Обеспечение финансового контроля со стороны государственных органов является главной частью и специальным видом государственного контроля финансов организаций. Исполнение финансового контроля может быть осуществлено с помощью введения в практику правовых норм органами государственной власти и субъектами местного самоуправления. Государственный финансовый контроль происходит с помощью специально созданных контрольных органов при участии общественных внебюджетных организаций, производственных коллективов и непосредственно граждан.
Сам факт применения государственного контроля регулирования финансов корпораций необходим потому, что его наличие позволяет надежно гарантировать выполнение организациями действующего правопорядка, это придает субъектам хозяйственной деятельности уверенность в полной экономической обоснованности, высокой эффективности и соответствии государственным задачам выполняемых предприятиями хозяйственных действий. В случае, если контролирующими органами выявляются финансовые нарушения, государство принимает пресекающие меры эффективного воздействия по отношению к нарушившим требования финансовой дисциплины.
Таким образом, основные цели обеспечения государственного контроля за финансовыми потоками корпораций, закрепленные на законодательном уровне, направлены на поддержание в стране финансовой стабильности и соблюдение требований финансовой дисциплины. К этим целям относится обеспечение безусловного соблюдения законности в сфере обращения финансов, а также достижение рационального и эффективного функционирования финансовых ресурсов организаций.
Исходя из вышеизложенного тема работы достаточно актуальна и позволяет рассмотреть влияние государственного контроля на финансовую деятельность корпораций.
Цель работы состоит в изучении методов государственного регулирования финансов корпорации.
Задачи:
– исследовать теоретические аспекты государственного регулирования финансов корпорации;
– рассмотреть порядок осуществления государственного регулирования финансов корпорации;
– выявить приоритеты государственной финансовой политики и ее влияние на финансы корпорации в Российской Федерации.
Объектом исследования являются место и роль государственного финансового регулирования в процессе деятельности корпораций.
Предметом исследования выступают методы государственного регулирования деятельности корпораций в Российской Федерации.
Теоретическую и информационную базу работы составили официальные документы и законодательные акты: Федеральный закон «Об акционерных обществах», Федеральный закон «О рынке ценных бумаг», базовые концепции, научные труды российских экономистов в области исследования проблем государственного регулирования финансов организаций, учебная, монографическая и периодическая экономическая литература, данные Интернет. В трудах таких учёных, как И.Т. Балабанов, С.В. Большаков, А.А. Ковалева и др. были рассмотрены различные аспекты государственного регулирования: административное, правовое и экономическое (налоговое, денежно-кредитное, инвестиционное и т.д.).
В процессе написания работы применялись общенаучные методы познания: логический, системный и сравнительный анализ, обобщение и систематизация данных.
Работа включает в себя введение, три главы, заключение, список литературы использованных источников литературы.
Во введении обоснована актуальность работы, указаны цели и задачи, которые поставил перед собой автор.
В первой главе «Теоретические аспекты государственного регулирования финансов корпораций» рассмотрена сущность, цели и задачи государственного регулирования финансов корпорации.
Во второй главе «Осуществление государственного регулирования финансов корпораций» изучены нормативные акты, содержащие основу финансово-правового регулирования финансов корпорации, представлены особенности управления финансами в корпорациях с участием государства.
В третьей главе «Перспективы развития государственного регулирования финансов корпораций» сформулированы основные приоритеты государственной финансовой политики и ее влияние на финансы корпорации в Российской Федерации.
В заключении подведены итоги исследования методов государственного регулирования финансов корпорации, сформулированы основные выводы.
1. Теоретические аспекты государственного регулирования финансов корпорации
1.1 Сущность государственного регулирования финансов корпорации
Одной из наиболее важных проблем развития являются вопросы поиска разумного соотношения между государственным и частным секторами экономики, роли государства в формировании и реализации экономической политики. Вопросы государственного регулирования экономики часто были, и до сих пор еще является центром научной дискуссии в области экономики, так как государство серьезно деформирует предпринимательскую активность, спрос и потребление, рыночные отношения в целом [ RЕF _Rеf533433754 \r \h \* MЕRGЕFОRMАT , с. 25-31].
Государственное регулирование можно характеризовать как управление рыночной экономики, осуществляемое со стороны государства посредством использования экономических рычагов, которые предусмотрены законодательными и другими нормативными актами. Исторический опыт показывает, что ни одно общество не может существовать без контроля, содействия и регулирования со стороны государства. Сфера экономической жизни не является исключением, т.е. в любой стране, при любой общественно-политической и социально-экономической системе экономика в той или иной степени регулируется государством.
Необходимость государственного регулирования экономики была давно обоснована теоретически и подтверждена всей мировой хозяйственной практикой ХIХ-ХХ вв. как в Европе, так и в США. Это регулирование всегда имеет место, но характер государственного вмешательства в экономику, его принципы, формы и методы в сильной степени зависят от конкретной исторической ситуации, особенностей стран и регионов, господствующих концепций о роли государства в обществе. В классической теории взгляды на роль государства в экономике изменялись неоднократно. С самого начала государство считалось институтом политической власти, который явился закономерным результатом общественного распределения труда, возникновения частной собственности и классов. Со времен А.Смита считалось общепризнанным, что рынок является наилучшим регулятором экономики, обеспечивает экономический рост и повышение благосостояния населения. Государство играло роль «ночного сторожа», т.е. оно должно выполнять лишь ограниченные функции, необходимые для процветания рынка: предоставлять такие общественные блага как оборона, обеспечение безопасности граждан, защита прав собственности, обеспечение исполнения контрактов, минимальные услуги в сфере образования и т.п., тем не менее, во многих случаях государство играло роль катализатора в процессе развития рынков, создавая средства коммуникации, занимаясь просветительской работой и т.п. [ RЕF _Rеf533433787 \r \h \* MЕRGЕFОRMАT , с. 31-38].
Контроль присущ любой управленческой деятельности. И поскольку финансовая деятельность государства, в известной степени, относится к сфере управления финансами, то выделяют такой специфический вид контроля как финансовый контроль.
Финансовый контроль – составная часть, или специальная отрасль, осуществляемого в государстве контроля. Наличие финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам как экономической категории присущи не только распределительная, но и контрольная функции. Поэтому использование государством финансов для решения своих каких-либо определенных функций обязательно предполагает проведение с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач. Финансовый контроль происходит в установленном правовыми нормами порядке всей системой органов государственной власти и конечно же органов местного самоуправления, в том числе специальными органами контроля при участии общественных организаций, трудовых коллективов и граждан.