Введение
Глава 1. Понятие и специфика налогового права РФ
1.1 Понятие и функции налогового права
1.2 Тенденции развития налогового права РФ
Глава 2. Современные принципы налогообложения и их роль в формировании налоговой системы РФ
2.1 Понятие и организационные принципы налоговой системы РФ
2.2 Налоговое законодательство РФ. Принятие и введение его в действие
Заключение
Список использованной литературы
Налогообложение есть процесс взимания налогов и сборов с юридических и физических лиц в пользу государства. В основу построения налоговой системы любого государства должны быть заложены определенные принципы[1]. Эти принципы на протяжении столетий являются предметом глубокого исследования. Достаточно аргументированно они были сформулированы А. Смитом в труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» и сводились к следующим: принцип справедливости; принцип определенности; принцип удобности; принцип экономии.
Данные принципы уже излагались ранее - Фомой Аквинским, Ш. Монтескье, Ф. Бэконом, О. Мирабо и др. Заслуга А. Смита состоит в более точной формулировке и обосновании их. Он рассматривал данные принципы с позиции защиты интересов граждан государства. Д. Рикардо в труде «Начало политической экономии и налогового обложения» выделяет такой важный принцип, как недопустимость и нецелесообразность чрезмерного высокого уровня обложения налогоплательщиков, что, с нашей точки зрения, имеет большую актуальность и на современном этапе развития экономики.
В России принципы налогообложения исследовались русскими налоговедами: Н. Тургеневым, А. Соколовым, М. Алексеенко, В. Твердохлебовым и др. Н. Твердохлебов в теории переложения налогов рассматривал принцип справедливости налогообложения. Для каждого уровня развития государства, при общих закономерностях, характерны свои специфические принципы. Для промышленно развитых стран эти принципы наиболее приближены к классическому варианту. Для стран, вступающих на рыночный путь преобразований, применение всех классических принципов построения налоговых систем затруднительно. Налоговая система, построенная и функционирующая на основе классических принципов, способна быть мощным стимулом роста эффективности производства. Классические принципы налогообложения учитывались при формировании налоговой системы России. В 1991 г. был принят Закон РФ «Об основах налоговой системы РФ», в 1998 г. первая и в 2000 г. вторая часть Налогового кодекса РФ[2].
В настоящее время вопрос о принципах налогообложения по-прежнему актуален. В различных странах ученые и специалисты государственных органов обращаются к исследованию этой проблемы, ключевой в процессе совершенствования налогового законодательства.
Так, развитие принципа справедливости идет в направлении наиболее точного определения понятий «доход», «накопления», «платежеспособность», изучения и разрешения таких проблем налогообложения, как проблема эффективных налоговых ставок, переложения налогов, влияния инфляционных процессов на налогообложение, избежания налогов и уклонения от налогообложения и др.
Так, использование различных налоговых лазеек приводит к необходимости повышения ставок налогов, чтобы компенсировать недополучение доходов бюджетом. В результате добросовестные налогоплательщики вынуждены нести дополнительные обязательства. Реализация принципа справедливости в данном случае — это внесение изменений в налоговое законодательство, предотвращающих использование так называемых налоговых схем с целью уклонения от уплаты налогов.
В условиях инфляции номинальные доходы налогоплательщиков возрастают, хотя покупательская способность остается прежней или даже уменьшается. Тем не менее, такие доходы облагаются подоходным налогом по более высоким ставкам, налогоплательщик вынужден уплачивать «инфляционный налог». Принцип справедливости требует, чтобы законодатель налоговой индексацией или другими методами учитывал «эрозию доходов».
Следовательно, актуальным выступает исследование классическим принципов налогообложения.
Отсюда цель нашей работы - изучить и описать систему российского налогового права.
Задачи работы:
- дать определение налогового права и определить его место в российской налоговой системе;
- провести анализ существующих принципов налогообложения;
- рассмотреть реализацию классических принципов налогообложения в современной российской налоговой системе.
Объект исследования: правовая система РФ.
Предмет исследования: налоговое право в РФ.
Глава 1. Понятие и специфика налогового права РФ
1.1 Понятие и функции налогового права
Становление и развитие налогового права России происходит в условиях формирования принципиально новых социально-экономических отношений. Проявляя себя как относительно автономное правовое образование, налоговое право регулирует широкий спектр общественных отношений. Постоянное увеличение массива законодательства о налогах и сборах, его систематизация и кодификация вызывают необходимость специальных научных исследований в данной области права.
После вступления в действие Налогового кодекса Российской Федерации правовое регулирование налоговых отношений пополнилось многими для России объектами, методами, механизмами, способами, принципами и т.д.
Необходимо признать, что теория налогового права не успевает за законодателем и практикой налогообложения. Отсюда остаются до сих пор недостаточно исследованными вопросы соотношения системы налогового законодательства и системы налогового права, не исследованы должным образом его предмет, метод, принципы и т.д.
Кодификация налогового законодательства ставит перед юридической наукой вопрос о месте налогового права в системе права России. Массив нормативных актов, отмечает Н.П. Кучерявенко, не является основным признаком отрасли права. Поэтому любое «количественное» развитие налогового законодательства с учетом изменения его качественных характеристик, вероятнее всего, к формированию подотрасли налогового права, При этом важно определить место налогового права как элемента финансового права[3].
Место налогового права в системе российского права относится к числу дискуссионных вопросов. Некоторые ученые рассматривают налоговое право с позиции формирующейся отраслевой самостоятельности налогового права. Например, Д.В. Винницкий считает, что «налоговое право выступает как юридически цельное, нерасторжимое правовое образование, отличающееся высоким уровнем организации, единством образующих его элементов — институтов, их объединений, составляющих структуры отрасли»[4].
Дискуссия о самостоятельном характере налогового права обусловлена принятием единого кодифицированного акта — Налогового кодекса РФ. Большинство же ученых сходятся во мнении, что налоговое право входит в систему финансового права.
Переход к рыночным формам хозяйствования, признание равенства всех форм собственности и, следовательно, возникшая необходимость законодательной модели сочетания частных и публичных интересов обусловили рост нормативных правовых актов, регулирующих налоговые механизмы. В результате активного развития налогового права оно стало характеризоваться по отношению к финансовому праву как его подотрасль.
Современное налоговое право как подотрасль финансового права и соответствующая сфера российского законодательства стремительно развивается, в результате чего конкретизируется предмет правового регулирования налоговых отношений, обновляются его внутренние институты. После вступления в действие Налогового кодекса РФ правовое регулирование налоговых отношений пополнилось многими для России объектами, методами, механизмами, способами, принципами и т.д.
Налоговое право — явление относительно новое для российского права, так как в дореволюционный период налоговые инструменты абсолютно не применялись в государственно-правовом развитии. Именно поэтому выявление особенностей предмета и метода налогового права, его правовой природы и отраслевой принадлежности представляет собой достаточно сложную, но в то же время актуальную задачу.
Все отрасли или подотрасли теория права традиционно различает по предмету правового регулирования. Предметом, в свою очередь, выступает круг общественных отношений, регулируемых нормами того или иного правового образования как первичного, так и вторичного уровней. На первичном уровне С.С. Алексеев выделяет отрасли права (профилирующие и специальные), правовые институты (субинституты) и их объединения — подотрасли. На другом уровне выделяются вторичные образования: комплексные отрасли права, комплексные и смешанные правовые институты, использующие несколько юридических режимов регулирования в их сочетании[5].
Предмет правового регулирования образует, как правило, отношения, характеризующиеся следующими признаками:
- устойчивостью и повторяемостью, что дает законодателю возможность с достаточной точностью фиксировать правоотношения субъектов;
- способностью к внешнему правовому контролю;
- нахождением в правовом поле, то есть под юрисдикцией права.
Для правильного понимания предмета налогового права, отмечает Петрова Г.В., необходимо учитывать ряд важных обстоятельств, совокупность которых определяет его реальное место в российской правовой системе и служебную роль в финансовом праве[6].
В области финансового права нет существенных разногласий среди ученых относительно понятия налогового права. Чаще всего ученые сходятся в определении налогового права «как совокупности правовых норм, регулирующих отношения и социальные связи, возникающие между теми или иными субъектами при установлении, введении и взимании налогов».
Некоторые авторы определяют налоговое право как основанную на собственных принципах подотрасль финансового права, нормы, которой регулируют отношения, складывающиеся в связи с организацией и осуществлением налоговых изъятий у физических лиц и организаций.
В процессе налоговой деятельности государства и местного самоуправления возникают отношения и общественные связи между частными и публичными субъектами, и по своему социальному, политическому и правовому содержанию они изначально конфликтны. Кроме того, это довольно специфическая сфера социальных связей в обществе. Обусловлена она экономическим и публичноправовым содержанием налогов как основного источника образования государственных финансов через изъятие в виде обязательных платежей части общественного продукта. Возникающие при этом отношения — налоговые отношения — и являются предметом правовой регламентации.
Однако налоговые отношения необходимы для жизнедеятельности государства и поэтому должны регулироваться правовыми нормами. И совершенно справедливо отмечает Кучерявенко Н.П., что «налоговое право не является раз и навсегда сложившимся феноменом — оно постоянно развивается, обновляется и совершенствуется адекватно происходящим в стране изменениям»[7].
Принципиальное значение для выявления круга общественных отношений, составляющих предмет налогового права, является ст. 2 Налогового кодекса Российской Федерации, которая не только перечисляет отношения, образующие предмет налогового права, но и определяет сферу действия законодательства о налогах и сборах. В названной статье содержатся два критерия для определения предмета налогового права: метод правового регулирования и объект правового воздействия с указанием основных групп регулируемых отношений.