширенного кредитования (англ. Extended Fund Facility) (с 1974 г.) дополнил резервную и кредитные доли. Он предназначен для предоставления кредитов на более длительные сроки и в больших размерах по отношению к квотам, чем в рамках обычных кредитных долей.
Основанием для обращения страны к МВФ с просьбой о предоставлении кредита в рамках расширенного кредитования является серьёзное нарушение равновесия платёжного баланса, вызванное неблагоприятными структурными изменениями производства, торговли или цен. Расширенные кредиты обычно предоставляются на три года, при необходимости — до четырёх лет, определёнными порциями (траншами) через установленные промежутки времени — раз в полугодие, ежеквартально или (в некоторых случаях) помесячно.
Главным назначением кредитов стэнд-бай и расширенных кредитов является содействие странам — членам МВФ в осуществлении макроэкономических стабилизационных программ или структурных реформ. Фонд требует от страны — заемщицы выполнения определённых условий, причём степень их жёсткости нарастает по мере перехода от одной кредитной доли к другой.
Некоторые условия должны быть выполнены до получения кредита
1. Григорьева, Е.М. Мировая экономика. Краткий курс для бакалавров: Учебное пособие / Е.М. Григорьева. - М.: Финансы и статистика, 2016. - 192 c.
2. Гурова, И.П. Мировая экономика.: Учебник для студентов / И.П. Гурова. - М.: Омега-Л, 2017. - 400 c.
3. Джинджолия, А.Ф. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебное пособие / Л.С. Шаховская, А.Ф. Джинджолия, Е.Г. Попкова . - М.: КноРус, 2017. - 256 c.
4. Зубенко, В.В. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебник и практикум / В.В. Зубенко, О.В. Игнатова, Н.Л. Орлова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 409 c.
5. Ивасенко, А.Г. Мировая экономика: Учебное пособие / А.Г. Ивасенко, Я.И. Никонова. - М.: КноРус, 2017. - 640 c.
6. Короткова, Т.Л. Мировая экономика. Краткий курс для бакалавров: Учебное пособие / Т.Л. Короткова. - М.: Финансы и статистика, 2017. - 192 c.
7. Кудров, В.М. Мировая экономика: Учебное пособие / В.М. Кудров. - М.: Магистр, НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 416 c.
8. Лаптев, С.В. Основы теории государственных финансов: Учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям "Финансы и кредит", "Бухгалтерский учет, анализ и аудит", "Мировая экономика" / С.В. Лаптев.. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 240 c.
9. Ломакин, В.К. Мировая экономика. Практикум: Учебное пособие / В.К. Ломакин. - М.: ЮНИТИ, 2017. - 223 c.
10. Ломакин, В.К. Мировая экономика: Учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям и направлениям / В.К. Ломакин. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2017. - 671 c.
11. Ломакин, В.К. Мировая экономика: Учебник / В.К. Ломакин. - М.: ЮНИТИ, 2017. - 671 c.
12. Ломакин, В.К. Мировая экономика: Учебник. / В.К. Ломакин. - М.: ЮНИТИ, 2016. - 671 c.
13. Любецкий, В.В. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебник / В.В. Любецкий. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2017. - 350 c.
14. Мороз, И.И. Мировая экономика и международные экономические отношения (для бакалавров) / И.И. Мороз. - М.: КноРус, 2017. - 256 c.
15. Николаева, И.П. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебник для бакалавров / И.П. Николаева, Л.С. Шаховская. - М.: Дашков и К, 2016. - 244 c.
16. Николаева, И.П. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебник для бакалавров / И.П. Николаева, Л.С. Шаховская. - М.: Дашков и К, 2016. - 244 c.
17. Орлов, А.И. Мировая экономика и международный бизнес. Экспресс-курс / А.И. Орлов. - М.: КноРус, 2017. - 280 c.