Актуальность темы исследования.
В условиях рыночной экономики обеспечения платежеспособности предприятия является одним из важнейших для его руководителя вопросов.
Предприятию недостаточно прибыльно работать – гораздо важнее быть в состоянии платить по счетам. Успешно работающее предприятие из получаемой выручки должно платить зарплату сотрудникам, оплачивать поставки, отчислять налоги, проценты по долгам, обеспечивать соответствующую прибыль акционерам и вкладывать инвестиции в свою будущую деятельность.
Выручку или доход компания получает, продавая свою продукцию. При этом вклад от различных видов продукции неодинаков. Он зависит от рынков (при какой цене сколько можно продать) и от затрат (при каких затратах сколько можно произвести). Прибыль это разница между доходом и затратами.
Прибыльность или рентабельность компании зависит от прибыли, приносимой всем ассортиментом продукции. Достаточно прибыльный ассортимент продукции, позволяет предприятию обеспечивать достаточную отдачу для акционеров и сделать инвестиции ради будущего успеха.
Поэтому, развитие рыночных отношений сопровождается повышением роли прибыли как основного обобщающего показателя финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятия. И механизм формирования прибыли является одной из составляющих хозяйственного механизма действующего в обществе на определенном историческом этапе его развития. А хозяйственный механизм определяет условия функционирования хозяйствующих субъектов в обществе и, таким образом, условия и общий порядок формирования финансовых результатов их деятельности.
Таким образом, понятие прибыль как финансового результата деятельности выражает определенную форму реализации экономических отношений по поводу образования, распределения и использования в денежной форме части стоимости прибыльного продукта, сложившихся на определенном этапе развития общества, в определенной экономической системе и реализующихся через созданный в ней хозяйственный механизм.
Степень разработанности проблемы.
Вопросам формирования и распределения прибыли предприятия в зарубежной и в отечественной науке уделяется немаловажное внимание. В последнее время большое внимание уделяется анализу и прогнозированию прибыли предприятия, а также политике предприятия в области распределения прибыли, учета прибыли и управления ею.
Современные проблемы по формированию и распределению прибыли на предприятии нашли отражение в трудах И.В.Липатовой, В.П. Кодацкого, Ф. И. Шахмалова, Г.Фонда, А. Д. Шеремета, М. И. Бананова и других.
Однако предпринятые попытки исследования проблем формирования и распределения прибыли предприятия оказались недостаточными, чтобы разработать конкретную политику предприятия в области распределения прибыли и анализа прибыли, и конкретизировать ее роль и значение в воспроизводственном процессе и стимулировании.
Актуальность указанных проблем, недостаточная их разработанность определили выбор темы, обусловили цели и задачи данного исследования.
Цель курсовой работы состоит в том, чтобы на основе анализа и обобщения отечественных и зарубежных научных наработках и современного практического опыта разработать основы концепции формирования и распределения прибыли предприятия. В соответствии с этим ставятся следующие задачи:
- Раскрыть сущность прибыли и ее роль в рыночной экономике;
- Отобразить методы планирования прибыли;
- Рассмотреть принципы распределения и использования прибыли на предприятии.
Предметом исследования является учет, формирование, распределение прибыли предприятия.
Объектом исследования выступают предприятия различных форм собственности и видов деятельности.
Методологической и теоретической основой служат труды отечественных и зарубежных авторов.
Информационной базой исследования явились материалы, опубликованные в научной литературе и периодической печати, данные, полученные с предприятия.
Практическая значимость работы заключается в том, что основные научные положения и выводы могут использоваться: в качестве методологической базы для дальнейшей разработки условий для формирования и распределения прибыли предприятия.
Структура работы.
Курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения, библиографии, включающей литературные источники, содержит таблицы.
1. Планирование и распределение прибыли
1.1. Прибыль и ее роль в рыночной экономике
Прибыль занимает одно из важных мест в общей системе стоимостных инструментов рыночной экономики. Она обеспечивает экономическую устойчивость фирмы, гарантирует полноту ее финансовой независимости.
Прибыль – это основной объект реализации распределительной функции финансов предприятий. За счет прибыли формируется целая совокупность фондов денежных средств. На рис.1.1. показаны два основных канала участия прибыли в распределительном процессе, определяющих пропорции, в которых прибыль изымается и используется самим предприятием.
Рис.1.1. Схема участия прибыли в распределительном процессе.
Прибыль имеет следующее значение в деятельности предприятия:
- В обобщенной форме отражает результаты предпринимательской деятельности и является одним из показателей ее эффективности
- Используется в качестве стимулирующего фактора предпринимательской деятельности и производительности труда
- Выступает источником финансирования расширенного воспроизводства и является важнейшем финансовым ресурсом предприятия.
Различают следующие виды прибыли:
- Бухгалтерскую часть дохода фирмы, которая остается от общей выручки после возмещения внешних издержек, то есть платы за ресурсы поставщиков. Такая трактовка включает только явные издержки и игнорирует временные (скрытые) издержки [2,46]
- Экономическую (чистую) – то, что остается после вычитания из общего дохода фирмы всех издержек (внешних и внутренних, включая в последние нормальную прибыль предпринимателя)
- Балансовую – разницу между выручкой от реализации продукции и суммой материальных затрат, амортизации и заработной платы. Иногда балансовую прибыль называют общей прибылью, поскольку именно она является источником распределения и использования средств предприятия.
Помимо этого выделяются такие понятия, как:
- Валовая прибыль – суммарная прибыль без каких-либо вычетов и отчислений.
- Нормальная прибыль – вознаграждение предпринимателю, достаточное для поддержания деятельности в выбранном направлении.
- Предельная прибыль – увеличение общей прибыли за счет реализации дополнительной единицы продукции.
- Прибыль учредительская – прибыль, образуемая в результате превышения курсовой стоимости акций над их номинальной стоимостью и присваиваемая учредителями акционерного общества, которые реализуют свои акции на рынке ценных бумаг.
На основе различных видов прибыли рассчитываются показатели, позволяющие сделать анализ деловой активности предприятия, приводящей к росту прибыли. В зависимости от целей анализа определяют коэффициент рентабельности, рентабельность реализации, доходность собственного капитала, рентабельность продукции и другие характеристики.
Закончить первый параграф хотелось бы словами взятыми из книги Генри Форда «Сегодня и Завтра»: «Прибыль – существенный элемент жизнедеятельности предприятия. По мере того, как растет предприятие, уменьшаются издержки производства. Мастерская, работающая мало, обходится дороже, чем мастерская работающая много. [1,84]
Обязанность каждого промышленного администратора заключается в том, чтобы делать товар доступным и дешевым для покупателя и таким образом расширить продукцию».
1.2. Методы планирования прибыли
Планирование прибыли является важнейшим инструментом управления предприятием.
Существуют различные методы прогноза прибыли, вот некоторые из них:
I. Анализ лимита рентабельности.
Этот метод наглядно, с помощью графика позволяет, показать плановую прибыль и эластичность предприятия по отношению к колебаниям величины расходов при обороте капитала. Расчеты производятся по формуле:
а)
б)
Обеспечение минимального оборота необходимо для сохранения ликвидности предприятия.
Уровень занятости или оборот
В этом анализе важное значение имеет «разрыв», существующий между «мертвой точкой» (минимальным оборотом для покрытия расходов) и запланированным оборотом. Именно он отражает наличие свободы действия предприятия в планировании оборота капитала. Знание его позволяет избежать попадания в зону нерентабельности (то есть убытков).
II. Анализ перекрытия ликвидности (вариант Анализа лимита рентабельности)
При данном подходе издержки производства предприятия подразделяются на денежные расходы и те, которые с ними не связаны (например, амортизация). Точка пересечения кривой части стоимости, соответствующей денежным расходам, с кривой оборота показывает величину минимального оборота, необходимую для сохранения ликвидности.
III. Регрессивное распределение минимального оборота
Этот метод позволяет контролировать, в какой мере месячные изменения оборота капитала влияют на размер плановой прибыли. Подобные графики дают возможность фиксировать величину прибыли или убытков по каждому месяцу. [6,87]
Итак, вышеизложенные методы позволяют делать прогноз прибыли на определенный срок. Анализируя проблемы прибыльности предприятия и функции его руководства, нужно исходить из того, что прибыль является не причиной существования предприятия, а результатом его работы, деятельности.
Вместе с тем она создает определенные гарантии для дальнейшего существования предприятия, поскольку только ее накопление в виде различных резервных фондов полагает преодолевать последствия риска, связанного с реализацией товаров на рынке. Та или иная операция предприятия должна приносить такую прибыль, которая позволяла бы аккумулировать достаточно средств, создающих реальную возможность преодолевать риски будущего.