Курсовая работа|Социология

Проблема неискренности респондентов и методы ее решения

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: Marivanna

Год: 2019 | Страниц: 40

Цена: 1 200
Купить работу

Введение

1 Неискренность ответов респондентов в социологическом исследовании: типы и методы решения проблемы

1.1 Особенности и типы неискренних ответов респондентов в социологическом исследовании…

1.2 Методы решения проблемы неискренности ответов респондентов в социологическом исследовании

2 Решение проблемы неискренности респондентов на основании использования метода «шкалы лжи»: на примере субъективности студентов в образовательном процессе

2.1 Методология социологического исследования субъективности студентов в образовательном процессе

2.2 Оценка неискренности респондентов на основании метода «шкалы лжи» в социологическом исследовании субъективности студентов в образовательном процессе

Заключение

Список использованных источников

Приложение А Программа социологического исследования

Приложение Б Анкета «Субъективность учащихся в образовательном процессе» (по Т.В. Терехиной, Н.А. Разиной, М.И. Лукьяновой)

Актуальность проблемы неискренности ответов респондентов в социологических исследованиях во многом определяется возрастанием общей тенденции к снижению уровня честности людей в межличностных контактах и социологических опросах, усилением нормативной поддержки лжи в современном обществе в эпоху социальных трансформаций, происходящих в России. Сегодня обман и ложь все чаще воспринимаются как нормальные и обыденные явления, а честность не входит в систему ценных нравственных качеств личности.

С другой стороной, распространение проблемы неискренности определяется изменением в тематике проведения социологических исследований и усилением степени деликатности и остроты вопросов, обсуждаемых с респондентами (например, наркомания, алкоголизм, физическое и ментальное здоровье и т.д.). Вопросы на таки темы могут вызывать неконтролируемые смещения в итоговых результатах, а вероятность ошибок сообщения при опросе на сенситивные темы, связанные с сознательной или неосознаваемой неискренностью респондентов, многократно увеличивается.

В этой связи, для получения надежной информации в социологическом исследовании, важно решение и предотвращение неискренности ответов респондентов, стимулирование к точным и честным ответам. Для этого в исследовательской практике используются различные методы, имеющие свои особенности применения в различных исследовательских ситуациях. Таким образом, актуальным является определение содержания проблемы неискренности респондентов и методов ее решения.

Степень научной разработанности. В современной научной мысли проблема изучения и оценки неискренности респондентов в социологических исследованиях находится только на стадии становления. В период 1970-1992 гг. была издана лишь одна общая работа А.А. Давыдовым и Е.В. Давыдова [1], которые определяли потребность и особенности диагностики искренности респондентов в отечественной социологической науке.

Недооценка проблемы неискренности респондентов в социологических исследованиях, слабая разработанность в отечественной и зарубежной литературе, негативно сказываются и а массовой исследовательской практике. Диагностика лжи и неискренности ответов в конкретных исследованиях практически не проводится. Также обычно не предпринимается оценка уровня искренности ответов респондентов по отдельным вопросам, анкетам, информационным массивам при обработке вопросов. В результате, анализу и интерпретации данных подвергаются анкеты, содержащие в себе недостоверную информацию, что оказывает влияние на результаты всей работы.

Объект курсовой работы – неискренность респондентов в социологическом исследовании.

Предмет курсовой работы – причины неискренности респондентов в социологическом исследовании.

Цель курсовой работы – определить причины неискренности респондентов в социологическом исследовании.

Задачи:

- рассмотреть особенности и типы неискренних ответов респондентов в социологическом исследовании;

- охарактеризовать методы решения проблемы неискренности ответов респондентов в социологическом исследовании;

- определить методологию социологического исследования субъективности студентов в образовательном процессе;

- исследовать оценку неискренности респондентов на основании метода «шкалы лжи» в социологическом исследовании субъективности студентов в образовательном процессе.

Гипотеза исследования. Причины неискренности респондентов в социологическом исследовании определяются, как правило, стремлением к социальному одобрению респондента, намеренным искажением ответов, т.е. конформностью, негативизмом, проявляющимся в выражении отрицательных установок, а также желанием упростить ответы, выбирая наиболее легкие – регрессией поведения.

 

1 Неискренность ответов респондентов в социологическом исследовании: типы и методы решения проблемы

1.1 Особенности и типы неискренних ответов респондентов в социологическом исследовании

Для социологических исследований при получении достоверных и надежных результатов социологического исследования важно снижение количества неискренних ответов респондентов.

В целом, под искренностью понимается характеристика коммуникативного процесса и его продуктов – речевых сообщений, возникающих и передающихся при непосредственном взаимодействии сторон общения. Н.Д. Арутюнова отмечает, что искренность всегда требует присутствия «другого». Если речь никому не адресуется, не имеет свидетелей, о ней нельзя говорить в терминах искренности.

