ВКР|Экономическая теория

Оценка конкурентоспособности предприятий торговли и основные направления ее повышения АО «ГСК Югория»

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2020 | Страниц: 69

Цена: 1 900
Купить работу

Введение

Глава 1. Теоретические основы управления конкурентоспособностью предприятия  

1.1 Экономическая сущность конкурентоспособности предприятия

1.2 Факторы, влияющие на конкурентоспособность торгового предприятия

1.3 Методы оценки конкурентоспособности предприятия

Глава 2. Исследование управления конкурентоспособностью

2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия

2.2 Анализ конкурентной среды предприятия

2.3 Исследование и оценка конкурентоспособности предприятия

Глава 3. Разработка рекомендаций по повышению эффективности управления конкурентоспособностью АО ГСК «Югория»

3.1. Разработка мероприятий по повышению конкурентоспособности предприятия 

3.2. Оценка экономической эффективности предложений

Заключение

Список использованной литературы

Приложение  

Актуальность темы выпускной квалификационной работы заключается в том, что в условиях глобализации экономических отношений и, как следствие, усиления конкурентной борьбы для каждого предприятия на первый план выходит задача повышения и поддержания собственной конкурентоспособности.

Конкурентоспособность характеризует хозяйствующий субъект с точки зрения конкурентной борьбы. В конечном итоге данная экономическая категория определяет способность предприятия к выживанию в условиях конкуренции, а также результаты его деятельности. Исходя из этого, в условиях рыночных отношений для любого хозяйствующего субъекта крайне важной является проблема сохранения и повышения его конкурентоспособности. Особую значимость указанная проблема приобретает для страховых организаций, так как конкуренция – неотъемлемая часть развитого страхового рынка.

Согласно информационному порталу Банки.ру, на территории г. Белгорода осуществляют свою деятельность порядка 20 страховых организаций.

При высокой степени конкуренции на страховом рынке исследование приемов, методов и инструментов, обеспечивающих конкурентоспособность, является одной из наиболее актуальных задач для страховых организаций. Методологически неразрывно связанной с решением проблемы повышения конкурентоспособности предприятия является оценка его конкурентоспособности, поскольку только на ее основе могут быть сделаны выводы о степени конкурентоспособности хозяйствующего субъекта.

Такая оценка служит отправной точкой для разработки мероприятий по повышению конкурентоспособности хозяйствующего субъекта, и в то же время является критерием результативности этих мероприятий. Несмотря на значительное число работ, посвященных конкурентоспособности предприятия, на данный момент не существует целостной теории конкурентоспособности хозяйствующих субъектов.

Не существует также общепринятого определения самой категории конкурентоспособности организации. Как следствие – отсутствие единой и универсальной методики оценки, анализа и выявления резервов повышения конкурентоспособности участников рыночных отношений. Таким образом, большая практическая значимость и недостаточная научная проработка вопросов оценки и анализа конкурентоспособности страховых организаций обуславливают актуальность настоящего исследования.

Целью выпускной квалификационной работы является анализ и оценка конкурентоспособности предприятия АО ГСК «Югория» и разработка рекомендаций по повышению конкурентоспособности предприятия.

Для достижения данной цели в работе формулируются следующие задачи:

- анализ теоретических основ конкурентоспособности и методов оценки конкурентоспособности предприятия;

- анализ конкурентного положения АО ГСК «Югория» на рынке страховых услуг;

- разработка программы повышения конкурентоспособности АО ГСК «Югория».

Объектом работы является АО ГСК «Югория».

Предметом работы являются - методы оценки и инструменты повышения конкурентоспособности АО ГСК «Югория».

Основной исследования послужили научные труды, посвященные вопросам повышения конкурентоспособности предприятия и управления ресурсным потенциалом таких отечественных ученых-экономистов, как Р.А. Фатхутдинов, И.В. Ершова, Т.Г. Филисофова, B.C. Ефремов, А.И. Пригожин, B.C. Катькало, А.Ю. Юданов, B.JI. Тамбовцев, Г.Л. Азоев, P.M. Грант, И.Б. Гурков, и зарубежных авторов: И. Ансофф, П. Друкер, П. Дойль, Р. Каплан, Г. Минцберг, Д. Нортон, М. Портер, П.Ф. Друкер, Д.Х. Харрингтон и др.

