Актуальность работы. Во всем мире одной из важнейших социально-общественных и экономических проблем является проблема обеспечения безопасности дорожного движения. В мире в результате дорожно-транспортных происшествий погибают 1,2 млн. человек, от 20-50 млн. человек получают увечья или ущерб. Экономический ущерб от дорожно-транспортных происшествий составил 518 млрд. долларов США. Однако в самом катастрофическом положении среди развитых стран является Россия. Сегодня в стране потери, связанные с дорожно-транспортными происшествиями в несколько раз превышают ущерб от железнодорожных, авиационных катастроф, пожаров и других видов несчастных случаев.
По данным, опубликованным в ЕЭК ООН, в России за год происходит около 160 тыс. дорожно-транспортных происшествий, в которых имеется около 180 тыс. пострадавших и из них 30 тыс. погибших. По прогнозам Всемирной Организации Здравоохранения, к 2020 году дорожно - транспортные происшествия могут стать третей среди основных причин гибели и увечья людей. Большая часть пострадавших в дорожно-транспортных происшествиях составляют люди наиболее активного трудового возраста 20 — 40 лет. Цифры людских потерь в дорожно-транспортных происшествиях велики и продолжают расти. Неутешительна статистика детского дорожно-транспортного травматизма. Ежегодно погибают и получают ранения до 27000 детей и подростков.
В свете данной проблематики рассмотрим особенности гражданско-правовойй защиты прав автовладельцев. К сожалению, многие автовладельцы имеют лишь смутное представление о своих правах и обязанностях.
Объект исследования – общественные отношения, складывающиеся в процессе гражданско-правовой защиты прав автомобилистов.
Предмет исследования - гражданская правовая защита прав автомобилистов.
Цель работы – охарактеризовать сущность и особенности гражданской правовой защиты прав автомобилистов.
Задачи работы: 1) рассмотреть права и обязанности автомобилистов; 2) изучить особенности правового статуса водителя транспортного средства; 3) охарактеризовать сущность и специфические особенности гражданско-правовой защиты прав автомобилистов; 4) изучить юрисдикционные и неюрисдикционные способы защиты прав автомобилистов.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы
Глава I. Права и обязанности автомобилистов
1.1. Понятие и содержание прав автомобилистов
Водитель – лицо, управляющее каким-либо транспортным средством; погонщик, ведущий по дороге вьючных, верховых животных или стадо. К водителю приравнивается обучающий вождению.
Таким образом «водителем» считается физическое лицо, осуществляющее управление любым транспортным средством, независимо от того, механическое оно или нет. Из определения очевидно, что им может быть и водитель автомобиля, мотоцикла, велосипеда, трактора и даже гужевой повозки. Причем он считается водителем независимо от того, имеется ли или не имеется у него право управления транспортными средствами (в том числе транспортными средствами конкретной категории) или оно отсутствует [18, С.91].
Интересно отметить, что ПДД относят к водителям погонщиков вьючных, верховых животных и даже пастухов стада. Значит пункт 2.7 Правил, запрещающий выполнять функции водителя в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, распространяется и на них.
Особенности движения велосипедов, мопедов, гужевых повозок, саней и прогона скота, а также дополнительные требования к определенным категориям водителей приведены в разделе 24 Правил.
Отдельно хочется сказать о повышенной ответственности обучающего вождению. Дело в том, что Правила приравнивают этих участников движения к водителям, а значит, что обучающий несет ответственность за себя и за ученика.
Согласно правилам сдачи квалификационных экзаменов и выдачи водительских удостоверений экзаменационный автомобиль должен быть оборудован дублирующими педалями тормоза и сцепления, зеркалом заднего вида для обучающего (экзаменатора) и опознавательным знаком «Учебное транспортное средство». Из «Правил сдачи…» следует, что ответственность при проведении экзамена на получение права на управление транспортным средством ложится на лицо, находящееся на месте, с которого осуществляется доступ к дублирующим педалям управления транспортным средством. Значит, именно на данное лицо будет распространяться понятие «водитель».
Согласно ст. 24 ФЗ «О безопасности дорожного движения» , права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.
Реализация участниками дорожного движения своих прав не должна ограничивать или нарушать права других участников дорожного движения.
Участники дорожного движения имеют право:
свободно и беспрепятственно передвигаться по дорогам в соответствии и на основании установленных правил, получать от органов исполнительной власти и лиц, указанных в статье 13 настоящего Федерального закона, достоверную информацию о безопасных условиях дорожного движения;
получать информацию от должностных лиц, указанных в статье 14 настоящего Федерального закона, о причинах установления ограничения или запрещения движения по дорогам;
получать полную и достоверную информацию о качестве продукции и услуг, связанных с обеспечением безопасности дорожного движения;
на бесплатную медицинскую помощь, спасательные работы и другую экстренную помощь при дорожно-транспортном происшествии от организаций и (или) должностных лиц, на которых законом, иными нормативными правовыми актами возложена обязанность оказывать такую помощь;
на возмещение ущерба по основаниям и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации, в случаях причинения им телесных повреждений, а также в случаях повреждения транспортного средства и (или) груза в результате дорожно-транспортного происшествия;
обжаловать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, незаконные действия должностных лиц, осуществляющих полномочия в области обеспечения безопасности дорожного движения.
Участники дорожного движения обязаны выполнять требования настоящего Федерального закона и издаваемых в соответствии с ним нормативно-правовых актов в части обеспечения безопасности дорожного движения.
1.2. Обязанности автомобилистов
Водитель обязан не иметь медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством. Для проверки его способности управлять транспортным средством все водители с определенной периодичностью проходят медицинское освидетельствование. По итогам этого освидетельствования водители получают медицинскую справку, в которой указывается их годность к управлению определенной категории транспортных средств [12, С.27].
Право на управление транспортным средством предоставляется:
мототранспортными средствами и мотоколясками – с 16-ти летнего возраста;
автомобилями всех видов и категорий (за исключением автобусов и грузовых автомобилей, оборудованных для перевозки более 8 пассажиров), трамваями и троллейбусами – с 18-ти летнего возраста;
автобусами и грузовыми автомобилями, оборудованными для перевозки более 8 пассажиров – с 19-ти летнего возраста.
управлять гужевым транспортом и перегонять животных по дороге разрешается лицам не моложе 14 – летнего возраста.
двигаться по дороге на мопедах разрешается лицам, достигшим 16 - летнего возраста, на велосипедах – 14 - летнего возраста.
Гражданин, который хочет получить право на управление транспортным средством, обязан пройти подготовку в объеме, предусмотренном программой подготовки водителей транспортных средств соответствующей категории или типа:
А – мотоциклы, мотороллеры, мотонарты и другие мототранспортные средства;
В – автомобили, разрешенная максимальная масса которых не превышает 3500 кг (7700 фунтов) и количество сидячих мест которых, кроме места сидения водителя не превышает восьми;
С – автомобили, которые предназначены для перевозки грузов и разрешенная максимальная масса которых превышает 3500 кг (7700 фунтов);
D –автомобили, которые предназначены для перевозки пассажиров и имеют больше восьми сидячих мест, кроме места сидения водителя;
Е – составы транспортных средств с тягачом, которые относятся к категории В, С. или D, которыми водитель имеет право управлять, но которые сами не входят в одну из этих категорий или эти категории;
трамваи;
троллейбусы;
мотоколяски.
Водитель является самым главным, но и менее надежным звеном системы автомобиль – дорога. На современном уровне развития автомобильного транспорта с одной стороны управление автомобилем упрощено и облегчено, но с другой стороны, возросшие скорости, интенсивность движения вызывают трудности в управлении автомобилем, которые превышают психофизические возможности человека. Эти трудности в основном, относятся к таким дорожным ситуациям, когда водитель при дефиците времени должен решать сложные задачи, которые в ряде случаев не всегда ему по силам, а значит, неотъемлемой обязанностью водителя должно быть умение здраво оценивать свои возможности.
Инженерная психология – наука, изучающая закономерности процессов информационного взаимодействия человека и техники. Человеческий фактор в технике исследуется на строго научной основе.
Водитель автомобиля – оператор сложной системы управления
1. Конституция Российской Федерации (с изм. от 25.03.2004) (принята всенародным голосованием 12.12.1993)Т (ст. 45, 46).
2. Федеральный закон от 10.12.1995 N 196-ФЗ (ред. от 19.07.2011) "О безопасности дорожного движения" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012)// "Российская газета", N 245, 26.12.1995.
3. Постановление Правительства РФ от 23.10.1993 N 1090 (ред. от 23.12.2011) "О Правилах дорожного движения" (вместе с "Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения")// Российские вести", N 227, 23.11.1993.
4. Антонян Ю.М. Защита личности в современном российском государстве// Материалы научно-практической конференции «Защита прав и свобод человека». М.: РИПО ИГ УМО, 2005.
5. Борисов В.Ю. Гетман Е.С. Гражданское право: Учебник для вузов: Ч. Инфра-М 2006- 362с.
6. Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации : учеб. пособие для вузов / М.В. Баглай. –5-е изд., испр. и доп. – М. : Норма, 2006.
7. Гатин А.М. Гражданское право: Учебное пособие. Дашков и К., М: 2007 – 169с.
8. Гнидина Ю.А. Субъектность личности как условие развития государства и гражданского общества. Балашиха, 2009.
9. Гончаров Е.И. Самозащита гражданских прав и свобод человека и гражданина (конституционно-правовой аспект). Дисс. канд. юрид. наук. Волгоград, 2006.
10. Грибанов В. П. Осуществление и защита гражданских прав.-М.: Статут, 2005.
11. Гунич C.B. Понятие и сущность государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации// Актуальные проблемы борьбы с преступностью в Дальневосточном федеральном округе. Хабаровск: ДЮИ МВД РФ, 2008.
12. Гусятникова Д.Е. Права автовладельца: пошаговое руководство. М.: Омега-Л, 2009.
13. Кацубо С.П. Основы прав человека. Мн., 2005.
14. Лихачев Г.Д. Гражданское право. Общая часть: Курс лекций. -Юстицинформ, 2005
15. Мозолин В.П., Масляев А.И. Гражданское право. Часть первая: Учебник- М.: Юристъ, 2005
16. Рузакова О.А. Гражданское право: курс лекций. Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права. – М., 2005
17. Сергеев А.П., Толстой Ю.К. Гражданское право: учеб.: в 3 т. Т. 1. - 6-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2006- 339с.
18. Филатова О.Н. Профессиональная подготовка будущих водителей в автошколе. Н.Новгород, 2009.