В современной практике подготовки интервьюеров, как правило, уделяется внимание инструктажу интервьюера перед выходом в поле, а также проведение тренировочных интервью, просмотр и разбор их видеозаписей, организации встреч интервьюеров для обмена опытом и т.д. Однако, при обучении интервьюеров в социологической практике основной акцент делается преимущественно на стиле общения и взаимодействия с респондентом, общих рекомендациях по проведению интервью и других факторах, влияющих на качество собираемой эмпирической информации. Относительно обучения интервьюеров невербальному взаимодействию с респондентами, сегодня практически не уделяется внимания данному аспекту исследовательской работы, отсутствуют пособия для интервьюеров по невербальным аспектам общения в интервью.
При этом важно заметить, что в социологическом интервью речевая коммуникация, безусловно, является основным каналом получения эмпирических данных, но отбрасывание невербальных способов и средств общения не является правомерным, поскольку они, как показывает практика, имеют ряд преимуществ, в сравнении с вербальным общением. Так, в невербальном поведении человек передает в несколько раз больше информации посредством своего поведения, жестов, тембра голоса, мимики и т.д., что в значительной мере может изменить результаты всей исследовательской работы.
В этой связи, актуальной задачей является определение роли невербального взаимодействия интервьюера и респондента в социологическом интервью и их основных способов и средств передачи информации.
Степень научной разработанности. В методологии социологического интервью широко освещаются проблемы, связанные с отбором респондентов, разработкой исследовательского инструментария, который будет адекватно отвечать поставленным задачам исследования, снижать негативные проявления «эффекта интервьюера» и т.д. При этом проблеме невербального взаимодействия интервьюера и респондента в ситуации социологического интервью практически не уделяется внимания. Индикатором такого невнимания выступает, в первую очередь, практически полное отсутствие информации по данной проблеме в социологической литературе. В большинстве научных трудов отечественных и зарубежных исследователей по методике ведения личного интервью невербальные аспекты взаимодействия между респондентов и интервьюером освещаются поверхностно. В основном, обосновывается важность учета невербальной информации, исходящей от респондента, описываются единичные образцы невербального поведения, которые должны исходить от интервьюера, отмечается воздействие половозрастных характеристик исследователя и испытуемого на процесс общения.
Таким образом, можно заключить, что проблема невербального взаимодействия интервьюера и респондента в социологическом интервью на сегодняшний день не является достаточно разработанной, за исключением отдельных аспектов, связанных с условиями проведения интервью и внешних факторов, выступающих в роли невербальных средств воздействия на получаемую информацию.
Объект курсовой работы – невербальное взаимодействие интервьюера и респондента в социологическом интервью.
Предмет курсовой работы – роль невербального взаимодействия интервьюера и респондента в социологическом интервью.
Цель курсовой работы – определить роль невербального взаимодействия интервьюера и респондента в социологическом интервью.
Задачи:
- рассмотреть понятие и роль невербального взаимодействия в социологическом интервью;
- выделить средства и способы невербального взаимодействия в социологическом интервью;
- охарактеризовать особенности подготовки интервью об уровне толерантности с учетом невербальных реакций респондентов;
- исследовать уровень толерантности среди студентов г. Краснодара.
Гипотеза: роль невербального взаимодействия интервьюера и респондента в социологическом интервью определяется тем, что невербальные средства и способы коммуникации и их учет при проведении интервью позволяют выявить скрытые в вербальном общении мотивы и суждения, оценить достоверность и искренность ответов респондента.
1 Невербальное взаимодействие в социологическом интервью
1.1 Понятие и роль невербального взаимодействия в социологическом интервью
Во все времена люди при общении обращали внимание на поведение собеседника. Жесты и мимика собеседника для людей могут говорить многое: внимание, настроение, душевное состояние и т.д. Некоторые могут не обращать внимания на жесты и мимику собеседника, вследствие чего разговор не будет иметь смысла, если человеку он не интересен.
Общением называется процесс обмена определенной информацией, мыслями, оценками, установками, чувствами и переживаниями между людьми.
При помощи словесной речи и различных невербальных средств происходит процесс передачи и приема информации. Цель процесса коммуникации – установление взаимопонимания, передача информации, мысли, чувства.
Процесс общения выполняет шесть основных функций:
- прагматическая (реализуется при взаимодействии людей в процессе совместной деятельности);
- формирование и развитие (общение оказывает воздействие на собеседников, совершенствуя и развития каждого);
- подтверждение (возможность познавать, утвердить себя);
- объединение/разъединение людей (передача друг другу сведений, реализация общих целей, а также дифференциация и изоляция личностей);
- организация и поддержание межличностных отношений (налаживание и сохранение продуктивных связей и взаимоотношений между людьми);
- внутриличностная (общение человека с самим собой рассматривается как универсальный способ мышления).
В процессе общения людей важное место обретает невербальное общение. Часто такое общение происходит подсознательно, произвольно. Необходимо правильно понимать язык невербального общения для понимания чувств собеседника, проявляющихся, например, в жестах и мимике. Часть информации при разговоре с собеседником передается именно при помощи невербального общения.
Невербальный компонент в общении используется для того, чтобы убеждать людей, разъяснять или украшать устные выражения, акцентировать, дополнять, регулировать, противоречить, дублировать или заменять слово, иногда вводить в заблуждение. При этом вербальный компонент в общении действует в единстве с жестами, мимикой. A.K. Мехрабиан отмечает, что передача информации происходит за счет вербальных средств на 7 %, за счет звуковых средств (включая тон голоса, интонацию звука) на 38 % и за счет невербальных средств на 55 %.