В выпускной квалификационной работе были применены такие методы эмпирического исследования как описание, наблюдение, сравнение; научные методы эмпирико-теоретической группы: анализ, синтез. Также использовались: метод экспертных оценок, интегрированная оценка конкурентоспособности предприятия, финансовый анализ, горизонтальный и вертикальный анализ бухгалтерской отчетности, прогнозирование.

Информационной базой для написания работы являлись нормативно-правовые и законодательные акты Российской Федерации, результаты трудов зарубежных и отечественных экономистов, исследования периодических изданий, научная и монографическая литература, финансовая и бухгалтерская отчетность, публикуемая в отрытом доступе, а также первичная учетная документация предприятий.

Структура выпускной квалификационной работы включает введение, три главы, заключение.

 

Глава 1. Теоретические основы управления конкурентоспособностью предприятия

1.1 Экономическая сущность конкурентоспособности предприятия

Конкурентная позиция страховой компании является одним из главных факторов ее успеха. В современных реалиях сильно ужесточается конкуренция как на внешнем, так и на внутреннем рынках. Жесткие условия и высокая интенсивность конкуренции диктуют страховым компаниям выбор такого стиля поведения, который будет нацелен на завоевание как можно большей доли на рынке[1].

Для разработки действенной модели повышения конкурентоспособности страховой компании необходимо выявить ее экономическую сущность.

Конкурентоспособность – сложное понятие, не имеющее однозначного определения. На данный момент в экономической литературе отсутствует единая теория конкурентоспособности организации, методологические и методические аспекты ее анализа также недостаточно разработаны.

Подавляющее большинство исследователей вопросов и проблем обеспечения конкурентоспособности исследуют данное понятие сквозь призму нижеприведенных положений. Во-первых, конкурентоспособность присуща некоторым элементам экономической системы или предприятия[2].

Данный тезис выражается в том, что субъекты рынка и производимая ими продукция сопоставляются с точки зрения потребителя по ряду определенных параметров, свойств. Конкурентоспособность продукции или услуги определяется, в отличие от ее качества, совокупностью только тех конкретных свойств, которые представляют интерес для данного покупателя и обеспечивают удовлетворение данной потребности.

Во-вторых, конкурентоспособность – это характерное качество определенных подсистем, компонентов, которое связано некоторым образом с другими характеристиками этих подсистем, систем или компонентов. С позиции качества сопоставимы лишь однородные товары, с позиции конкурентоспособности – возможно сопоставление неоднородных товаров, поскольку они представляют иные возможности и способы удовлетворения одной и той же потребности[3].

В-третьих, конкурентоспособность и условия оценки ее уровня имеют непосредственную связь, так как не все условия возможно учесть в зависимости от ситуаций и уровня оценки конкурентоспособности.

В-четвертых, при оценке конкурентоспособности надлежит выделить перечень задач и вопросов, которые необходимо решить в процессе оценки, с целью достижения максимально возможного итога.

В-пятых, важно определить средства и методы, которые будут использованы в процессе оценки конкурентоспособности. Эти средства и методы требуется соотносить с поставленными вопросами и задачами, требующих решения[4].

Профессор Ю. Кормнов утверждает, что не существует универсальной и единственной трактовки понятия «конкурентоспособность», что объясняется авторским выбором какого-либо объекта или предмета.

 Часть ученых и экономистов рассматривает конкурентоспособность в рамках внутренней среды организации, определяя достижение определенного уровня конкурентоспособности естественным функционированием предприятия.

Так, Г. А. Яшева определяет конкурентоспособность как экономическую категорию, устанавливающую способность предприятий выпускать конкурентоспособную продукцию за счет лучшего использования имеющихся у предприятия ресурсов.

Достойна внимания такая точка зрения, в соответствии с которой конкурентоспособность анализируется как определенный результат взаимодействия внутренней среды организации и его внешнего окружения[5].

В частности, А. З. Селезнев определяет конкурентоспособность как определенное положение предприятия – производителя на внешнем и внутреннем рынках, отражающееся через ряд показателей, которые адекватно характеризуют данное состояние и динамику, а также положение, обусловленное политическими, социальными и экономическими факторами.

В то же время некоторые исследователи рассматривают конкурентоспособность как определенную возможность или перспективу предприятия в дальнейшем (будущем)[6].

М. Портер утверждает, что конкурентоспособность определяется способностью постоянно развиваться: первоначально добиваться конкурентного преимущества, изменяя основу, на которой осуществляется конкуренция, а затем сохранять свое преимущество, постоянно совершенствуя продукт, способы производства и факторы, причем так быстро, чтобы конкуренты не смогли их догнать и перегнать. Именно совершенствование и обновление – непрерывный процесс, который позволяет создать, по мнению М. Портера, конкурентные преимущества.

Рассматривание конкурентоспособности с точки зрения некоего свойства или комплекса качеств предприятия прослеживается в работах многих ученых. Так, к примеру, Р. А. Фатхутдинов конкурентоспособность определяет как свойство объектов, характеризующее степень удовлетворения определенной потребности в сравнении с лучшими аналогами данного объекта, представленными на конкретном рынке.

Часть исследователей определяют главенствующую роль конкурентоспособности в постановке и достижении целей организации. В этом случае конкурентоспособность характеризуется как вектор, который определяет направление деятельности предприятия.

Анализ представленных выше подходов к определению понятия «конкурентоспособность» позволяет сделать нижеуказанные выводы.

Во-первых, в широком смысле предприятие можно назвать конкурентоспособным, если оно производит конкурентоспособную продукции (то есть превосходит продукцию конкурентов по определенному ряду характеристик и параметров)[7].

Во-вторых, к настоящему времени не имеется единого общепринятого подхода к пониманию конкурентоспособности предприятия, что создает необходимость уточнения данного понятия.

В-третьих, большая часть исследователей справедливо расценивают конкурентоспособность как определенную перспективу, возможность или способность, так как при прочих равных характеристиках продукции на рынках спросом пользуется только та, которая превосходит продукцию конкурентов по определенному ряду свойств.

В широком смысле конкурентоспособность есть обратная связь или некий результат взаимодействия внутренней среды предприятия (его ресурсов, процессов и механизмов) с его внешней средой. В узком смысле под конкурентоспособностью стоит понимать возможность предприятия в определенной степени активизировать процессы и ресурсы предприятия для удовлетворения актуальных потребностей рынка[8].

Обосновывая справедливость предлагаемого подхода к пониманию конкурентоспособности, следует подчеркнуть, что абсолютно справедливо рассматривать ее как некую способность или возможность, поскольку для предприятия быть конкурентоспособным значит производить и реализовывать продукцию, актуальную и востребованную потребителями на конкретном рынке.

Конкурентоспособность предприятия и производимой и (или) реализуемой им продукции (товаров, работ, услуг) является наиболее значимым показателем его функционирования. Она во многом связана с эффективностью менеджмента, то есть способностью руководства разрабатывать и успешно реализовывать стратегию предприятия, адаптироваться к изменениям внешней среды, подбирать высококвалифицированные кадры, вести учет и контроль используемых ресурсов[9].

Все это обуславливает необходимость глубокого анализа факторов, способных оказать влияние на конкурентоспособность как самого предприятия, так и его продукции или услуги. Факторы конкурентоспособности можно охарактеризовать как явления и процессы производственно-хозяйственной деятельности организации и социально-экономической жизни общества, способные влиять на изменение уровня конкурентного развития в сторону как повышения конкурентоспособности, так и уменьшения[10].

Они определяют средства и способы использования резервов конкурентоспособности, однако их наличия недостаточно для ее обеспечения. Достаточно полный анализ различных подходов к классификации факторов конкурентоспособности организаций приводится в работе Л. В. Баумгартена, который акцентирует внимание на качестве и характеристике продукции, репутации, производственных мощностях, использовании технологий, дилерской сети и возможности распространения, инновационных возможностях, финансовых ресурсах, издержках по сравнению с конкурентами и на обслуживании клиентов.

Французские экономисты, такие как А. Оливье, А. Дайан и Р. Урсе, выделяют восемь ключевых факторов конкурентоспособности.

