Введение
1. Практика ментальных карт
1.1 История и причины возникновения ментальных карт
1.2 Обзраз и применение ментальных карт.
2. Эмпирическое исследование практики использования ментальных карт в социологических исследованиях
2.1 Ментальные карты как инструмент изучения образа города
2.2 Анализ собранных данных по изучению ассоциативного представления жителей города Краснодара о ТРЦ «Галерея Краснодар»
Заключение
Список использованных источников
Приложение А Программа социологического исследования на тему «Как у жителей города Краснодар ассоциируется ТРЦ «Галерея Краснодар»
Приложение Б Изучение жителей города Краснодар на основе методики ментальных карт Тони Бьюзена
В последнее время в обсуждении проблем городской среды особую актуальность приобретает вопрос несоответствия проектов благоустройства городских территорий их дальнейшему функционированию и освоению человеком. Интерес к данной теме возрастает за счет накопленных архитектурно-планировочных решений городских пространств игнорирующих спектр человеческих потребностей. Все чаще жители – «критики городского пространства» высказывают свои недовольства, вызванные неудобствами функционирования среды. Неудобные пешеходные связи, параллельные автодорогам, «пустующие» ничейные пространства, барьеры среды, а так же отсутствия «определенных» пространств в «необходимом» и «удобном» месте, все это формирует круг проблем несоответствия физической «проектируемой» среды его ментальному восприятию и требованию горожан. Основой для проектирования должна быть правильно сформированная программа форм поведения и потребностей, а не простой набор универсальных функциональных зон с не соответствующими габаритами и не актуальными нормами. Методы и средства, используемые в решении данного вопроса, относятся к теме ментального картографирования, которые на сегодняшний день мало исследованы.
Степень научной разработанности. Как говорили Джекобсон Д. и Клиппел А. ментальные карты в самом общем виде могут быть определены как «психологическая или внутренняя репрезентация места или мест» или «когнитивная репрезентация информации об окружающем мире, которую человек приобретает из различных (прямых или косвенных) источников». При этом одним и тем же термином могут обозначаться «и образ окружающей среды в уме индивида, и карта как объект иконического отображения на плоскости познавательных или эмоциональных представлений людей об окружающем мире» говрил Серапинас Б.
Объект курсовой работы – ментальные карты в социологических исследованиях.
Предмет курсовой работы – использование метода ментальных карт в социологических исследованиях.
Цель курсовой работы – изучить использование метода ментальных карт в социологических исследованиях.
Задачи:
- изучить историю возникновения ментальных карт;
- изучить ментальные карты как метод;
- определить место ментальных карт в социологических исследованиях;
- изучить преимущества и недостатки данной практики.
Гипотеза: предполагается, что метод ментальных карт способен выявить ассоциативное мышление людей, что позволит получить от каждого респондента свой индивидуальный и качественный для исследователя ассоциативный ряд.
1. Практика ментальных карт
1.1 История и причины возникновения ментальных карт
Ментальные карты в самом общем виде могут быть определены как «психологическая или внутренняя репрезентация места или мест» или «когнитивная репрезентация информации об окружающем мире, которую человек приобретает из различных (прямых или косвенных) источников». Речь, таким образом, идет о том или ином способе фиксации наших представлений (образов) о географическом пространстве города. При этом одним и тем же термином могут обозначаться «и образ окружающей среды в уме индивида, и карта как объект иконического отображения на плоскости познавательных или эмоциональных представлений людей об окружающем мире». В настоящей статье мы поставили целью рассмотреть историю ментального картографирования города и самого термина «ментальные карты», чтобы попытаться разобраться в накопившемся многообразии трактовок этого понятия. Четкое выявление полярных подходов и возможностей компромиссов межу ними, исторических корней и факторов развития каждого из них мы используем для того, чтобы оценить перспективность развивающихся направлений и определить среди них наиболее подходящие для комплексных городских исследований, основывающихся, прежде всего, на разработках культурной и гуманитарной географии.
Традиционно принято считать, что термин «ментальная карта» был введен Эдвардом Толменом в 1948 г., хотя это верно лишь отчасти. В самом деле, в статье Э. Толмена речь идет о когнитивных картах (cognitive maps) как о способах ориентации крыс в сконструированных в ходе экспериментов пространствах и о возможных приложениях полученных результатов для изучения поведения человека. Термин «когнитивная карта» часто называют «зонтичным» по отношению к другим схожим, включая и ментальные карты – хотя в целом нам представляется, что ментальному картографированию все еще не хватает однозначно определенного понятийно-концептуального аппарата, особенно в русскоязычном академическом дискурсе. Кроме того, как справедливо замечает М.В. Грибок, «встречаются и более ранние упоминания этого термина в научной литературе». Упоминаемая далее статья Чарльза Троубриджа посвящена способам ориентации людей в (незнакомых) пространствах, «чувству места» и «чувству направления», и в ней вводится термин «imaginary map», то есть «воображаемая карта» или, как более точно предлагает К.П. Глазков, «вообразимая карта».
Важным катализатором интереса к теме стала классическая книга Кевина Линча «Образ города», вышедшая в 1960 г. и впервые поставившая вопрос о закономерностях восприятия городской среды и соотношении представлений и реальности наблюдаемых объектов. К специфике подхода К. Линча мы еще вернемся ниже. Между тем расцвет исследований в области ментального картографирования приходится на 1960-е годы и связан с бихевиористской революцией в географии. Географы пытались объяснить те или иные пространственные явления, опираясь на изучение процесса принятия человеком тех или иных решений и – шире – исследования человеческого поведения в пространстве, ориентации на местности. В центре внимания бихевиористской географии оказалось «восприятие пространства как связующее звено между деятельностью человека и окружающей его средой. Ментальные карты рассматривались как инструмент или как ключ, «раскрывающий» связи между пониманием человеком своей окружающей среды и его пространственного выбора и, соответственно, поведения».