Существует два стиля проведения групповых дискуссий: конструктивный и деструктивный. Конструктивными модераторами считаются те, кто помогает установить с группой хороший контакт и способствует получению нужной информации. К сожалению, в нынешнее время чаще всего можно встретить деструктивного модератора, общение с которым снижает качество результатов, а также приводит к нарушению этики интервьюирования.
Степень научной разработанности. В последние годы отечественные социологи проявляют огромный интерес к познавательным возможностям, особенностям и перспективам использования, теоретико-методологическим основаниям метода “фокус-группа”, к разработке его методик и техник, к анализу и представлению результатов исследования. К такому выводу можно прийти проанализировав ряд современных учебных пособий, монографий и статей, прежде всего таких авторов как Белановский С.А. [1], Богомолова Н.Н. и Фоломеева Т.В. [6], Богословская К., Дебюс М., Дмитриева Е.В., Семенова В.В.
Объект курсовой работы – деструктивные типы модераторов в фокус-группах.
Предмет курсовой работы – причины деструктивного поведения модераторов и их ошибки в фокус-группах.
Цель курсовой работы – определить причины деструктивного поведения модераторов и их ошибки в фокус-группах.
Задачи:
- рассмотреть понятие и роль модераторов в фокус-группах.
- рассмотреть деструктивные типы модераторов в фокус-группах.
- изучить ошибки модераторов в фокус-группах.
Гипотеза: грамотное поведение модераторов в фокус-группах зависит от исключения деструктивных типов поведения модератора и их ошибок.
1 Роль модераторов в фокус-группах: деструктивные типы модераторов и их ошибки
1.1 Понятие и роль модераторов в фокус-группах
Впервые о модерации заговорили в Германии в начале 70-х годов прошлого столетия и связано было с деятельностью консультативного совета предпринимателей, целью которых было внедрение нововведений по управлению и сотрудничеству в сфере политики и экономики на демократической основе с привлечением к выработке решений всех заинтересованных лиц. С тех пор за рубежом область применения модерации практически не имеет ограничений.
В отечественной литературе понятия «модерация» и «модератор» впервые появились в связи с анализом немецкой практики повышения квалификации.
В середине 60-х годов прошлого века были разработаны основы современной модерации. Ознаменовано это общественными волнениями, вызванными политическими событиями. Люди хотели активно принимать участие в решениях, касающихся их прав, и требовали внимание к своим нуждам.
После длительного периода творческих разработок модернизация стала некой совокупностью визуализации, технологий планирования, менеджмента, социальной психологии и социологии. Со временем ученые поняли, что отношение модератора, его возможности по организации деятельности группы гораздо важнее, чем просто применение методов.
Модерация – это совокупность техник и методов по организации взаимодействия в группе с целью принятия решений. Руководит процессом модерации – модератор, он является проводником коммуникации. Модератор помогает обучаемому раскрепоститься, выявить скрытые возможности и нереализованные умения.
В полевых исследованиях большое значение приобретает роль модератора фокус-группы. В качестве модератора может быть социолог, организующий исследование и интерпретирующий результаты, а также приглашенный специалист. От модератора требуют особые навыки и знания в зависимости от степени формализованности группы. Так к модератору выдвигаются следующие требования: активная коммуникабельность, умение слушать, не навязывая свою точку зрения респондентам, знание психологии малой группы и умение управлять ею, наличие чувства юмора, обладать красноречью и грамотности, быть эмоциональным и интересным собеседником. В зависимости от цели исследовании выдвигаются также особые параметры: пол, возраст, национальность, расовая принадлежность, социальные и экономические характеристики, обладание специальными навыками и знаниями, внешний вид.
М. Робер и Ф. Тильман выделяют три основных стиля управлении группой:
- директивный;
- кооперативный;
- недирективный.
В директивном стиле руководства один человек контролирует и координирует деятельность группы.