  1. Концепция товара и услуги, на которой базируется деятельность предприятия[11].
  2. Качество, определяемое как соответствие продукта высокому уровню товаров рыночных лидеров.
  3. Цена товара с возможной наценкой.
  4. Финансы (собственные и заемные).
  5. Процессы и методы торговли.
  6. Послепродажное обслуживание, обеспечивающее предприятию постоянную клиентуру.
  7. Внешняя торговля предприятия, позволяющая ему управлять отношениями с властями, прессой и общественным мнением;
  8. Предпродажная подготовка, которая свидетельствует о способности предприятия не только предвидеть запросы будущих потребителей, но и убедить их в исключительных возможностях предприятия удовлетворить эти потребности.

Д. Кревенс предложил рассматривать факторы конкурентоспособности предприятий через призму основных компетенций, которые, в свою очередь, однозначно определяются тремя основными параметрами: конкурентными преимуществами, универсальностью (возможностью использовать конкурентные преимущества в различных ситуациях) и сложностью дублирования[12].

Данная идея была предложена Г. Хэмелом и К. Прахаладом, которые ввели в обиход термин «ключевые компетенции», а Д. Кревенс, в свою очередь, дал развитие этой теории и предложил группировать компетенции (факторы) согласно направленности функциональных процессов организации: внешние, внутренние и двусторонние. Внутренние процессы направлены только на удовлетворение нужд потребителей.

Учебники и учебные пособия

  1. Азоев Г.А., Челенков А.Ч. Конкурентоспособность фирмы. − М.: Новости, 2018. −256 с.
  2. Ансофф И. Стратегическое управление. − М.: Экономика, 2018. – 384 c.
  3. Аренков И.А. Маркетинговые исследования: основы теории и методики. − СПб.: СПбУЭФ, 2018. − 296 с.
  4. Бандурин А. В., Орехов С. А., Медведев С. Ю. Отдельные проблемы антикризисного управления предприятиями. – М.: Диалог-МГУ, 2017. − 364 c.
  5. Большаков А.С. Антикризисное управление: финансовый аспект. − СПб.: СПбГУП, 2017. − 132 c.
  6. Боди З., Кейн А., Маркус А. Принципы инвестиций (Essentials of Investments.− М.: Вильямс, 2018. −984 с.
  7. Бляхман Л. С. Основы функционального и антикризисного менеджмента. – М.: Изд-во Михайлова В.А. – 2016. – 380 c.
  8. Бражников В.А., Долгий В.И., Махметова А.Е. Эффективность антикризисного управления. − Саратов: СГСЭУ, 2016. – 170 c.
  9. Бригхен Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент. - СПб.: Экономическая школа, 2018. – 285 c.
  10. Булава И.В. Теория и методология разработки стратегии развития предприятия. −РИО МАОК, 2019. − 460 c.
  11. Вечканов Г.С. Вечканова Г.Р. Экономическая теория: учебное пособие. − М.: ЭКСМО, 2018. − 60 с.
  12. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. − М.: Гардарика, 2018. − 261 с.
  13. Ковалёв В.В. Финансовый анализ – М.: Финансы и статистика, 2018. – 294 c.
  14. Кокин А.С. Банкротство и реорганизация компании. − Н. Новгород: Изд-во НИСОЦ, 2002. − 256 с.
  15. Коротков Э.М. Антикризисное управление. М.: Инфра-М., 2019.− 620с.
  16. Кохно П. А., Комаров С. Е. Менеджмент. – М.: Финансы и статистика, 2017. – 348 с.
  17. Кириллова О.Ю, Короткова Э. М., Чекменева Т. П. Антикризисное уравление. М.: Ифра-М. − 2018. − 431 c.
  18. Кукукина И.Г., Астраханцев И.А., Ендовицкий Д. А., Щербаков М. В. Диагностический анализ финансовой несостоятельности организаций. – М.: Экономистъ, 2017. − 268 c.
  19. Мазилкина Е.И., Паничкина Т.Г. Управление конкурентоспособностью: учеб.пособие. − М.: Омега-Л, 2017. − 325 с
  20. Орехов С.А., Селезнев В.А. Теория корпоративного управления. – М.: МЭСИ, 2018.
  21. Попов А. В., Наумов А. К. Теория и организация менеджмента. – М.: Дело, 2018. – 224 с.
  22. Портер М. Международная конкуренция. − М.: Международные отношения, 2017. − C.55-56
  23. Румянцева З. П., Саломатин Н. А. Менеджмент организаций. – М.: ИНФРА-М, 2019. – 429 с.
  24. Рош Дж. Стоимость компании: от желаемого к действительному. − М.: ГревцовПаблишер, 2018. − 352 с.
  25. Рылов С.И., Мимха А.А., Березов П.Н. Внешнеторговые операции морского транспорта. − М.: Транспорт, 2018. − 361 с.
  26. Савенок В. Личный финансовый план. Первый шаг к финансовой независимости. −СПб: Питер, 2019. − 320 с.
  27. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. − Минск: Новое знание. − 2019. − 384 с.
  28. Селезнев А.З. Научные основы конкурентоспособности. − М.: Юнион, 2019. − 261 с.
  29. Словарь терминов по ценообразованию. − М.: Спутник+, 2018. −396 с.
  30. Тельнов Ю.Ф. Реинжениринг бизнес-процессов. Компонентная методология. − 3-е изд. перераб. и доп. − М.: Финансы и статистика, 2019. − 255 с.
  31. Черный Ю.И., Рейнгольд Е.А. Стоимость бизнеса и стратегия развития компании: основные принципы построения интегрированной системы. − М.: Международная академия оценки и консалтинга: РИО МАОК, 2019. − 263

Периодические издания

  1. Алешин А. Знай себе цену // Знание – сила. − 2018. −№ 3. − С. 12-26.
  2. Андреева Л. Взгляд на системную конкурентоспособность как доминант устойчивого развития экономики // Экономист. − 2018. − № 1. − С. 24-28.
  3. Айвазян З., Кириченко В. Антикризисное управление: принятие решений на краю пропасти // Проблемы теории и практики управления. − 2019. − № 4. −C. 6-8.
  4. Айвазян З., Кириченко В. Антикризисное управление на предприятии // Проблемы теории и практики управления. − 2019. − №8. − C.15-18.
  5. Архипов В., Ветошникова Ю. Стратегия выживания промышленных предприятий // Вопросы экономики. − 2018. − № 12. – C. 12-19.
  6. Артеменков А.И, И.Л. Артеменков. Об интегрированной теории оценки стоимости бизнеса // Маркетинг и финансы. − 2019. − № 2. − С. 26-35.
  7. Воронов А.А. Моделирование конкурентоспособности промышленных предприятий // Маркетинг в России и за рубежом. − 2019. − № 4. − С. 42-49.
  8. Гельвановский М. Конкурентоспособность в микро-, мезо-, и макроуровневом измерениях // Российский экономический журнал. − 2018. − № 3. − С. 53-56.
  9. Герасименко Н. Анализ конкурентоспособности // Финансовая газета. −2018. −№ 27. − С. 25-36.
  10. Краснова В., Матвеева А. Свадьба дела с идеалом // Эксперт. − 2019. − № 26. − С. 36-41.
  11. Кудрин А. Мировой финансовый кризис и его влияние на Россию // Вопросы экономики. − 2019. − № 1. − С. 26-28.
  12. Максимова И. Оценка конкурентоспособности промышленного предприятия // Маркетинг. − 2018. − № 3. − С. 51-56.
  13. Матвеева А. Экономией их не удивишь // Эксперт. − 2019. −№ 14. − С. 30-34.
  14. Светуньков С.Г. Информационное обеспечение управление конкурентоспособностью // Бизнес и банки. −2018. − № 1. − С. 36-42.

Электронные ресурсы

  1. Кондратьев В.Б. Промышленная политика: выращивание «национальных чемпионов. [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://www.perspektivy.info/rus.
  2. Электронный справочник «Гарант». Булава И.В. и др. Теория и методология разработки стратегии развития предприятия. – РИО МАОК, 2019.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

ВКР Экономическая теория
2019 год 58 стр.
ВКР Оценка уровня бедности по Новосибирской области
ВКР Экономическая теория
2009 год 66 стр.
Деятельность акционерных обществ в экономике России
antiplagiatpro
ВКР Экономическая теория
2020 год 72 стр.
Стратегия обеспечения научно-технологической безопасности ФГУП
antiplagiatpro

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское