1. Теоретическая часть
Особенности возбуждения уголовных дел о преступлениях связанных с нецелевым расходованием бюджетных и внебюджетных средств.
2. Практическая часть
Оперативный сотрудник Бурундуков, находясь в составе дежурной следственно-оперативной группы, выехал совместно с дежурным следователем Шайкиной на место происшествия для осмотра офиса ООО «СМАРТ», из которого совершено хищение денежных средств. Проведя оперативно-розыскные мероприятия Бурундуков предоставил Шайкиной справку о том, что по оперативным данным преступление совершил некий С.И. Стручков, который проживает недалеко от места совершения преступления. По предложению оперуполномоченного Шайкина тут же возбудила уголовное дело, составила и передала Бурундукову поручение на проведение обыска в квартире С.И. Стручкова и его задержание, а также постановление о производстве обыска в жилище в случаях, не терпящих отлагательства, поскольку он может скрыться и уничтожить следы преступления. О/у провел обыск в квартире Стручкова, изъял похищенный у Байдакова мобильный телефон и доставил Стручкова к следователю. Следователь составила протокол задержания Стручкова в порядке ст.ст.91-92 УПК.
Оцените действия оперативного сотрудника и следователя, руководствуясь нормами УПК РФ. Имелись ли в данном случае основания для задержания Стручкова? Является ли задержание законным и обоснованным?
Составьте протокол задержания.
Список использованной литературы
1. Теоретическая часть
Особенности возбуждения уголовных дел о преступлениях связанных с нецелевым расходованием бюджетных и внебюджетных средств.
Реформы, проводимые в России, требуют значительных материальных средств. Однако нередко как бюджетные средства, так и средства государственных внебюджетных фондов расходуются не по назначению. В ответ на данную проблему в 2003 году в Уголовный кодекс Российской Федерации (далее – УК РФ)[1] были введены статьи, предусматривающие уголовную ответственность за нецелевое расходование бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов (ст. 285.1 и ст. 285.2)[2].
Опыт возбуждения и расследования уголовных дел, предусмотренных статьями 285.1 и 285.2 УК РФ, невелик по причине сравнительно недавней истории существования указанных видов преступлений. Однако результативность расследования уголовных дел данной категории неуклонно повышается. Так, если в 2004 году, по данным ГИАЦ МВД России, было выявлено 7 лиц, совершивших преступление, предусмотренное ст. 285.1 УК РФ, то в настоящее время таковых насчитывается несколько сотен[3].
Непосредственным объектом преступлений, предусмотренных ст. 285.1 и ст. 285.2 УК РФ, являются общественные отношения, обеспечивающие установленный порядок использования должностными лицами, являющимися получателями бюджетных средств или средств государственных внебюджетных фондов, соответствующих финансовых ресурсов в строгом соответствии с целями, для которых они предназначены[4].
Суть финансово-экономических правоотношений состоит в том, что:
а) они возникают в процессе финансовой деятельности государства;
б) одним из субъектов в этих правоотношениях всегда является уполномоченный орган государства (финансовый орган, кредитное учреждение) или высший, а также местный орган государственной власти;
в) они почти всегда возникают по поводу денег – денежного платежа в доход государства, государственного расхода и т.п.[5].
Практически каждое учреждение или орган исполнительной власти является получателем средств государственных внебюджетных фондов. В первую очередь это средства Фонда социального страхования. Если на расчетный или лицевой счет учреждения поступили деньги на оплату больничных листов или выплату различного рода пособий, их надо тратить в соответствии с их назначением, невзирая на срочность тех или иных выплат[6].
Однако необходимо иметь в виду, что к числу нарушений целевого характера бюджетных средств относятся два типа нарушений бюджетного законодательства:
- направление и использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов (в том числе несанкционированное перемещение средств федерального бюджета по статьям экономической классификации). Примерами таких нарушений являются: несанкционированное перемещение средств по статьям бюджетной классификации, когда средства, выделенные на цели, установленные одной конкретной позицией бюджетной классификации (вид расходов, статья и подстатья), направляются и используются на цели, предусмотренные другой позицией бюджетной классификации. Так, в Федеральном государственном образовательном учреждении средства федерального бюджета в сумме 45,5 тысячи рублей, полученные на оплату труда работников находящейся в его ведении стоматологической поликлиники (подраздел 0901 «Здравоохранение»), и в сумме 62 тысячи рублей, полученные на оплату труда работников научных подразделений (подраздел 0903 «Прикладные научные исследования в области здравоохранения и спорта»), израсходованы на выплату премий работникам аппарата управления университета и профессорско-преподавательскому составу (подраздел 0706 «Высшее профессиональное образование»). Еще одним примером нецелевого расходования бюджетных средств является приобретение региональным отделением Фонда социального страхования по договору купли-продажи части административного здания площадью 551,3 кв. м стоимостью 9800 тысяч рублей. Расходы на эти цели не предусмотрены внутрибюджетной росписью регионального отделения на 2005 год[7];
- направление и использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, приказами министерств, носящих нормативный правовой характер, соглашениями, контрактами, договорами и иными документами, принятыми или заключенными в соответствии с нормативными правовыми документами. Так, например, нецелевое использование бюджетных средств имеет место в случаях, когда они направляются и используются без сметы доходов и расходов либо с отражением их в смете, но при нарушении дополнительных условий, определенных указанными документами.
Выявление фактов, связанных с совершением указанных преступлений, и привлечение нарушителей к ответственности вызывают определенные трудности в связи с тем, что для обнаружения преступлений данной категории используется комплекс правовых средств, предусмотренных гражданским, бюджетным, административным, уголовным, уголовно-процессуальным и арбитражным законодательством, что требует наличия высокого уровня эрудиции и профессионализма у лиц, занимающихся расследованием данных дел[8]. При этом следователь должен обладать специальными знаниями. Как правило, ему необходимо иметь экономическое образование или пройти курсы повышения квалификации для расследования соответствующих преступлений.
Вторая причина, по которой выявление и расследование преступлений данной категории вызывают затруднения, это наличие у юридических составов указанных преступлений существенных особенностей, которые влияют на специфику механизма их совершения, а также способы и приемы их выявления и изобличения.
В соответствии со ст. 140 УПК РФ[9] уголовное дело может быть возбуждено только при наличии к тому законного повода и достаточных оснований. Это два взаимосвязанных и непременных условия. Поводом для возбуждения любого уголовного дела, в том числе и по преступлениям, предусмотренным ст. 285.1 и ст. 285.2 УК РФ, могут быть:
- заявление о преступлении;
- явка с повинной;
- сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников;
- постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.
Этот перечень является исчерпывающим и охватывает все возможные источники, из которых компетентные государственные органы могут узнать о преступлении или его подготовке.
При этом источниками исходной информации о факте нецелевого использования бюджетных средств являются:
- сообщения и заявления граждан о ставших им известными фактах нецелевого использования бюджетных средств их получателем, а также о злоупотреблениях работников (должностных лиц) получателей бюджетных средств;
- сообщения лиц, оказывающих негласное содействие оперативным работникам, обслуживающим объекты рассматриваемой сферы;
- результаты проведения регулярных проверочных мероприятий сотрудниками правоохранительных органов, курирующих борьбу с указанным видом преступлений;
- официальные сообщения руководителей отделений и филиалов получателей бюджетных средств;
- материалы проверок деятельности получателей бюджетных средств;
- материалы аудиторских и ревизионных проверок получателей бюджетных средств, проводимых контролирующими и надзорными органами;
- сообщения из финансово-кредитного учреждения (банка), обслуживающего получателя бюджетных средств, о ставших известными фактах нарушения при проведении операций с денежными средствами получателя средств, которые по своему содержанию и характеру заведомо незаконны либо вызывают подозрение;
- сообщения и заявления юридических лиц, через которые должностные лица пытались провести незаконные действия, направленные на нецелевое использование бюджетных средств их получателем (организации-контрагенты либо фирмы, которые виновное лицо пыталось склонить к совершению преступления);
- сведения, полученные в ходе предварительного расследования других видов преступлений;
- публикации в средствах массовой информации.