Актуальность темы исследования. Воздушные (авиационные) перевозки, новый в историческом измерении в сравнении с другими видами транспорта, вид перевозок, завоевывающий все большее и большее распространение как в нашей стране, так и за ее пределами. Привлекательность воздушного транспорта для клиента предопределяется несколькими факторами: самой высокой в сравнении с другими видами транспорта, скоростью и способностью к достижению таких точек земного шара, которые для многих других видов транспорта являются недоступными или труднодоступными. Второй фактор особенно значим для нашей страны с ее неразвитой сетью железных и автомобильных дорог, а также большими расстояниями между отдельными населенными пунктами.
За последние годы число авиаперевозок неуклонно растет как на внутреннем, так и на мировом рынке. Специалисты считают, что объем пассажиропотока будет ежегодно увеличиваться на 5-10%, а грузопотока - на 5-8%. Так, представители всемирно известной компании «Боинг» сообщили, что объемы грузовых авиаперевозок в течение ближайших 20 лет будут расти в среднем на 6,2% в год. При этом объем перевозимых грузов за два десятилетия возрастет по сравнению с текущим периодом в три раза2.
С развитием экономики, туризма, дальнейшим освоением районов Дальнего Востока и Крайнего Севера, число авиаперевозок на внутренних линиях будет и дальше возрастать.
Кроме того, в настоящее время рассматриваются проекты развития сети авиатакси, которые будут курсировать на небольших расстояниях между ближайшими субъектами РФ и ближайшими города, а также в труднодоступных и отдаленных местностях, что также должно способствовать развитию рынка авиаперевозок пассажиров.
Не следует забывать, что деятельность по эксплуатации воздушного транспорта является деятельностью, представляющей повышенную опасность для окружающих, а сами воздушные суда относятся к источникам повышенной опасности. Здесь сказывается и технической и человеческий фактор, влекущие за собой человеческие жертвы как среди пассажиров, так и среди других лиц (жителей населенного пункта, зрителей авиашоу и др.). Негативные последствия, вызванные авиакатастрофой и проявляющиеся в причинении вреда здоровью или жизни пассажиров, экипажа, других лиц, а также перевозимым грузам и иному имуществу, ставят на повестку дня вопрос о его полном возмещении, нивелировании этих последствий.
Законодатель пытается в действующем законодательстве отразить динамику складывающихся общественных отношений в сфере перевозок воздушным транспортном, оптимизировать правоприменительную практику, внедрить механизмы эффективной правовой защиты нарушенных прав граждан и организаций ненадлежащим оказанием либо неоказанием услуг по перевозке, о чем свидетельствует целый ряд новых норм, направленных на урегулирование исследуемых общественных отношений. В качестве примеров можно провести нормы Воздушного кодекса РФ (далее ВК РФ),[1] ФЗ «О государственном регулировании развития авиации»[2] и др.
Однако практика не стоит на месте, возникают новые проблемы, требующие теоретического осмысления и разработки рекомендаций по совершенствованию перевозок пассажиров, груза, почты воздушным транспортом.
Объект исследования – совокупность общественных отношений, связанных с перевозкой воздушным транспортом грузов не требующих особых условий перевозки.
Предмет исследования – нормативно-правовые акты, иные источники, регламентирующие перевозку воздушным транспортом грузов, не требующих особых условий перевозки.
Цель настоящей работы – охарактеризовать сущность и особенности перевозки воздушным транспортом грузов, не требующих особых условий перевозки.
В соответствие с указанной целью в работе поставлены следующие задачи: 1) дать общую характеристику воздушных перевозок грузов, не требующих особых условий перевозки; 2) рассмотреть субъекты обязательственных отношений и требования к ним; 3) охарактеризовать государственное регулирование перевозок; 4) рассмотреть характеристику гражданско-правовых обязательств.
Структура работы обусловлена ее целью и задачами и состоит из введения, четырех глав, заключения и списка использованной литературы.
1Общая характеристика воздушных перевозок грузов, не требующих особых условий перевозки
С давних времен у всех народов, населяющих нашу планету, важная роль была отведена транспорту. Что касается современного этапа, то значение средств передвижения выросло несоизмеримо. На сегодняшний день существование любой страны невозможно себе представить без мощного транспорта.
В современных условиях воздушный транспорт является одним из наиболее динамично развивающихся средств передвижения. В основных направлениях развития народного хозяйства и гражданской авиации ему отводится немаловажная роль. Развитие воздушного транспорта для страны является просто необходимым. Основная цель, которая преследуется при этом, заключается в увеличении объемов перевозки грузов и пассажиров на значительные расстояния и в труднодоступные районы. Одновременно повышаются требования, предъявляемые к воздушному транспорту. Он должен стать более экономичным и регулярным, комфортным и безопасным.
Воздушный транспорт России – это важная часть сферы народного хозяйства страны. С его помощью доставляются медикаменты и почта, промышленные и продовольственные товары в самые труднодоступные уголки. Стоит сказать, что авиация является наиболее совершенным видом транспорта. Она не нуждается в дорогах и не боится различных препятствий. Именно благодаря авиации человечество получило возможность выхода в космос. Воздушный транспорт имеет ряд неоспоримых преимуществ. Прежде всего, он высокоскоростной. При этом достигается немаловажная маневренность при организации перевозок пассажиров. Кроме того, современные авиалинии обеспечивают беспосадочные перелеты на значительные расстояния. Какие летательные аппараты используются в современной авиации? Виды воздушного транспорта, которые находят применение в народном хозяйстве страны, не так уж многообразны. В современной авиации используются летательные аппараты, которые представлены различными моделями самолетов и вертолетов. Все они находят широкое применение для выполнения различных задач. В народном хозяйстве большая работа отводится вертолетам. Это летательные аппараты, которые поднимаются в воздушное пространство при помощи вращающихся лопастей, расположенных на вертикальном валу. Вертолеты используют: - во время строительно-монтажных работ; - в санитарно-лечебной службе; - в сельском хозяйстве; - при строительстве трубопроводов; - для борьбы с возникшими лесными пожарами; - для перевозки почты; - для оказания помощи при геологических разведках; - в качестве средства наблюдения за движением на дорогах; - для осуществления связи с метеостанциями, находящимися в высокогорных районах. Перевозка грузов воздушным транспортом, представленным парком вертолетов, производится на небольшие расстояния.
В настоящее время основным нормативным правовым актом, содержащим общие положения относительно обязательств по перевозке, является Гражданский кодекс (ГК) РФ (гл. 40 ГК РФ).[3]
Собственно воздушное законодательство, отражающее специфику перевозки воздушным транспортом, согласно ст. 2 Воздушного кодекса (ВК) РФ[4] состоит из многих документов: 1) ВК РФ; 2) федеральных законов; 3) указов Президента РФ; 4) постановлений Правительства РФ; 5) федеральных правил использования воздушного пространства, федеральных авиационных правил; 6) иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Рассмотрим каждую из этих групп подробнее.
Первый отечественный кодекс в этой области - Воздушный кодекс СССР - был принят в 1932 г. За ним последовали Воздушные кодексы 1935, 1961, 1983 гг. Действующий ВК РФ был введен в действие 1 апреля 1997 г. Это кодифицированный нормативно-правовой акт транспортного законодательства, устанавливающий правовые основы использования воздушного пространства России и деятельности в области авиации.
Воздушным перевозкам посвящена глава 15 ВК РФ, регулирующая отношения, возникающие в связи с заключением, изменением и прекращением договора перевозки пассажира, груза, почты, договора фрахтования воздушного судна, а также предоставлением услуг и льгот пассажирам воздушных судов (ст. 100-113). Вопросы ответственности сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение договора урегулированы в главе 17 ВК РФ.
Федеральные законы содержат общие положения, закрепляющие организационные, правовые, финансовые основы деятельности авиации в России, обеспечивая тем самым регулярную и безопасную деятельность пассажирского авиационного транспорта. В качестве примера можно привести Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 10-ФЗ "О государственном регулировании развития авиации",[5] в котором в качестве приоритетных целей названы удовлетворение нужд физических и юридических лиц в воздушных перевозках, а также защита их прав на безопасные, качественные и экономичные воздушные перевозки (ст. 2).
Большое значение имеет законодательство о защите прав потребителей, в частности, регулирующее вопросы исполнения гражданско-правовых договоров об оказании услуг. Нельзя не отметить, что отличительной чертой постсоветского законодательства является усиление внимания к вопросам обеспечения прав граждан в процессе исполнения обязательств, в том числе интересов пассажиров в отношениях, связанных с договором перевозки.
Значительная часть нормативных правовых актов в области перевозок пассажиров и багажа принимается сегодня на уровне подзаконных нормативных актов.
Указы Президента РФ и постановления Правительства РФ решают актуальные вопросы, возникающие в связи с организацией внутренних и международных воздушных перевозок. Эти акты развивают положения, которые не раскрыты в должной мере в ВК РФ либо не должны регулироваться этим кодексом.
Так, Указами Президента РФ утверждены первоочередные задачи, реализация которых позволяет обеспечить эффективное управление воздушным транспортом и регулирование воздушных перевозок (от 21 июля 1995 г. "Об упорядочении использования авиации общего назначения"[6]; решаются отдельные проблемы воздушного транспорта (от 13 июня 1996 г. N 904 "О государственном регулировании и государственной поддержке гражданской авиации и авиационной промышленности РФ".[7]
Общие вопросы деятельности авиационных предприятий нашли отражение в документах Правительства РФ. Начиная с 1998 г. были приняты постановления и распоряжения по вопросам гражданской авиации.
Стоящие перед государством задачи, связанные с управлением гражданской авиацией, конкретизируются, например, в постановлении Правительства РФ от 27 марта 1998 г. "О федеральных правилах использования воздушного пространства и федеральных авиационных правилах"[8]. Правовой статус авиационных перевозчиков определяет постановление Правительства РФ от 30 июля 1999 г. "Об использовании государственной и экспериментальной авиации в коммерческих целях".[9]
Говоря об источниках правового регулирования воздушных перевозок, нельзя не назвать международно-правовые акты, именуемые международными транспортными конвенциями.