Важно также отметить, что, как и в других типах интервьюирования, одной из важнейших задач для исследователя является получение исчерпывающих и достоверных ответов от респондентов. Во многом это определяется спецификой телефонного интервью, в котором коммуникация имеет опосредованную форму, и интервьюеру сложнее установить контакт с респондентом, чем в ситуации личного интервью. Отношение респондента к методу опроса является важнейшим аспектом обеспечения качества и достоверности социологических данных. От того, как респондентом воспринимается телефонное интервью, оценивается общение с интервьюером, зависит уровень готовности респондента давать полные и искренние ответы по изучаемой проблеме.
В этой связи, интервьюер в телефонном опросе должен понимать, как можно наиболее быстро войти в контакт с респондентом и получить достоверные ответы для достижения поставленной цели исследования, что, таким образом, определяет актуальность изучения проблем получения достоверных ответов в телефонном интервью в современной социологической практике.
Степень научной разработанности. Использование метода телефонного интервью в социологической практике в настоящее время является одним из наиболее быстрых и относительно дешевых способов получения информации. Также использование данного метода актуально не только для социологии, но и в сфере маркетинговых исследований, что определяет междисциплинарный характер изучаемой проблемы.
Общенациональные телефонные опросы начали проводиться еще 1970-х гг. в США, когда телефонизация домохозяйств уже обеспечивала достаточный уровень охвата населения в стране. В этот период важное значение имеет работа Р. Гроувза и Р. Кана, которые обосновали эффективность телефонного опроса в получении эмпирической информации с помощью телефонное интервью, и выделили ряд преимуществ использования данного опросного метода.
Объект курсовой работы – достоверность ответов в телефонном интервью.
Предмет курсовой работы – проблемы получения достоверных ответов в телефонном интервью.
Цель курсовой работы – определить проблемы получения достоверных ответов в телефонном интервью.
Задачи:
- рассмотреть понятие и сущность метода телефонного интервью в социологическом исследовании;
- выделить способы и приемы получения достоверных ответов в телефонном интервью;
- изучить методологию организации телефонного интервью о социальном и экономическом поведении населения РФ;
- исследовать проблемы обеспечения достоверных ответов в телефонном интервью о социальном и экономическом поведении населения РФ.
Гипотеза. Проблемы получения достоверных ответов в телефонном интервью определяются тем, что в телефонном интервью сложнее устанавливать доверительный контакт с респондентом, вовлекать его в беседу и мотивировать к полным ответам, вследствие чего ответы могут быть неполными или недостоверными, и необходимо использование дополнительных приемов для повышения уровня достоверности получаемой информации (приемы «проекции» и «рутинизации», техника «утяжеления вопросов», приемы уточнения ответов, объяснения вопросов и ремонт неответа и др.).
1 Телефонное интервью в социологическом исследовании: сущность метода и достоверность получаемых ответов
1.1 Понятие и сущность метода телефонного интервью в социологическом исследовании
Метод интервью в социологическом исследовании имеет значительные отличия от других методов. С его помощью можно получить более глубокую и достоверную эмпирическую информацию.
Однако, организация и проведение интервью требует значительных затрат экономических, материальных, человеческих и иных ресурсов. Для проведения интервью в социологических исследованиях необходимо привлекать подготовленных специалистов, которые будут соблюдать все процедуры исследования и правила взаимодействия с респондентом.
Одной из разновидностей интервью в социологической практике является метод телефонного интервью. Телефонное интервью – это метод индивидуального опроса, проводящийся с помощью телефона.
Телефонные интервью в существенной мере отличаются от обычного интервью и анкетного опроса, в связи с чем требуется привлечение специально подготовленных интервьюеров. Это связано, в первую очередь, с тем, что в случае личного интервью исследователь может поддерживать интерес респондента к опросу, оценивая его вербальное и невербальное поведение, то при осуществлении интервьюирования по телефону, опрашиваемый должен хорошо владеть навыками коммуникации, обладать умением понимать настроение респондента на расстоянии и удерживать его внимание.
Телефонное интервью имеет и положительные аспекты, связанные, в первую очередь, с тем, что при его проведении появляется возможность ликвидации эффекта «третьих лиц», которые в традиционном интервью зачастую вмешиваются в ход исследования. Как показывает практика, влияние интервьюера на респондента в телефонном опросе существенно ниже, чеv при непосредственном контакте. Преимущество телефонного интервью также заключается в оперативности сбора эмпирической информации и возможности быстрого реагирования запросы и потребности опрашиваемой категории населения.
Преимуществами телефонного интервью, по сравнению с личным интервью, выступают следующие (таблица 1).
Таблица 1 – Преимущества телефонного интервью
Преимущества телефонного интервью
|
Оперативность получения информации (более быстрое установление контакта с респондентом, отсутствие этапа размножения полевой документации и т.д.)
|
Минимальная степень влияния интервьюера на ответы респондента, высокие возможности обеспечения более адекватных ответов
|
Наличие контроля над ответами респондента
|
Низкая затратность проведения телефонного пороса
|
Более высокий уровень конфиденциальности, что повышает искренность ответов, которые в итоге обеспечивают более высокий уровень стандартизации процесса сбора эмпирической информации
|
Большая стандартность в способе доставки данных, если интервьюер работает на компьютере
|