Введение
1. Теоретические и мировоззренческие основания социологии Э. Дюркгейма
1.1 Биография Э. Дюркгейма
1.2 Социология Э. Дюркгейма
2. «Социологизм» Э. Дюркгейма как методология научного исследования общества
2.1 Содержание «Социологизма» Э. Дюркгейма
2.2 Идея социальной солидарности Э. Дюркгейма
Заключение
Список использованных источников
В истории социологии Э. Дюркгейм (1858-1917) представляет новую и важную главу в ее развитии. Это обусловлено тем, что он практически первым попытался теоретически обосновать и выделить специфический предмет научного изучения социологии – «социальную сферу». Им разработаны методология и методы социологических исследований. Этому, в частности, посвящена его работа «Правила социологического метода» (1895 г.), в русском переводе «Метод социологии» (1899 г.). Что позволило подвести под социологическую науку базу эмпирических исследований и акцентировать внимание на ее прикладной характер. Об этом говорит его фундаментальный труд «Самоубийство. Социологический этюд» (1897 г.), русский перевод осуществлен в 1912 г. С именем Дюркгейма связан также процесс институционализации социологии на европейском континенте, ее преподавание как самостоятельной учебной дисциплины. Наконец, отмечая роль Дюркгейма в развитии социологии, нельзя не сказать о нем как об основателе французской социологической школы, которая сконцентрировалась вокруг основанного Дюркгеймом журнала «Анналы социологии» (1898-1913-первая серия и вторая серия 1925-1927 гг.).
Степень изученности проблемы. В отечественной историко- социологической литературе к настоящему времени имеется не так много крупных монографических исследований, посвященных критическому анализу работ Э. Дюркгейма и его школы.
Также интерес представляют труды А.Б. Гофмана и его книга «Э. Дюркгейм в России. Рецепция дюркгеймовской социологии в российской о социальной мысли», посвященная восприятию работ Э. Дюркгейма российскими учеными. В частности, в ней приводится подробный анализ публикаций российских и советских ученых, так или иначе связанных с концепцией религии Э. Дюркгейма.
Ряд работ советского периода был посвящен идеологической критике концепции религии и в целом социологии Э. Дюркгейма, как вдохновителя «буржуазной социологии», в них рассматривается в основном влияние социологической концепции Э. Дюркгейма на развитие современной буржуазной социологии религии. Значительное место в этих работах отведено идеологическим проблемам.
Перечисленные задачи исследования обусловили его объект и предмет.
Объектом исследования является социологизм Эмиля Дюркгейма.
Предметом исследования стала социология Эмиля Дюркгейма как методология научного исследования.
Цель данного исследования состоит в изучении социологизма Дюркгейма как методологию научного исследования
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- изучить теоретические и мировоззренческие основания социологии Э. Дюркгейма, в том числе саму биографию Э. Дюркгейма;
- рассмотреть «Социологизм» Э. Дюркгейма как методологию научного исследования общества;
- проанализировать содержание «Социологизма» Э. Дюркгейма.
1. Теоретические и мировоззренческие основания социологии Э. Дюркгейма
1.1 Биография Э. Дюркгейма
Дюркгейм Эмиль (1858–1917) — французский мыслитель, один из создателей социологии как самостоятельной науки, основоположник профессиональной социологии.
Э.Дюркгейм родился в городе Эпинале в семье небогатого потомственного раввина. В детстве он тоже начал учиться на раввина, но после смерти отца отказался от религиозной стези. Первоначальное образование получил в колледже родного города, в 1879 поступил с третьей попытки в Высшую Нормальную школу в Париже, которую закончил в 1882.
В течение трех лет преподавал философию в провинциальных лицеях Франции. В 1885 он совершил поездку в Германию для дополнительного ознакомления с философией, социальными науками и этикой. По возвращении начал читать курс лекций по социальной науке и педагогике на филологическом факультете в университете Бордо.
В 1893 защитил докторскую диссертацию «О разделении общественного труда и в 1896 возглавил кафедру «социальной науки». Это была первая кафедра и первый учебный курс по социологии не только во Франции, но и во всем мире. Работая в университете Бордо, Э.Дюркгейм публикует две свои самые знаменитые работы: Правила социологического метода (1895) и Самоубийство (1897).
В 1898–1913 он руководил изданием «Социологического ежегодника» - первого в мире специализированного научного журнала по социологии. Сотрудники этого журнала образовали научное сообщество «Французская социологическая школа», которое играло значительную роль во французской социологии даже после смерти своего основателя.
В 1902, получив звание профессора, Дюркгейм перешел в Сорбонну, где возглавил кафедру «науки о воспитании» (с 1913 переименована в кафедру «науки о воспитании и социологии»). Обладая хорошими ораторскими способностями, Э.Дюркгейм как преподаватель пользовался заслуженным успехом. В этот же период вышла его последняя крупная работа, Элементарные формы религиозной жизни (1912).
Дюркгейм разработал четкую концепцию предмета социологии. По его мнению, социология должна изучать социальную действительность, которая обладает специфическими качествами. Общество возникает при взаимодействии отдельных индивидов, но после своего возникновения оно живет по своим собственным законам, которые влияют на поведение людей. Элементами этой действительности выступают социальные факты, которые существуют независимо от индивидов и доминируют над ними, то есть оказывают на них принудительное воздействие. Например, с самого рождения люди сталкиваются с определенными законами, изменить которые они не могут, а при нарушении этих законов человек чувствует неодобрение окружающих его людей. Дюркгейм различал материальные социальные факты (закон, бюрократия) и нематериальные (культура, социальные институты).