Курсовая работа|Социология

Курсовая Факторы и механизмы социальной эволюции в учении Г.Спенсера

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: Marivanna

Год: 2018 | Страниц: 37

Введение

1. Теоретические основы социологии Г. Спенсера

1.1 Условия и источники  формирования социологических взглядов Г.Спенсера

1.2 Эволюционная социология Г.Спенсера и анализ ее основных положений

1.3 Теория социальных институтов Г.Спенсера как формы самоорганизации общества

2. Факторы и механизмы социальной эволюции Г.Спенсера

2.1 Факторы социальной эволюции Г. Спенсера

2.2 Механизмы социальной эволюции Г. Спенсера

Заключение

Литература

В этой связи в богатейшем арсенале мировой социологической мысли актуализируются идеи социального эволюционизма. Известно, что всестороннюю научную разработку и систематизацию эти идеи получили в трудах выдающегося английского социолога Г.Спенсера (1820 – 1903), анализ органической природы для которого явился одной из методологических основ исследования общества и его процессов. Эти два начала: описание структуры общества как особого организма и идеи эволюции – определили тот факт, что Спенсер считается основоположником двух направлений в социологии: органицизма и эволюционизма, а термины, введенные им в социологию, являются основополагающими и для современной социологии. Эволюционная теория социума Герберта Спенсера – одна из популярнейших теорий в XIX века.

Степень научной разработанности. Идеи Спенсера получили широкий резонанс, как за рубежом, так и в дореволюционной России. Современники Спенсера на Западе высоко оценили его творчество (Р. Вормс, А. Кетле, А. Фурье, А. Шеффле, А. Эспинас), в России XIX века он так же нашёл своих сторонников (П.Ф. Лилиенфельд, А.И. Стронин). И те, и другие восторженно отзывались об его эволюционной теории, органической модели строения, функционирования и развития общества. Даже мыслители, не разделявшие идеи британского социолога, признавали его незаурядный ум, огромную эрудицию, широкий кругозор, мастерство исследователя аналитика и научные заслуги. Так, Р.Ю. Виппер, Н.И. Кареев, М.М. Ковалевский, Н.К. Михайловский видели в творчестве Спенсера позитивные черты в том, что он обосновал сравнительно-исторический метод в социологии, предложил универсальную идею всемирной эволюции.

В советской философской и социологической литературе с началом перестройки в значительно возросло число публикаций по истории зарубежной социологии. Большой вклад в ее разработку внесли: Н.Ф. Болдырев, И.А. Голосенко, Ю.Н. Давыдов, А.Н. Елсуков, В.Н. Лавриенко, Г.В. Осипов и другие.

Необходимо отметить, что названные авторы не ставили себе целью всестороннее, концептуальное исследование социально-политических взглядов британского социолога Г.Спенсера. Вне анализа остаются пока многие из аспектов его весьма обширного творческого наследия. Все это дает основания полагать, что требуется дальнейшее исследование конструктивных идей.

Объектом исследования выступают факторы и механизмы социальной эволюции в учении Г. Спенсера.

Предметом исследования является социальная эволюция в учении Г. Спенсера.

Целью курсовой работы является изучение факторов и механизмов социальной эволюции в учении Г. Спенсера.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

  • изучить формирование социологических взглядов Г. Спенсера, а также условия и источники формирования его социологических взглядов;
  • рассмотреть эволюционную социологию Г.Спенсера и анализ ее основных положений, проанализировать теорию социальных институтов Г.Спенсера как формы самоорганизации общества;
  • подвергнуть анализу факторы и механизмы социальной эволюции Г.Спенсера.

 

1.  Теоретические основы социологии Г. Спенсера

1.1.  Условия и источники формирования социологических взглядов Г.Спенсера

Английский философ и социолог Герберт Спенсер родился 27 апреля 1820 года в Дерби. Был учителем, железнодорожным служащим, журналистом (помощником редактора в журнале «Экономист»). Был близко знаком с Дж. Элиот, Дж. Льюисом, Т.Гексли, Дж. С. Миллем и Дж. Тиндалем, в последние годы жизни с Б. Вебб. Во время нескольких поездок во Францию встречался с О. Контом.

В 1853 году, получив наследство, смог полностью посвятить себя занятиям философией и наукой. Большую часть жизни провел как «кабинетный ученый». Самостоятельно достиг высшего технического образования, смог подняться до уровня ученого-энциклопедиста.

Основные сочинения, вышедшие из-под его пера: «Основания психологии» (1872); «Основания социологии» в 3 т. (1876—1896);

«Основания этики» (1893); «Социология как предмет изучения» (1903) и др.

Отсутствие систематического образования и нежелание изучать труды предшественников привели к тому, что Спенсер черпал знания из тех источников, с которыми ему случилось познакомиться.

На его становление как ученого и мыслителя оказали влияние представители разных областей науки. Так его взгляды сформировались под влиянием идей английского правоведа и философа-моралиста Дж. Бентама английского экономиста А. Смита, демографа и экономиста Р.Мальтуса и французского ученого-естествоиспытателя Ж-Б. Ламарка. После издания работ Ч. Дарвина, Г. Спенсер активно поддержал и эти идеи.

