Система национальных счетов представляет собой современную систему информации, используемую практически во всех странах мира для описания и анализа развития рыночной экономики и формирования макроэкономической политики органами государственного управления. Показатели и классификации этой системы отражают структуру рыночной экономики, ее институты и механизмы действия.
Расчет макроэкономических показателей занимает одно из центральных мест в дисциплине «макроэкономика».
Валовой внутренний продукт (ВВП) – является основным, наиболее полным официальным показателем общественного благосостояния. Он дает представление об общем материальном благосостоянии нации, так как чем выше уровень производства, тем выше благосостояние страны.
Предметом национального учета на микроуровне и макроуровне является процесс расширенного воспроизводства. Отдельные виды учета этого процесса отражают лишь его различные стороны. Целью всех видов учета является своевременное обеспечение государственных органов всесторонней информацией для принятия ими решений в процессе управления хозяйственно-финансовой деятельностью как на микроуровне (конкретная институционная единица), так и на макроуровне (правительственные органы).
Составление СНС для экономики в целом и по различным ее секторам призвано обеспечить эффективность государственного регулирования экономических процессов, действенный анализ и контроль за распределением и перераспределением богатства в стране.
СНС формируется как адекватный рыночной экономике национальный учет, завершаемый на макроуровне системой взаимосвязанных статистических показателей и построенный в виде определенного набора счетов и таблиц, характеризующих предмет этого учета — результаты экономической деятельности, структуру экономики и важнейшие взаимосвязи в национальном хозяйстве.
Целью исследования является анализ сущности использования системы национальных счетов при отражении макроэкономических процессов.
Объект исследования – система национальных счетов.
Предмет исследования – особенности использования системы национальных счетов при отражении макроэкономических процессов в России.
В соответствии с поставленной целью были определены следующие основные задачи исследования:
1. Изучить теоретические основы составления национальных счетов системы.
2. Проанализировать современное состояние системы национальных счетов в России.
3. Синтезировать выводы по проведенному анализу системы национальных счетов и макроэкономических показателей в РФ.
Данные задачи будут выполнены путём исследования литературы по экономике и макроэкономике таких авторов, как Р.Р. Галяутдинов, А.Ю. Воронин, И.А. Киршин, В.В. Поляков, Р.К. Щенин и др., и анализа статистических данных.
1. Теоретический анализ основы составления системы национальных счетов и макроэкономических показателей
1.1 Система национальных счетов
Система национальных счетов (англ. «System of National Accounts», SNA) – международный набор экономико-статистических стандартов по расчету макроэкономических показателей экономической деятельности. СНС – это система показателей и специальных таблиц, которые позволяют описать и проанализировать важнейшие макроэкономические показатели и процессы в странах с рыночной экономикой.
Необходимость в системе макроэкономических показателей была осознана еще английским экономистом Уильямом Петти, который впервые в мире осуществил оценку национального дохода своей страны. Первую макроэкономическую модель национальной экономики создал француз Франсуа Кэне, глава школы физиократов. Однако особенно сильно потребность в системе макроэкономических показателей проявилась в 20—30-х гг. ХХ в. В СССР была создана система показателей и таблиц, называемая балансом народного хозяйства, которая использовалась уже при составлении первого пятилетнего плана развития народного хозяйства (1928—1932 гг.). На Западе разработка подобной системы началась после Великой депрессии 1929—1933 гг. Ряд важных принципов этой системы был сформулирован еще А. Маршаллом, затем Дж. М. Кейнсом; большой вклад внесли английские экономисты Р. Стоун, К. Кларк, Дж. Хикс и американские экономисты С. Кузнец, М. Джилберт, В. Леонтьев и др.
К 1932 году относятся первые официальные оценки национального дохода Германии и Японии. Позднее официальные оценки национального дохода были произведены в Великобритании и Франции.
После Второй мировой войны к разработке системы макроэкономических показателей подключились международные экономические организации, и в 1953 г. ООН был создан документ под названием «Система национальных счетов и вспомогательных таблиц», который можно рассматривать как первый международно признанный вариант системы макроэкономических показателей. Эта система пересматривалась, и ныне действует вариант 1993 г. С конца 1980-х гг. на нее начала переходить и Россия.
В России долго время применялась система национальных счетов 1993 года (СНС-1993). Но с 2013 года анонсирован и начат переход России на новую СНС-2008.
СНС характеризует воспроизводимые и невоспроизводимые (земля, лесные ресурсы, полезные ископаемые и т.д.) материально-вещественные ресурсы, а также финансовые активы и пассивы, увязанные с движением финансовых потоков.
Система национальных счетов (СНС) — свод балансовых экономических таблиц, отражающих расходы субъектов хозяйственной деятельности на покупку товаров и их доходы от результатов хозяйственной деятельности.
Структура СНС:
1) сводные счета ВВП, капитальные вложения, доходы и расходы домохозяйств и госучреждений и внешнеэкономических операций;
2) балансовые таблицы, расшифровывающие сводные показатели.
Основные макроэкономические показатели СНС:
Валовой внутренний продукт (ВВП);
Валовой национальный продукт (ВНП);
Валовой национальный доход (ВНД);
Чистый национальный продукт (ЧНП);
Национальный доход (НД);
Личный доход (ЛД);
Личный располагаемый доход (РЛД).
Некоторые из них уже устарели и не применяются на практике. Основные макроэкономические показатели (агрегаты) СНС-2008:
Валовой внутренний продукт (ВВП);
Чистый внутренний продукт (ЧВП);
Валовой национальный доход (ВНД);
Чистый национальный доход (ЧНД);
Национальный располагаемый доход;
Национальное сбережение;
Национальное богатство .
Роль СНС — это упорядочивание информации о хозяйственной деятельности. СНС не проводит различий между материальным и нематериальным производством и учитывает все оплаченные товары и услуги. СНС не учитывает производство товаров и услуг домашними хозяйствами для внутреннего пользования и производство промежуточного продукта, потребляемого внутри бизнеса.
1.2 Особенности расчета основных макроэкономических показателей
На базе системы национальных счетов рассчитываются следующие макроэкономические показатели:
1. ВВП — стоимость товаров и услуг, произведенных в стране за год всеми субъектами экономической деятельности независимо от национальной принадлежности.
Основными принципами расчета ВВП являются:
1) исключение двойного счета, т.е. учет конечных, а не промежуточных товаров.
Конечные продукты – товары и услуги, которые покупаются для конечного использования, а не для дальнейшей обработки, переработки или перепродажи. Поскольку многие продукты продаются несколько раз, прежде чем войдут в конечный продукт, учет стоимости промежуточных товаров приведет к многократному завышению стоимости ВВП;
2) исключение из расчета непроизводительных сделок, т.е. тех сделок, за которыми не стоит увеличение производства товаров и услуг.
Непроизводительными сделками являются:
• чисто финансовые сделки. Они бывают трех видов:
1) купля-продажа ценных бумаг;
2) государственные трансфертные (переводные) платежи, выплачиваемые государством отдельным категориям граждан (выплаты по социальному страхованию, по безработице, пенсии, пособия, стипендии);
3) частные трансфертные платежи, например разовые дары от родственников, ежемесячные субсидии студентам от своих родителей;
• продажа подержанных вещей. Каждая вещь должна быть учтена при расчете ВВП только один раз. Если учитывать все сделки по перепродаже подержанных вещей, то это приведет к завышению объема годового производства.
Цели использования ВВП:
- во-первых отметим, что именно ВВП является исходным показателем всей системы национальных счетов. Прочие показатели получаются из ВВП расчетным образом: путем прибавления к нему или вычитания из него определенных компонентов. Кстати, именно поэтому ВВП обычно подсчитывается более оперативно, чем иные макроэкономические показатели. Для экономиста-практика это обстоятельство имеет важное значение, поскольку для принятия верных решений очень важно знать, что происходит в экономике страны в данный момент, а любая задержка поступления информации грозит ошибками.
- во-вторых, динамика ВВП является важнейшим показателем состояния конъюнктуры в стране: циклических колебаний экономической активности, глубины структурных и иных кризисов и т.п.
По существу падение или рост ВВП служит основным критерием перехода экономики от кризиса к подъему и наоборот. В частности, практиками давно замечено, что о перемене тенденций в экономике можно уверенно говорить, если объем ВВП три квартала подряд изменяется в одном и том же направлении (три квартала растет, или три квартала падает). В России такой поворотный пункт выхода из затянувшегося кризиса трансформации экономики был пройден в 2000 г.
- в-третьих, ВВП используется для анализа проблем денежного обращения и инфляции.
Нормальное выполнение функции денег как средства обращения возможно только при наличии определенных пропорций между размерами денежной массы и массы товаров и услуг в экономике.
Из всех показателей системы национальных счетов именно ВВП больше других приспособлен для оценки массы товаров и услуг, произведенных в стране. Прочие показатели отличаются более высокой степенью очистки от двойного счета, что само по себе хорошо, но не позволяет оценить, на какую общую сумму в экономике совершаются акты купли-продажи. Значит, сложно становится сопоставлять с ними и обращающуюся в стране денежную массу.
- в-четвертых, ВВП является наиболее часто употребляемым мерилом уровня развития страны и уровня жизни в ней. Для этого чаще всего используется показатель ВВП в расчете на душу населения.
2. ЧВП — представляет собой ВВП за вычетом амортизационных отчислений. С помощью показателя ЧВП можно измерить годовой объем производства, который экономика (предприятия, государство, домохозяйства) в состоянии потребить, не сокращая производственные возможности будущих периодов:
ЧВП = ВВП – сумма амортизационных отчислений.
Таким образом, в ЧВП включаются только чистые инвестиции. Что касается амортизации, то она является частью валовых инвестиций и входит
1. Абель, Э. Макроэкономика / Э. Абель. - СПб.: Питер, 2012. - 768 c.
2. Аналитическое агентство «Автостат» // https://www.autostat.ru
3. Бурлачков, В.К. Макроэкономика, монетарная политика, глобальный кризис: Анализ современной теории и проблемы построения новой модели экономического развития / В.К. Бурлачков. - М.: КД Либроком, 2013. - 240 c.
4. Воронин, А.Ю. Макроэкономика - I: Учебное пособие / А.Ю. Воронин, И.А. Киршин. - М.: Инфра-М, 2015. - 47 c.
5. Внешняя политика России: взгляд в 2018 год // http://russiancouncil.ru/forecast2018
6. Галяутдинов Р.Р. Система национальных счетов: ВВП, ВНП и другие показатели // Сайт преподавателя экономики. [2015]. URL: http://galyautdinov.ru/post/sns-vvp-vnp
7. Журавлева, Г.П. Макроэкономика: Учебное пособие / Г.П. Журавлева. - М.: ИЦ РИОР, ИНФРА-М, 2011. - 127 c.
8. Неутешительные результаты 4 сроков Путина у власти // http://magspace.ru/blog/politics_economy/316795.html
9. Основные макроэкономические показатели. Система национальных счетов // https://www.distanz.ru/feed/lectures/osnovnye-makroekonomicheskie-pokazateli-sistema-natsionalnykh-schetov_3363
10. Поляков, В.В. Макроэкономика (для бакалавров) / В.В. Поляков, Р.К. Щенин. - М.: КноРус, 2013. - 320 c.
11. Прогноз социально-экономического развития РФ на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов (разработан Минэкономразвития России) // https://bazanpa.ru/minekonomrazvitiia-rossii-prognoz-ot24102015-h2638128/8/
12. Прогноз социально-экономического развития РФ на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов // http://www.bigpowernews.ru/photos/0/0_NkAVW06hRd6nSjhojkUgG4C4XKhbMrlA.pdf
13. Третий срок Владимира Путина в 12 графиках. Предварительные статистические итоги // https://www.kommersant.ru/doc/3495427
14. Финансовые счета и балансы финансовых активов и обязательств Российской Федерации в 2017 году // https://www.cbr.ru/statistics/fafbs/Komm_2017.pdf