Введение
1. О. Конт как основатель современный социологии
1.1 Формирование и развитие научных взглядов О. Конта
1.2 Основные положения социологии О. Конта
2. Три стадии эволюции общества: сущность и значение
2.1 Основные положения учения о трех стадиях эволюции общества
2.2 Значение наследия О. Конта для современной социологии
Заключение
Список использованных источников
В историю европейской общественной мысли французский ученый Огюст Конт (1798-1857) вошел как родоначальник социологии. Центральным звеном его философско- социологических взглядов является открытый им основной закон интеллектуальной эволюции человечества. Согласно этому закону, познавательная деятельность людей, их общественное сознание прошли через три стадии своего развития: теологическую, метафизическую и позитивную.
Степень научной разработанности. Вследствие этого, научную разработанность рассматриваемой проблемы представляется возможным охарактеризовать путем непосредственного обращения к работам как классиков социологической мысли XIX века, так и ведущих социологов XX столетия. Можно сказать, что с тех пор как социология начинает позиционироваться как самостоятельная научная дисциплина, сразу же возникла необходимость теоретического понимания строения общества, а также проектирования путей его дальнейшего развития.
Целью курсовой работы будет рассмотрение этапов развития и становления идей О. Конта, заложенные им много лет назад.
В соответствии с основной целью работы выделяют следующие задачи, которые необходимо решить для достижения цели:
- изучить формирование и развитие научных взглядов О. Конта;
- выделить основные положения социологии О. Конта;
- определить три стадии эволюции общества;
- выявить наследие О. Конта для современной социологии.
Объектом данного исследования является проект науки об обществе О. Конта.
Предметом исследования является создание науки об обществе О. Контом
1. О. Конт как основатель современной социологии
1.1 Формирование и развитие научных взглядов О. Конта
Французский философ Огюст Конт родился 19 января 1798 г. в городе Монпелье в семье чиновника средней руки, сборщика податей. Родители Конта были правоверными монархистами и католиками, но сам он рано отходит от традиционных ценностей своей семьи и становится приверженцем идеалов Великой Французской революции. После окончания интерната-лицея в родном Монпелье в 1814 г. он поступает в Политехническую школу в Париже, в которой царят либеральные и республиканские идеи. В это время Конт усердно изучает математику и другие точные науки; он также читает множество трудов по философским, экономическим, социальным проблемам. И в лицее, и в Политехнической школе он отличался серьезностью и замкнутостью, сторонился юношеских забав и развлечений, будто стремясь своим поведением доказать справедливость французской пословицы: Кто хочет быть молодым в старости, должен быть старым в молодости. При этом юный Огюст был весьма самостоятелен в своих взглядах; не признавая навязываемых авторитетов и внешней регламентации, он уважал только интеллектуальные и нравственные достоинства. Поэтому он нередко участвовал в конфликтах с начальством. Один из таких конфликтов (учащиеся выступили против одного из преподавателей), в котором Конт играл активную роль, послужил поводом к временному закрытию Политехнической школы в 1816 г. Конт был отправлен в Монпелье под надзор полиции, и ему уже не суждено было завершить свое образование. Вернувшись вскоре в Париж, он начинает самостоятельную жизнь, давая частные уроки по математике.
В 1817 г. Конт становится секретарем Сен-Симона, сменив в этой должности известного историка Огюстена Тьерри. Первоначально взаимоотношения юного ученика и знаменитого учителя носят дружеский характер, и Конт, по существу, является одним из участников школы сенсимонизма. Он подчеркивает безграничное уважение к Сен-Симону и активно сотрудничает в его изданиях. Но постепенно, как это нередко случается у близко соприкасающихся выдающихся людей, возникают споры об авторстве и приоритетах; их взаимоотношения портятся и в 1824 г. заканчиваются разрывом.
В 1826 г. Конт приступает к чтению платных публичных лекций по философии на дому. Лекции были прерваны из-за его тяжелого психического заболевания и возобновились в 1829 г. С 1830 по 1842 г. Конт осуществляет грандиозный проект: издание 6-томного Курса позитивной философии. Во второй половине 40-х годов он, помимо сугубо интеллектуальных занятий, обращается к проповеднической и практической организационной деятельности, пропагандируя позитивизм как политическое, религиозное и моральное учение. В 1847 г. он провозглашает Религию Человечества, в 1848 - создает Позитивистское общество. Последние годы жизни он был занят разработкой нового религиозного учения и культа, провозгласив себя первосвященником Религии Человечества. Умер Конт 5 сентября 1857 г. в окружении своих учеников.