Причина, по которой в том списке отсутствуют имена немецких ученых, самая простая и банальная – Г.Спенсер не знал немецкого языка. В течение первой четверти XIX века немецкая классическая философия (Канта, Гегеля, Фихте, Шеллинга и др.) оставалась совершенно неизвестной Англии.

Лишь с конца 20-х годов англичане начинают знакомиться с ее идеями по сочинениям Уэвеля и Гамильтона. Позднее Спенсер познакомился с Шеллингом через посредство Кольриджа и с Кантом по переводам и через посредство Льюиса. Вследствие этого, то влияние, которое на него оказала немецкая философия, было не непосредственным.

  1. Андреев Ю.П., Коржевская Н.М., Костина Н.Б. Социальные институты: содержание, функции, структура. – Свердловск, 2013 – 188 с.
  2. Батыгин Г.С. История социологии. – М., 2014 – 136 с.
  3. Бачинин В.    А.,  Сандулов Ю.А. История западной социологии: Учебник. – СПб., 2013 – 220 с.
  4. Бачин В.А.,Сандулов Ю.А. История западной социологии. – СПб., 2016 – С.197
  1. Голод С.И. Семья и брак: Историко-социологический анализ. – Спб., 2014 – с. 201
  2. Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. «Западная социология», СПб., 2015 – 167 с.
  3. Грязнов Б.С. Эволюционизм Г.Спенсера и проблемы развития науки. – В кн.: Позитивизм и наука: Критический очерк. – М., 2016 – с. 120
  4. Добреньков В.И., Кравченко    А.И. Социология. В  3   т.  –  Т. Социальные институты и процессы. – М., 2014
  5. Елсуков А.Н. История социологии. – Минск, 2013 – с. 236
  6. Зборовский Г.Е. История социологии: Учебник. – М.: Гардарики, 2014.
  7. История социологии: В 3 кн.: Учебник / Под ред. проф. В.И. Добренькова. Кн. 1: История социологии (XIX - первая половина XX в.). – М., 2014
  8. История социологии в Западной Европе и США. Учебник для вузов / Под ред. академика Г. В. Осипова. – М., 2015 – с. 220
  9. Конт О. Дух позитивной философии / Огюст Конт. - СПб., 1910, гл.1, ч.1.
  10. Осипов Г.В., Кравченко А.И. Институциональная социология. // Современная западная социология. Словарь. – М., 2015 – с. 237
  11. Прилепко Е.М. Социальный институт. // Социологический словарь. Минск, 2014 – с. 232
  12. Ранский С.П. Социология Н.К. Михайловского. СПб., 2015 - 164 с.
  13. Седов Л.А. Институт социальный. // Современная западная социология. – М., 2014
  1. Социология: Курс лекций для студентов всех направлений и специальностей / Под ред. В.А. Михайлова. – Ульяновск: УлГТУ, 2014
  2. Социология организаций: Словарь-справочник. – М., 2015
  3. Сен-Симон. Рассуждения литературные, философские и промышленные // Избр. сочинения. М. Л., 2013. Т. И. — 585 с.
  4. Сидорина Н.К. Герберт Спенсер и современная буржуазная педагогика // Сб. науч. тр. / Моск. гос. пед. ин-т иностр. яз. им. М. Тореза. - М., 2014. - вып. 156.- 135 с.
  1. Соременная палентология: Методы. Направления. Проблемы. Практ. Прик.: Справочное пособие. М., 2016. Т. 1. 539 с.
  2. Социальная философия: Учеб пособие для вузов / В.Н. Лавриенко, В.П. Ратников, В.Ю. Дорошенко и др.; Под ред. Проф. В. Н. Лавриенко. -М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2015. 238 с.
  3. Социология: Учеб. для студентов вузов / Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н. и др. 2-е изд. - М.: Гардарики, 2013. - 510 с.
  4. Социология : Хрестоматия. Учеб. пособие / Удм. гос. ун-т. Ин-т человека; Сост., авт. введ. и заключения Разин P.A. Ижевск: Изд-во Удм. ун- та, 2015. - 402 е., схем
  5. Спенсер Г. Принципы биологии / Герберт Спенсер. - СПб., 1864, т.1, ч.3, гл. 12, §164.
  6. Спенсер Г. Основания социологии: тексты по истории социологии XIX-XX вв.: хрестоматия / под ред. В.И.Добреньков, Л.П. Беленкова. - Москва: Наука,1994 - 383с., гл.4
  7. Спенсер Г. Основные начала / Герберт Спенсер. - СПб, 1897.
  8. Спенсер Г. Основание социологии / Герберт Спенсер г. I.
  9. Спенсер Г. Развитие политических учреждений / Герберт Спенсер. - СПб, 1882.

Всего 34 источника литературы

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Социология
2016 год 44 стр.
Курсовая Многодетная семья в аспекте благотворительности
diplomstud
Курсовая работа Социология
2010 год 35 стр.
Курсовая работа на тему: «Социальное обслуживание»
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское