Введение
1. Психологический эволюционизм
1.1 Инстинктивизм
1.2 История становления психологического направления в отечественной социологии
2. Психологический эволюционизм Л. Уорда
2.1 Биография Л.Ф. Уорда
2.2 Лестер Франк Уорд - «от генезиса к телезису»
Заключение
Список используемых источников
Степень научной разработанности проблемы. В исследовании данного вопроса были использованы труды таких авторов как: Дюркгейм Э., Гиддингс Ф.Г., Зборовский Г.Е. и др.
Психологоческое начало общественных процессов изначально планировало только дополнить эволюционистскую школу исследованием психологических элементов развития и функционирования общества. Следом за Спенсером представители «психологического эволюционизма» Лестер Франк Уорд и Франклин Генри Гиддингс рассматривали формирование общества как элемент космической эволюции, всякая последующая ступень которой накопляет достижения предшествующей. Психоэволюционисты видели в усложнении форм социальной жизни итог развития осознанного начала, т. е. рационального управления общественными процессами.
Уорд формирует взгляд, согласно которому основной общественной силой представлены желания, в частности голод и жажда, а так же сексуальные потребности. На основе первичных желаний формируются интеллектуальные, моральные и эстетические.
Английский социалист-фабианец Грэм Уоллас распространяет психологический анализ на сферу политики.
Австрийский психиатр Зигмунд Фрейд полагает универсальной детерминантой человеческого поведения сексуальное желание. После первой мировой войны, он заявляет уже о борьбе двух начал человеческой психики – Эроса как инстинкта существования и Танатоса как неосознанного влечения к смерти.
Объект работы – Психологическое направление в социологии.
Предмет работы - «Генезис» и «телезис» в работах Л. Уорда.
Цель работы - Целью данной работы является раскрытие учения о генезисе и телезисе в работах Л. Уорда, отталкиваясь с установленной цели, были поставлены следующие задачи исследования:
- Проанализировать психологический эволюционизм в ранней американской социологии;
- Изучить историю развития психологического течения в отечественной социологии;
- Рассмотреть «от генезиса к телезису» Лестер Франк Уорда
Гипотеза исследования – социология плотно пересекается с психологией.
Теоретическую основу работы составили научные работы, статьи и публикации, приуроченные данному вопросу. Из числа использованных
источников можно особенно отметить работы Кукушкиной Е.И., Уорда Л. Ф., Бурового М.
1 Психологический эволюционизм
Психологическое толкование общественных процессов не требовало незамедлительного разрыва с идеями биолого-эволюционной школы. Поначалу речь шла лишь о том, чтобы «дополнить» эволюционистскую схему исследованием психологических элементов формирования и функционирования общества. Притом сами эти механизмы трактовались крайне свободно и расплывчато. Следом за Спенсером представители
«психологического эволюционизма» американские социологи Лестер Франк Уорд (1841-1913) и Франклин Генри Гиддингс (1855-1931) рассматривали формирование общества как элемент космической эволюции, всякая последующая ступень которой накопляет достижения предшествующей. Тем не менее, если приверженцы биологического направления считали общественную эволюцию непосредственным продолжением и частью органической и подчеркивали в ней черты автоматизма, то психоэволюционисты видели в усложнении форм социальной жизни итог формирования осознанного начала, выставляя, в противоположность спенсеровскому laissez-faire, лозунг «направленной эволюции», т.е. рационального управления общественными процессами.
Лестер Франк Уорд - выходец из небогатой семьи, участник гражданской войны в Америке, был по специальности геологом и палеоботаником; к социологии он обратился уже в зрелые годы. Его основные труды: «Динамическая социология» (1883; рус. пер. 1891), «Психические факторы цивилизации» (1893; рус. пер. 1897), «Очерки социологии» (1898; рус. пер. 1901), «Чистая социология» (1903), «Прикладная социология» (1906) и «Учебник социологии» в соавторстве с Джеймсом Куэйлом Дили (1905). В 1906 г. он был избран первым президентом Американского социологического общества. Воззрения Уорда были не особо оригинальны. Он полагал, что применительно к человечеству спенсеровский принцип космической эволюции обязан быть дополнен ценностной идеей прогресса. Социальные институты - итог формирования скорее психических, нежели витальных сил. «Социальные силы это те же психические силы, функционирующие в коллективном состоянии человека». Отсюда следует, что основой социологии обязана быть не биология, как у Спенсера, а психология. Социогения - высшая ступень эволюционной лестницы, синтез абсолютно всех природных сил, сформировавшихся в процессе космо, био- и антропогенеза. Качественное различие данной новой, общественной действительности состоит в наличии чувства и цели, которых не было в действиях слепых природных сил. Эти новые факторы со временем преобразуют генетические, не имеющие цели природные процессы в телические (от слова tele - цель), либо, что то же самое, в общественные процессы, обладающие формой целевого действия человека.