Введение
1 Основные понятия и методы формирования выборки в качественном социологическом исследовании
1.1 Сущностные черты выборки в качественном социологическом исследовании
1.2 Методы формирования выборки в качественном социологическом исследовании
2 Проблематика формирования выборки в качественном социологическом исследовании
2.1 Проблемы формирования выборки в качественном исследовании
2.2 Вторичный анализ качественного социологического исследования, проведённого с помощью метода фокус-группы
Заключение
Список использованных источников
Приложение А Программа социологического исследования
Приложение Б Темы для обсуждения в фокус-группах
Вопрос об отборе единиц наблюдения в методологии социальной науки является одной из ключевых теоретических проблем, одним из аспектов критики качественной методологии представителями количественной социологии.
При проведении выборки в качественных исследованиях возникают проблемы в строгом определении критериев достаточности и корректности отбора респондентов или материалов, которые собираются в ходе работы.
Тем самым, ряд сложных и противоречивых вопросов, связанных с процедурой применения выборки в качественном исследовании как в теоретической, так и в практической части, нуждаются в специальном изучении.
Степень научной разработанности. Среди зарубежных ученых, исследовавших данную тему выделяют А. Киэра [1], А. Боули [2] и К. Пирсона [3]. В их работах была впервые обоснована применимость выборочного метода для изучения случайно распределенных признаков.
Д. де Пауло в своей работе проблематизировал вопрос об объеме выборки в качественном исследовании. При определении размера выборки им было обозначено, что в качественных исследованиях увеличение выборочной совокупности может уменьшить вероятность существования невысказанных мнений респондентов.
Обобщая научные подходы к изучению выборки в качественном социологическом исследовании, можно сказать, что данная тема имеет достаточную научную разработанность и представляется наиболее актуальной и интересной.
Объектом курсовой работы является выборка в качественном социологическом исследовании.
Предметом курсовой работы являются методы формирования выборки в качественном социологическом исследовании.
Цель курсовой работы - охарактеризовать методы формирования выборки в качественном социологическом исследовании.
Для реализации цели исследования были поставлены следующие задачи:
- определить сущностные черты выборки в качественном социологическом исследовании;
- рассмотреть методы формирования выборки в качественном социологическом исследовании;
- изучить проблемы формирования выборки в качественном исследовании;
Гипотеза исследования. Каждому виду качественного социологического исследования свойственен определенный тип формирования выборки.
1 Основные понятия и методы формирования выборки в качественном социологическом исследовании
1.1 Сущностные черты выборки в качественном социологическом исследовании
Социологическими исследованиями, проводимыми в стране, изучаются самые различные социальные процессы, самые разнообразные стороны жизни общества. Эти исследования отличаются друг от друга не только по своей проблематике, но и по методу сбора первичной социологической информации, по методу отбора единиц исследования.
При эмпирических исследованиях часто невозможно, да и не нужно охватывать всю совокупность объектов, о которых должны быть сделаны исследовательские выводы и высказывания. В этих случаях исследователь производит отбор объектов - определяет выборку. Выборка должна иметь такой характер, который делал бы возможным перенесение ее результатов и выводов на всю генеральную совокупность. В этом и состоит постановка вопроса о сущности выборочного метода
Для того, чтобы детально рассмотреть данную тему, следует начать с определения к понятию «выборка».
Выборка (выборочный метод) основывается на законе больших чисел. Сущность выборки заключается в построении математической модели, которая применяется на практике при определенных условиях. Она предполагает, что подвержены наблюдению и опросу только часть людей (выборочная совокупность), а не все люди, имеющие отношение к предмету исследования (генеральная совокупность).
Выделяют две характеристики выборки: качественная и количественная. Качественная характеристика выборки направлена на то, кого именно выбирает исследователь и какие способы построения выборки он для этого использует. Количественная характеристика выборки определяет сколько случаев выбирает исследователь, или же, иначе говоря, определяет объем выборки.
Также существует такое понятие как репрезентативность выборки. Репрезентативность выборки - это ее свойство точно отражать исследуемые характеристики генеральной совокупности.
Репрезентативность выборки можно определить только эмпирически:
- сравнивая социально-демографические параметры выборки и генеральной совокупности;
- сравнением с результатами повторного опроса;
- измерением репрезентативности результатов массового опроса методом анализа повторных подвыборок.
Далее для того, чтобы изучить выборку в качественном исследовании следует для начала дать определение понятию «Качественное социологическое исследование».
Качественное социологическое исследование - это микросоциологическое исследование, направленное на получение глубинной информации с помощью специальной техники. Качественное исследование позволяет получить информацию о мотивах поведения людей, их установках.
Качественное исследование проводится прежде всего для изучения индивидуального аспекта социальной практики - реального опыта жизни конкретных людей в конкретных обстоятельствах.