Введение
1.Правовые основы проведения независимой антикоррупционной экспертизы в Российской Федерации
1.1. Понятие и принципы независимой антикоррупционной экспертизы
1.2. Организация проведения независимой антикоррупционной экспертизы в нормативных правовых актах органов государственной и муниципальной власти
- Проблемы и перспективы независимой антикоррупционной экспертизы в Российской Федерации
2.1. Роль Министерства юстиции Российской Федерации в организации независимой антикоррупционной экспертизы
2.2. Перспективы и видения развития практики осуществления независимой антикоррупционной экспертизы
Заключение
Список литературы
Актуальность исследования выбранной темы работы обусловлена тем, что коррупция образовала серьезные препятствия на пути поступательного развития рыночной экономики, создания и функционирования демократических институтов, развития правосознания и, как следствие этого, повлекла снижение доверия общества к государственной власти, разочарование в демократических преобразованиях, социально-экономических реформах, а также падение авторитета нашей страны на международной арене.
В последнее время все большее внимание уделяется проблеме коррупции в нашей стране. По мнению исследователей, коррупция является одной из угроз национальной безопасности или, как отмечает в своем послании президент Д.А. Медведев, одним из главных барьеров на пути нашего развития. Действительно, по данным фонда "Индем", коррупция стоит России 318 млрд. долларов в год, то есть около трети ВВП. А. Голубев, председатель Комитета по борьбе с коррупцией отмечает, что 40% затрат бизнеса - коррупционные издержки и коррупция в России представляет большую опасность, чем, например, терроризм.
Цель исследования – выявить порядок, сущность и особенности проведения независимой антикоррупционной экспертизы.
Задачи исследования:
- проанализировать правовые основы проведения независимой антикоррупционной экспертизы в Российской Федерации;
- исследовать понятие и принципы независимой антикоррупционной экспертизы;
- охарактеризовать организацию проведения независимой антикоррупционной экспертизы в нормативных правовых актах органов государственной и муниципальной власти;
- выявить субъекты проведения независимой антикоррупционной экспертизы;
- определить проблемы и перспективы независимой антикоррупционной экспертизы в Российской Федерации;
- обозначить роль Министерства юстиции Российской Федерации в организации независимой антикоррупционной экспертизы;
- рассмотреть практику проведения независимой антикоррупционной экспертизы;
- найти перспективы и видения развития практики осуществления независимой антикоррупционной экспертизы.
Структура работы обусловлена ее целью и задачами и включает в себя введение, две главы, разделенные на параграфы, заключение и библиографический список.
Методы исследования, используемые в работе: общенаучные методы, формально-юридический метод, комплексное исследование соотношения норм и положений правовой базы и их практического применения.
1.ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОВЕДЕНИЯ НЕЗАВИСИМОЙ АНТИКОРРУПЦИОННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Понятие и принципы независимой антикоррупционной экспертизы
Антикоррупционной экспертизой признается деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий, имеющая целью предупреждение коррупции, в том числе выявление и последующее устранение причин коррупции (профилактика коррупции); выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и расследование коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией); минимизацию и (или) ликвидацию последствий коррупционных правонарушений.
Предполагается, что эффективная антикоррупционная экспертиза может возыметь превентивное значение при пресечении коррупционных преступлений посредством выявления коррупционных и коррупциогенных составляющих того или иного акта или проекта.
Коррупциогенными факторами являются положения нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил, а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.
Федеральный закон "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов"[1] выделил следующие принципы.
- Обязательность проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов.
Антикоррупционная экспертиза действующих правовых актов должна проводиться при осуществлении мониторинга их применения. В свою очередь, мониторинг применения вступивших в законную силу правовых актов является обязанностью любого правотворческого органа и неотъемлемой частью правотворческой деятельности в целом. Кроме того, к мерам по профилактике коррупции отнесено рассмотрение в органах местного самоуправления, других органах, организациях, наделенных федеральным законом публичными полномочиями, не реже одного раза в квартал вопросов правоприменительной практики по результатам вступивших в законную силу решении судов, арбитражных судов о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными - решений и действий (бездействия) указанных органов, организаций и их должностных лиц в целях выработки и принятия мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений.
В общеправовом смысле рассматриваемый принцип предполагает обязанность государственных органов проводить антикоррупционную экспертизу каждого проекта нормативного правового акта.