В условиях переходного периода проводимая в России радикальная экономическая реформа открыла новый этап в развитии банковского дела.
Особую актуальность в условиях рынка приобретают вопросы, связанные с проблемами и перспективами банковского обслуживания физических лиц. Осуществление этих преобразований возможно лишь на основе изучения функционирования российских, а так же зарубежных банков и внедрения новых форм и методов работы с физическими лицами.
Банковское обслуживание физических лиц является сферой банковской деятельности, которая полностью сконцентрирована на интересах и предпочтениях клиента конкретного коммерческого банка. Наиболее подготовленными для работы с физическими лицами среди финансовых институтов являются коммерческие банки, что связано, в первую очередь, с накопленным банками опытом работы на различных сегментах финансового рынка. Для Российской Федерации важность развития системы комплексного банковского обслуживания физических лиц определяется, прежде всего, тем, что в силу неравномерности распределения количества кредитных организаций в регионах, а также особенностей обеспечения банковскими услугами на территории РФ, подавляющее большинство регионов остаются недостаточно обеспеченными банковскими услугами.
На сегодняшний день в России изменяется место каждого отдельного гражданина в системе экономических отношений. Он становится непосредственным собственником средств и получает большую степень экономической свободы. Это порождает потребность в многочисленных банковских услугах, основы, для развития которых в прежней экономической системе не было. В осуществлении этих преобразований главенствующая роль принадлежит коммерческим банкам.
Специалистам известно, что рынок банковских услуг для юридических лиц поделен между банками, и основная конкуренция между ними разворачивается за привлечение физических лиц. В настоящее время конкуренцию коммерческим банкам по обслуживанию физических лиц составляет Сберегательный банк РФ.
Конкурируя со Сберегательным банком РФ, коммерческие банки активно осваивают ранок банковских операций по обслуживанию физических лиц, разрабатывают новые виды банковских услуг по их обслуживанию.
В условиях рынка конкурентную борьбу выдерживает тот банк, который постоянно расширяет круг оказываемых клиентам услуг, улучшает качество вкладного и кредитного обслуживания, предлагая им различного рода посреднические услуги.
Объект исследования - система комплексного банковского обслуживания физических лиц. Предмет исследования - финансово-экономические отношения в сфере комплексного банковского обслуживания физических лиц.
Цель исследования – изучить комплексное обслуживания физических лиц. Задачи исследования: изучить теоретические основы комплексного обслуживания физических лиц; исследовать организацию комплексного обслуживания физических лиц в банке; рассмотреть направления совершенствования комплексного обслуживания физических лиц.
Глава 1. Теоретические основы комплексного обслуживания физических лиц
1.1. Сущность комплексного обслуживания физических лиц и нормативно-правовое регулирование
Комплексное банковское обслуживание физических лиц представляет собой комплекс различных финансовых услуг, оказываемых коммерческим банком физическим лицам. Таким образом, комплексное банковское обслуживание - это финансовые взаимоотношения кредитной организации и ее клиента - физического лица, имеющие соответствующую правовую основу, в рамках которых клиентом используется широкий спектр банковских продуктов и услуг, предоставляемых кредитной организацией, при взаимной заинтересованности обеих сторон в расширении перечня продуктов и объемов предоставляемых услуг.
В настоящее время именно банки среди финансовых институтов являются наиболее подготовленными для работы с физическими лицами.
В рамках банковского обслуживания физических лиц может быть выделен ряд основных направлений и услуг, в которых заинтересован практически каждый экономически активный человек. Это возможность осуществления наличных и безналичных расчетов, свободной конвертации валюты, кредитование и размещение временно свободных средств в депозиты, операции на фондовом рынке.
Указанные возможности предполагают наличие соответствующей детальной нормативно - правовой базы, регулирующей проведение комплексного обслуживания физических лиц и предоставление им различных услуг со стороны кредитных организаций.
К числу нормативно - правовых актов Российской Федерации в области комплексного банковского обслуживания физических лиц относятся:
- Гражданский кодекс РФ;
- Федеральные законы;
- Нормативные акты Центрального Банка Российской Федерации и Федеральной службы по финансовым рынкам.
Основным нормативно-правовым документом, регламентирующим банковскую деятельность в РФ в целом и взаимоотношения с физическими лицами, в частности, является Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» № 396 - 1 от 02.12.1990 г. (действующая редакция от 05.05.2014).
Законом устанавливается перечень банковских операций. Ряд этих операций может производиться с физическими лицами, а именно:
- привлечение денежных средств физических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок);
- открытие и ведение банковских счетов физических лиц;
- осуществление расчетов по поручению физических лиц по их банковским счетам, а также осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов;
- кассовое обслуживание физических лиц;
- купля - продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах;
- привлечение во вклады драгоценных металлов.
Законом также определен перечень операций и сделок, которые вправе осуществлять кредитные организации, не относящихсяк банковским операциям:
- доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими лицами;
- предоставление в аренду физическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения в нихдокументов и ценностей;
- оказание консультационных и информационных услуг.
Закон также позволяет кредитной организации осуществлять профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг. В свою очередь, в соответствии с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 г. № 39-ФЗ к профессиональной деятельности относятся: брокерская деятельность, деятельность по управлению ценными бумагами, депозитарная деятельность. Таким образом, кредитные организации, получив лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг на тот или иной вид деятельности, могут обслуживать интересы физических лиц на фондовом рынке.
Анализ представленного перечня возможных операций позволяет сделать вывод, что банки в Российской Федерации имеют законодательно установленные возможности по предоставлению широкого спектра финансовых услуг физическим лицам.
Среди важных положений закона необходимо также отметить обязанность кредитных организаций раскрывать информацию о собственной деятельности, а именно: бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, информацию об уровне достаточности капитала, о величине резервов на покрытие сомнительных ссуд и иных активов, а также на ежегодной основе - бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках с заключением аудиторской фирмы об их достоверности.
Особое внимание в рамках федерального законодательства уделено сберегательному делу. Вклады принимаются только банками, имеющими такое право в соответствии с лицензией Банка России, а право на привлечение денежных средств физических лиц во вклады может быть предоставлено банкам, с момента даты государственной регистрации которых прошло не менее двух лет (либо менее двух лет, но с соблюдением дополнительных ограничений к уровню капитала и информационной прозрачности).
Банковское обслуживание физических лиц является одним из направлений деятельности коммерческого банка, направленное на удовлетворение потребностей клиента на условии платности, соблюдении банковского законодательства и играет значимую роль в современных социально-экономических системах. Рынок индивидуального банковского обслуживания достаточно широк, а формы деятельности на нем так многообразны, что перед банковскими специалистами открывается простор для использования любых финансовых стратегий.
В обслуживании банками физических лиц важную роль играют многие факторы. Факторы, оказывающие влияние на возможность комплексного банковского обслуживания физических лиц представлены в таблицы 1.1.
Таблица 1.1
Факторы, влияющие на комплексное банковское
обслуживания физических лиц
Фактор
|
Описание
|
финансовые
|
конкурентоспособность ценовых условий по предоставляемым банковским продуктам (услугам);
уровень банковской маржи по продукту (услуге), позволяющей сделать ее предоставление экономически эффективным для кредитной организации
|
правовые
|
наличие у кредитной организации лицензий и разрешений на проведение операций с физическими лицами;
наличие (отсутствие) законодательно установленных ограничений на проведение отдельных операций с физическими лицами;
ограничения на валютные операции и операции межстраногового движения капитала
|
организационные
|
наличие широкой сети точек продаж;
удобство расположения точек продаж банка для клиентов банка;
уровень технологий и автоматизации бизнес процессов в области обслуживания клиентов
|
имиджевые
|
положительная деловая репутация кредитной организации;
наличие различных маркетинговых мероприятий, направленных на продвижение банковского продукта (услуги) целевой аудитории
|
Для привлечения клиентов очень важно правильно сегментировать клиентскую базу. Ключевые критерии, по которым может быть сегментирована клиентская база кредитной организации, представлены в табл. 1.2.
Таблица 1.2
Классификация физических лиц при комплексном банковском обслуживании
Классификационный признак
|
Вид клиента – физического лица
|
1. В зависимости от степени заинтересованности физического лица в банковском обслуживании
|
1.1. Клиенты, осуществляющие разовые операции
|
1.2. Клиенты, регулярно использующие определенный стандартный набор банковских продуктов
|
1.3. Клиенты, регулярно использующие стандартный набор банковских продуктов, постоянно предпринимающие шаги по оптимизации собственных финансовых потоков
|
1.4. Клиенты категории V.I.P.
|
2. В зависимости от уровня доходов физического лица
|
2.1. Нижний сегмент. Уровень доходов данных клиентов практически в полном объеме используется на текущее потребление
|
2.2. Средний сегмент. Уровень доходов данных клиентов позволяет делать сбережения и осуществлять инвестиции с привлечением кредитных средств банка
|
2.3. Верхний сегмент. Клиенты с высоким уровнем доходов
|
При работе с клиентами-физическими лицами любой банк неизбежно несет различного рода риски. Ниже приведена классификация банковских рисков при комплексном банковском обслуживании физических лиц по отношению к деятельности банка на внешние и внутренние, а также выделены основные факторы, влияющие на уровень рисков при комплексном банковском обслуживании физических лиц (табл. 1.3).
Таблица 1.3.
Факторы, оказывающие влияние на уровень рисков при комплексном банковском обслуживании физических лиц
Факторы
|
Экономические
|
Уровень и динамика инфляции
Уровень доходов населения
Уровень и динамика безработицы
Динамика и волатильность курса национальной валюты по отношению к мировым резервным валютам
Уровень и динамика международных резервов страны
Система налогообложения доходов физических лиц и доходов от операций с физическими лицами
Степень охвата населения банковскими услугами
|
Политические
|
Геополитическое положение страны в мировой экономике
Принципы денежно – кредитной, бюджетной, социальной политики государства
Степень поддержки государством банковской системы и основных отраслей экономики
Наличие ограничений на валютные операции и трансграничное движение капитала
|
Правовые
|
Актуальность законодательной базы в области операций с физическими лицами текущим экономическим реалиям
Наличие институтов, призванных обеспечивать стабильность банковской системы в рамках операций с физическими лицами (система страхования вкладов, бюро кредитных историй)
Степень жесткости норм законодательства, связанных с противодействием легализации доходов, полученных преступным путем и финансированием терроризма
|
Социальные
|
Уровень финансовой грамотности населения
Степень дифференциации доходов населения
Степень склонности к потреблению / сбережению
Степень доверия населения к банковской системе страны
Степень доверия населения к национальной валюте
Степень доверия населения к правящей элите страны
|
В настоящее время во многих банках получила широкое распространение система комплексного обслуживания. Под такой системой понимается совокупность элементов, находящаяся в отношениях и связях друг с другом на коммерческой основе, и обеспечивающая полное и / или частичное удовлетворение потребностей клиентов банка (физических лиц) в предоставлении банковских продуктов и услуг посредством единой информационной, нормативной и правовой системы.
На развитие системы комплексного банковского обслуживания физических лиц в Российской Федерации оказывают влияние факторы, которые в работе можно сгруппировать на внешние и внутренние (табл. 1.4;
Таблица 1.4.
Факторы, оказывающее влияние на развитие системы комплексного банковского обслуживания физических лиц
|
Благоприятные
|
Неблагоприятные
|
Внутренние
|
накопление опыта комплексного банковского обслуживания физ. лиц
разработка и реализация новых банковских продуктов и услуг для физ. лиц
разработка современных методов управления рисками при комплексном обслуживании физ. лиц
возрастание интереса банков к новым банковским продуктам
|
высокие процентные ставки по банковским кредитам
недостаточно высокие процентные ставки по банковским депозитам
высокий уровень кредитных рисков
недостаточная развитость инфраструктуры рынка банковского обслуживания физ. лиц
низкий уровень информационной прозрачности рынка банковского обслуживания физ. лиц
дефицит квалифицированных специалистов
дефицит «длинных денег»
|
Внешние
|
создание системы страхования вкладов граждан
создание системы бюро кредитных историй
функционирование и развитие инфраструктуры рынка банковских кредитов
стабильность экономического развития
быстрота и адекватность реакции на изменение спроса на банковские услуги со стороны банков
|
высокая стоимость кредитных ресурсов
несовершенство системы нормативно-правового регулирования рынка банковского обслуживания физ. лиц
недостаточная развитость системы бюро кредитных историй
отсутствие возможности страхования кредитного риска
жесткие требования со стороны Центрального банка РФ по отношению к выполнению экономических нормативов
недостаточно высокий уровень развития банковской системы
высокие темпы инфляции
высокое значение ставки рефинансирования Центрального банка РФ
|