Введение
1. Теоретические основы социологии Г. Спенсера
1.1 Условия и источники формирования социологических взглядов Г.Спенсера
1.2 Эволюционная социология Г.Спенсера и анализ ее основных положений
1.3 Теория социальных институтов Г.Спенсера как формы самоорганизации общества
2. Факторы и механизмы социальной эволюции Г.Спенсера
2.1 Факторы социальной эволюции Г. Спенсера
2.2 Механизмы социальной эволюции Г. Спенсера
Заключение
Литература
В этой связи в богатейшем арсенале мировой социологической мысли актуализируются идеи социального эволюционизма. Известно, что всестороннюю научную разработку и систематизацию эти идеи получили в трудах выдающегося английского социолога Г.Спенсера (1820 – 1903), анализ органической природы для которого явился одной из методологических основ исследования общества и его процессов. Эти два начала: описание структуры общества как особого организма и идеи эволюции – определили тот факт, что Спенсер считается основоположником двух направлений в социологии: органицизма и эволюционизма, а термины, введенные им в социологию, являются основополагающими и для современной социологии. Эволюционная теория социума Герберта Спенсера – одна из популярнейших теорий в XIX века.
Степень научной разработанности. Идеи Спенсера получили широкий резонанс, как за рубежом, так и в дореволюционной России. Современники Спенсера на Западе высоко оценили его творчество (Р. Вормс, А. Кетле, А. Фурье, А. Шеффле, А. Эспинас), в России XIX века он так же нашёл своих сторонников (П.Ф. Лилиенфельд, А.И. Стронин). И те, и другие восторженно отзывались об его эволюционной теории, органической модели строения, функционирования и развития общества. Даже мыслители, не разделявшие идеи британского социолога, признавали его незаурядный ум, огромную эрудицию, широкий кругозор, мастерство исследователя аналитика и научные заслуги. Так, Р.Ю. Виппер, Н.И. Кареев, М.М. Ковалевский, Н.К. Михайловский видели в творчестве Спенсера позитивные черты в том, что он обосновал сравнительно-исторический метод в социологии, предложил универсальную идею всемирной эволюции.
В советской философской и социологической литературе с началом перестройки в значительно возросло число публикаций по истории зарубежной социологии. Большой вклад в ее разработку внесли: Н.Ф. Болдырев, И.А. Голосенко, Ю.Н. Давыдов, А.Н. Елсуков, В.Н. Лавриенко, Г.В. Осипов и другие.
Необходимо отметить, что названные авторы не ставили себе целью всестороннее, концептуальное исследование социально-политических взглядов британского социолога Г.Спенсера. Вне анализа остаются пока многие из аспектов его весьма обширного творческого наследия. Все это дает основания полагать, что требуется дальнейшее исследование конструктивных идей.
Объектом исследования выступают факторы и механизмы социальной эволюции в учении Г. Спенсера.
Предметом исследования является социальная эволюция в учении Г. Спенсера.
Целью курсовой работы является изучение факторов и механизмов социальной эволюции в учении Г. Спенсера.
Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:
- изучить формирование социологических взглядов Г. Спенсера, а также условия и источники формирования его социологических взглядов;
- рассмотреть эволюционную социологию Г.Спенсера и анализ ее основных положений, проанализировать теорию социальных институтов Г.Спенсера как формы самоорганизации общества;
- подвергнуть анализу факторы и механизмы социальной эволюции Г.Спенсера.
1. Теоретические основы социологии Г. Спенсера
1.1. Условия и источники формирования социологических взглядов Г.Спенсера
Английский философ и социолог Герберт Спенсер родился 27 апреля 1820 года в Дерби. Был учителем, железнодорожным служащим, журналистом (помощником редактора в журнале «Экономист»). Был близко знаком с Дж. Элиот, Дж. Льюисом, Т.Гексли, Дж. С. Миллем и Дж. Тиндалем, в последние годы жизни с Б. Вебб. Во время нескольких поездок во Францию встречался с О. Контом.
В 1853 году, получив наследство, смог полностью посвятить себя занятиям философией и наукой. Большую часть жизни провел как «кабинетный ученый». Самостоятельно достиг высшего технического образования, смог подняться до уровня ученого-энциклопедиста.
Основные сочинения, вышедшие из-под его пера: «Основания психологии» (1872); «Основания социологии» в 3 т. (1876—1896);
«Основания этики» (1893); «Социология как предмет изучения» (1903) и др.
Отсутствие систематического образования и нежелание изучать труды предшественников привели к тому, что Спенсер черпал знания из тех источников, с которыми ему случилось познакомиться.
На его становление как ученого и мыслителя оказали влияние представители разных областей науки. Так его взгляды сформировались под влиянием идей английского правоведа и философа-моралиста Дж. Бентама английского экономиста А. Смита, демографа и экономиста Р.Мальтуса и французского ученого-естествоиспытателя Ж-Б. Ламарка. После издания работ Ч. Дарвина, Г. Спенсер активно поддержал и эти идеи.
Причина, по которой в том списке отсутствуют имена немецких ученых, самая простая и банальная – Г.Спенсер не знал немецкого языка. В течение первой четверти XIX века немецкая классическая философия (Канта, Гегеля, Фихте, Шеллинга и др.) оставалась совершенно неизвестной Англии.
Лишь с конца 20-х годов англичане начинают знакомиться с ее идеями по сочинениям Уэвеля и Гамильтона. Позднее Спенсер познакомился с Шеллингом через посредство Кольриджа и с Кантом по переводам и через посредство Льюиса. Вследствие этого, то влияние, которое на него оказала немецкая философия, было не непосредственным.