Также Н.Д. Арутюнова пишет о том, что понятия «искренности» и «неискренности» зачастую используются в характеристике чувств, веры или заблуждения. Однако их референтами могут выступать не только какие-либо эмоции, но и оценки, мнения, суждения, представления, взгляды и т.д. Искренними или неискренними могут быть взгляды, убеждения, мотивы поступков или намерений, стремления к каким-либо целям.

В свою очередь, с точки зрения социологической науки, термины «искренности» и «неискренности раскрываются с помощью парных оппозиционных категорий «правды» и «лжи». Так, искренними считаются ответы, которые соответствуют критериям правдивости, тогда как неискренними – те сообщения, которые содержит ложные, искаженные сведения по изучаемому вопросу.

Важно отметить, что в социологической науке, в отличие от межличностного общения, значениями искренности-неискренности ответов могут выступать не только правда и ложь, как полюсовые понятия, но и содержать в себе целый ряд других, промежуточных явлений. Одним из таких распространенных явлений выступает полуправда.

Полуправда в теории социальных коммуникаций представляется как сообщение или группа сообщений, в которые по каким-либо причинам отсутствуют некоторые важные для реципиента элементы информации, в связи с чем у принимающего эту информацию может возникать ошибочное представление об отражаемом объекте. В некоторых случаях выделяют ее три основные разновидности – обман, «честная полуправда» и «доброкачественная полуправда», которые отчаются в соответствии с причинами и факторами возникновения пробелов в коммуникативном сообщении, а также в связи с незнанием общающимися самого факта неполноты или недостоверности передаваемых и получаемых сообщений.

Обман можно представить как распространение информации, в основании которой может находиться ряд подлинных фактов, но содержащей в себе явные пробелы, выдаваемые за полную и доброкачественную информацию с целью дезориентации принимающей стороны. Обман рассматривается как полуправда, провоцирующая принимающего ее человека на ошибочные выводы из достоверной информации.

«Честная полуправда» возникает в ситуации, когда передающий информацию человек сознательно скрывает, не сообщает некоторые известные ему достоверные сведения, и одновременно признает частичность и неполноту передаваемого сообщения. Фактически, данный вид полуправды представляет собой способ дозирования информации с помощью утаивания ее части без искажения и изложения ложных сведений.

  1. Давыдов А.А., Давыдова Е.В. Измерение искренности респондента. М.: Ин-т социологии РАН, 1992. 21 с.
  2. Бинсок Д., Катания Дж.А. Понимание респондентами слов, используемых при изучении сексуальных установок [Электронный ресурс] // The Public Opinion Quarterly. URL: https://www.jstor.org/stable/2749622?seq=1 (дата обращения 02.01.2020).
  3. Маккай Т. Измерение социальных показателей в опросах общественного мнения: метод повышения точности по деликатным вопросам [Электронный ресурс] // Social Indicators Research. URL: https://link.springer.com/article/10.1007/BF00300560 (дата обращения 02.01.2020).
  4. Грушин Б.А. Мнения о мире и мир мнений [Электронный ресурс] // ВЦИОМ. URL: https://wciom.ru/nauka_i_obrazovanie/izdanija_publikacii/ knigi/knigi_avtorov_vciom_i_rossijskih_uchenyh/mneniya_o_mire_i_mir_mnenij_b_a_grushin/ (дата обращения 02.01.2020).
  5. Докторов Б.З. О надежности измерения в социологическом исследовании [Электронный ресурс] // Институт социологии Федерального научно-исследовательского социологического центра Российской академии наук. URL: https://www.isras.ru/publ.html?id=6429 (дата обращения 02.01.2020).
  6. Аверьянов Л.Я. Социология: Искусство задавать вопросы [Электронный ресурс] // Библиотека Pedlib. URL: http://pedlib.ru/ Books/5/0154/index.shtml (дата обращения 02.01.2020).
  7. Белановский С.А. Свободное интервью как метод социологического исследования [Электронный ресурс] // Социология: 4М. URL: http://ecsocman.hse.ru/data/2012/03/14/1216860810/Belanovskiy.pdf (дата обращения 02.01.2020).
  8. Журавлев В.Ф. Анализ коммуникаций в качественном интервью [Электронный ресурс] // Социология: 4М. URL: https://www.jour.isras.ru/ index.php/soc4m/article/view/3877 (дата обращения 02.01.2020).
  9. Терновая И.А., Терновая Е.И. Искренность курсантов военного вуза в опросах // Russian Journal of Education and Psychology. 2018. № 9. С. 97-110.
  10. Алашеев С.Ю. Недостоверность ответов респондентов в вопросах о доходах // Социологический журнал. 2015. № 3. С. 29-44.

Всего 21 источник литературы

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Социология
2016 год 44 стр.
Курсовая Многодетная семья в аспекте благотворительности
diplomstud
Курсовая работа Социология
2010 год 35 стр.
Курсовая работа на тему: «Социальное обслуживание»
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское