1. Реформы Александра III
2. Грамота на права, вольности и преимущества благородного российского дворянства (1785 г.)
3. Полномочия центральных органов государственной власти и управления
4. Особенности советского гражданского процесса
Список использованных источников
1. Укажите и охарактеризуйте основные события, раскрывающие суть реформ Александра III в системе власти и управления
29 апреля 1881 года был опубликован составленный Победоносцевым царский манифест, в котором объявлялось о незыблемости самодержавном власти и о том, что она будет охраняться новым царем от «всяких на нее поползновений. В манифесте 29 апреля наряду с фразой о неограниченном самодержавии, было определенно выражено полное уважение к великим реформам минувшего царствования, и сказано было, что эти реформы не только будут укрепляемы и поддерживаемы, но и будут развиваться дальше.
При Александре III изменилась, хотя и незначительно система, как высших государственных учреждений, так и центральных государственных учреждений и местных государственных учреждений. После создания еще в 1861 году Совета министров Государственный совет сохранил значение высшего законосовещательного учреждения и старое организационное устройство. В условиях «кризиса верхов» правительство нуждалось в коллективном мнении высшей бюрократии. В 1884 году при Государственном совете было создано Особое присутствие «для предварительного рассмотрения всеподданнейших жалоб на определения департаментов Сената». Таким образом, даже высшее судилище России находилось под надзором бюрократии.
В годы политической реакции 80-х годов значение Государственного совета несколько падает. Александр III предпочитает обсуждать законопроекты в Комитете министров, но Государственный совет по-прежнему оставался важным звеном в системе государственного аппарата России. После 1861 года возросло значение Министерства внутренних дел. Административно-хозяйственные функции министерства оттесняются административно-полицейскими задачами. Основную роль в министерстве стали играть такие учреждения, как департаменты полиции и общих дел, главные управления по делам печати и тюремное управление. 6 августа 1889 года в составе министерства был создан Департамент государственной полиции, а 15 ноября того же года к нему был присоединен Департамент полиции исполнительный.
Помимо официальных полицейских органов в России возникла и своеобразная тайная общественная организация – «священная дружина». Она была создана по поручению Александра III и объединяла свыше 700 представителей высшей знати. При помощи собственной агентуры, а также шпионажа и провокаций «священная дружина» пыталась дезорганизовать действия революционных организаций изнутри. Но ее активная, но непрофессиональная деятельность стала мешать работе Департамента полиции. И вскоре Александр III, осознав опасность этого «добровольного карательного органа», подрывавшего авторитет власти и ее монополию на репрессии, велел распустить «священную дружину». В годы царствования Александра III в России развернулось бурное железнодорожное строительство (была начата прокладка транссибирской магистрали и рельсового пути в Среднюю Азию). И в 1884 году в составе Государственного контроля был учрежден Железнодорожный отдел, преобразованный в 1891 году в Департамент железнодорожной отчетности. Что же касается местных государственных учреждений, то они претерпели значительные перемены. Местные учреждения Министерства внутренних дел: главой местной администрации по-прежнему оставался губернатор. Он являлся председателем до полутора десятков различных совещательных учреждений губерний: присутствий, комитетов, комиссий, составленных из чиновников губернии, иногда с привлечением представителей земского и городского «самоуправления».
Реформы 60-70-х гг. несколько обновили организацию государственного управления, дополнили его органами земского и городского общественного управления. Законы 80-90-х гг. принятые императором Александром III свернули «оттепель» 60-70-х гг. в управлении, обнаружили отсутствие гарантий необратимости реформ, подавили наметившуюся реформаторскую тенденцию, укрепили консервативную стабилизацию, увеличили запас ненависти к самодержавию, обнажили глубину кризиса власти и управления. Городовое положение 1892 года, Положение о губернских и уездных земских начальниках от 1890 года, Положение об участковых земских начальниках 1889 года явились по своей сути городскими и земскими контрреформами. Политика «контрреформ» вовсе не говорила о силе самодержавия. Она свидетельствовала о все большем страхе перед усиливающейся классовой борьбой как в городе, так и в деревне.
1. Конституция (Основной закон) Союза Советских Социалистических Республик (утверждена постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов Союза Советских Социалистических Республик от 5 декабря 1936 г.) / СПС Консультант Плюс.
2. Конституция Союза Советских Социалистических Республик
3. (принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г.) / СПС Консультант Плюс.
4. Бабаева Н.П. История России: Вторая половина XIX в. – XX в. Курс лекций. – Брянск: Грани, 1992. – 312 с.
5. Государственное управление в России: Учебник для вузов / Под ред. А.Н. Макаровой. – М.: ЮНИТИ, 2002. – 332 с.
6. Деревянко А.П. История России: Учебник для вузов. – М.: Мангрув, 2004. – 577 с.
7. История государственного управления России: Учебник для вузов / Под ред. В.Г. Игнатова. – Ростов н/Д: Феникс, 2002. – 606 с.
8. История России: Учебник для вузов / Под ред. З.И. Белой. – М.: Новосибирск; ИНФРА-М, 2001. – 470 с.
9. История государства и права России: учебник / под ред. Ю.П. Титова. – М., 2011. – 123 с.
10. Хрестоматия по истории государства и права России: учебное пособие / сост. Ю.П. Титов. – М., 2013. – 235 с.
11. Основы гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных республик» 1961 г / Электрон. Дан. – Эверест , 2015. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ref.by/refs/65/14307/1.html, (дата обращения: 20.02.2015).