Курсовая работа|Социология

Невербальное взаимодействие интервьюера и респондента в социологическом интервью

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: Marivanna

Год: 2019 | Страниц: 39

Цена: 1 200
Купить работу

Введение

1 Невербальное взаимодействие в социологическом интервью

1.1 Понятие и роль невербального взаимодействия в социологическом интервью

1.2 Средства и способы невербального взаимодействия в социологическом интервью

2 Невербальное взаимодействие интервьюера и респондента в социологическо интервью: на примере опроса о толерантности студентов г. Краснодара

2.1 Особенности подготовки интервью об уровне толерантности с учетом невербальных реакций респондентов

2.2 Уровень толерантности среди студентов г. Краснодара

Заключение

Список использованных источников

Приложение А Программа социологического исследования

Приложение Б Бланк вопросов интервью «Уровень толерантности среди студентов г. Краснодара»

В современной практике подготовки интервьюеров, как правило, уделяется внимание инструктажу интервьюера перед выходом в поле, а также проведение тренировочных интервью, просмотр и разбор их видеозаписей, организации встреч интервьюеров для обмена опытом и т.д. Однако, при обучении интервьюеров в социологической практике основной акцент делается преимущественно на стиле общения и взаимодействия с респондентом, общих рекомендациях по проведению интервью и других факторах, влияющих на качество собираемой эмпирической информации. Относительно обучения интервьюеров невербальному взаимодействию с респондентами, сегодня практически не уделяется внимания данному аспекту исследовательской работы, отсутствуют пособия для интервьюеров по невербальным аспектам общения в интервью.

При этом важно заметить, что в социологическом интервью речевая коммуникация, безусловно, является основным каналом получения эмпирических данных, но отбрасывание невербальных способов и средств общения не является правомерным, поскольку они, как показывает практика, имеют ряд преимуществ, в сравнении с вербальным общением. Так, в невербальном поведении человек передает в несколько раз больше информации посредством своего поведения, жестов, тембра голоса, мимики и т.д., что в значительной мере может изменить результаты всей исследовательской работы.

В этой связи, актуальной задачей является определение роли невербального взаимодействия интервьюера и респондента в социологическом интервью и их основных способов и средств передачи информации.

Степень научной разработанности. В методологии социологического интервью широко освещаются проблемы, связанные с отбором респондентов, разработкой исследовательского инструментария, который будет адекватно отвечать поставленным задачам исследования, снижать негативные проявления «эффекта интервьюера» и т.д. При этом проблеме невербального взаимодействия интервьюера и респондента в ситуации социологического интервью практически не уделяется внимания. Индикатором такого невнимания выступает, в первую очередь, практически полное отсутствие информации по данной проблеме в социологической литературе. В большинстве научных трудов отечественных и зарубежных исследователей по методике ведения личного интервью невербальные аспекты взаимодействия между респондентов и интервьюером освещаются поверхностно. В основном, обосновывается важность учета невербальной информации, исходящей от респондента, описываются единичные образцы невербального поведения, которые должны исходить от интервьюера, отмечается воздействие половозрастных характеристик исследователя и испытуемого на процесс общения.

Таким образом, можно заключить, что проблема невербального взаимодействия интервьюера и респондента в социологическом интервью на сегодняшний день не является достаточно разработанной, за исключением отдельных аспектов, связанных с условиями проведения интервью и внешних факторов, выступающих в роли невербальных средств воздействия на получаемую информацию.

Объект курсовой работы – невербальное взаимодействие интервьюера и респондента в социологическом интервью.

Предмет курсовой работы – роль невербального взаимодействия интервьюера и респондента в социологическом интервью.

Цель курсовой работы – определить роль невербального взаимодействия интервьюера и респондента в социологическом интервью.

Задачи:

- рассмотреть понятие и роль невербального взаимодействия в социологическом интервью;

- выделить средства и способы невербального взаимодействия в социологическом интервью;

- охарактеризовать особенности подготовки интервью об уровне толерантности с учетом невербальных реакций респондентов;

- исследовать уровень толерантности среди студентов г. Краснодара.

Гипотеза: роль невербального взаимодействия интервьюера и респондента в социологическом интервью определяется тем, что невербальные средства и способы коммуникации и их учет при проведении интервью позволяют выявить скрытые в вербальном общении мотивы и суждения, оценить достоверность и искренность ответов респондента.

 

1 Невербальное взаимодействие в социологическом интервью

1.1 Понятие и роль невербального взаимодействия в социологическом интервью

Во все времена люди при общении обращали внимание на поведение собеседника. Жесты и мимика собеседника для людей могут говорить многое: внимание, настроение, душевное состояние и т.д. Некоторые могут не обращать внимания на жесты и мимику собеседника, вследствие чего разговор не будет иметь смысла, если человеку он не интересен.

Общением называется процесс обмена определенной информацией, мыслями, оценками, установками, чувствами и переживаниями между людьми.

При помощи словесной речи и различных невербальных средств происходит процесс передачи и приема информации. Цель процесса коммуникации – установление взаимопонимания, передача информации, мысли, чувства.

Процесс общения выполняет шесть основных функций:

- прагматическая (реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности);

- формирование и развитие (общение оказывает воздействие на собеседников, совершенствуя и развития каждого);

- подтверждение (возможность познавать, утвердить себя);

- объединение/разъединение людей (передача друг другу сведений, реализация общих целей, а также дифференциация и изоляция личностей);

- организация и поддержание межличностных отношений (налаживание и сохранение продуктивных связей и взаимоотношений между людьми);

- внутриличностная (общение человека с самим собой рассматривается как универсальный способ мышления).

В процессе общения людей важное место обретает невербальное общение. Часто такое общение происходит подсознательно, произвольно. Необходимо правильно понимать язык невербального общения для понимания чувств собеседника, проявляющихся, например, в жестах и мимике. Часть информации при разговоре с собеседником передается именно при помощи невербального общения.

Невербальный компонент в общении используется для того, чтобы убеждать людей, разъяснять или украшать устные выражения, акцентировать, дополнять, регулировать, противоречить, дублировать или заменять слово, иногда вводить в заблуждение. При этом вербальный компонент в общении действует в единстве с жестами, мимикой. A.K. Мехрабиан отмечает, что передача информации происходит за счет вербальных средств на 7 %, за счет звуковых средств (включая тон голоса, интонацию звука) на 38 % и за счет невербальных средств на 55 %.

  1. Молиньякс Д., Лейн В. Эффективное интервьюирование: методы и анализ [Электронный ресурс] // Journal of Language and Social Psychology. URL: https://journals.sagepub.com/doi/abs/10.1177/0261927X94134006 (дата обращения 01.12.2019).
  2. Донахью В. Интервью. Навыки и приложения [Электронный ресурс] // Questionnaire Design & the Nature of Interviewing. URL: http://citeseerx.ist.psu.edu/viewdoc/download;jsessionid=0DBDCB7494145D667F44E61F481EFC12?doi=10.1.1.180.9425&rep=rep1&type=pdf (дата обращения 01.12.2019).
  3. Погосян Г.А. Развитие социологии в Армении [Электронный ресурс] // Социологические исследования. URL: http://socis.isras.ru/article/ 5603 (дата обращения 01.12.2019).
  4. Квале С. Исследовательское интервью [Электронный ресурс] // Socioline. URL: http://socioline.ru/pages/s-kvale-issledovatelskoe-intervyu (дата обращения 01.12.2019).
  5. Журавлева И.В. Психологические характеристики интервьюеров и вербальное поведение респондентов [Электронный ресурс] // Вестник Ивановского государственного энергетического университета. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/psihologicheskie-harakteristiki-intervyuerov-i-verbalnoe-povedenie-respondentov (дата обращения 01.12.2019).
  6. Волкова Ю.С. Невербальная коммуникация как объект научных исследований // Приоритетные научные направления: от теории к практике. 2016. № 28. С. 172-179.
  7. Мурзахмедова Н.С. Невербальное общение и его роль в коммуникации // Известия вузов Кыргызстана. 2016. № 10. С. 101-104.
  8. Гайнетдинова О.Р. Невербальные средства общения // Теория и практика современной науки. 2016. № 4. С. 190-193.
  9. Тупикова С.Е., Коршунова А.Г. Невербальные средства общения как выражение психологического состояния участников процесса коммуникации // Интеграционные процессы в науке в современных условиях. Уфа : ООО «Аэтрана», 2018. С. 133-137.
  10. Коцаренко А.М. Невербальные средства коммуникации как один из важнейших факторов диалога культур // Профессиональное лингвообразование. Нижний Новгород : НИУ «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», 2018. С, 65-69.
  11. Береснева Ю.В. Становление понятия «коммуникация» в социально-гуманитарном познании: содержание, структура, функции коммуникации // Вестник Московского государственного областного университета. 2017. № 4. С. 6-20.
  12. Колшанский Г. В. Функции паралингвистических средств в языковой коммуникации. [Электронный ресурс] // Вопросы языкознания. URL: http://www.issuesinlinguistics.ru/pubs/функции-паралингвистических-средств-в-языковой-коммуникации (дата обращения 01.12.2019).
  13. Рамишвили Д.И. О природе некоторых видов выразительных движений [Электронный ресурс] // Российская государственная библиотека. URL:https://search.rsl.ru/ru/record/01006969495 (дата обращения 01.12.2019).
  14. Шарипов А.Ш. Роль паралингвистических средств в структурировании речевого поведения человека // Ученые записки Хадыженского государственного университета им. академика Б. Гафурова. 2017. № 4. С. 154-159.

Всего 25 источников литературы

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Курсовая работа Социология
2016 год 44 стр.
Курсовая Многодетная семья в аспекте благотворительности
diplomstud
Курсовая работа Социология
2010 год 35 стр.
Курсовая работа на тему: «Социальное обслуживание»
diplomstud

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское