Введение
1. Теоретико-методологические принципы создания и развития бюрократизма
1.1 Зарождение бюрократизма в России. Основные понятия, суть и теории развития
1.2 Виды, модели и элементы бюрократии и бюрократического уклада
2. Социальные аспекты бюрократизма как формы хозяйственной деятельности
2.1 Социально-структурные параметры и организационная культура ПАО «Сбербанк России»
2.2 Диагностика организационной структуры ПАО «Сбербанк России»
2.3 Рекомендации по улучшению организации ПАО «Сбербанк России»
Заключение
Список используемых источников
Приложение А Особенности бюрократической структуры организации ПАО «Сбербанк России»
Приложение Б Тест определения типа организационной культуры организации
Приложение В Бланк интервью «Особенности функционирования организации ПАО «Сбербанк России»
Степень научной разработанности. Сам термин «бюрократия» появился благодаря французскому государственному деятелю Винсану де Гурнэ (1712–1759). Данное понятие, иллюстрирующее процессы присвоения власти чиновниками, использовалось де Гурнэ в сугубо уничижительном смысле.
Заметный вклад в теорию бюрократии внес выдающийся немецкий философ Г. В. Ф. Гегель (1770–1831). Его идеи о взаимосвязи политической власти и гражданского общества в правовом государстве считаются классическими. Немаловажным обстоятельством было и то, что Гегель воспринимал бюрократию как основу современного ему «среднего класса». В то же время многие построения Гегеля, касающиеся социальной роли чиновничества и особенностей бюрократической системы в условиях становления правового государства, оказались весьма глубокими и сохраняют свое значение.
Важнейшую роль в становлении социологической теории бюрократии сыграли работы выдающегося немецкого социолога Макса Вебера, который выдвинул тезис о неразрывной и в каком-то смысле благотворной связи бюрократического управления с современным рациональным капитализмом. Авторитет М. Вебера во многом способствовал тому, что в социологии понятие «бюрократия» окончательно утратило негативную окраску и превратилось в строго научный термин.
В то же время в сфере обыденного сознания, в публицистике эмоционально негативная окраска данного понятия сохраняется до сих пор.
Объект исследования – бюрократизм.
Предмет исследования – принципы и элементы развития бюрократизма.
Цель исследования - рассмотреть бюрократизм как форму хозяйственной организации.
Задачи:
- изучить определения и суть бюрократизма;
- рассмотреть его типы, виды и основные элементы;
- изучить социально-структурные параметры ПАО «Сбербанк России»;
- рассмотреть хозяйственные составляющие организации ПАО «Сбербанк России»;
- рассмотреть бюрократизм как форму хозяйственной организации ПАО «Сбербанк России»;
- провести логический анализ полученных данных.
Гипотеза. Предположение о том, что бюрократический принцип управления организации, является основой любой современной хозяйственной организации.
1 Теоретико-методологические принципы создания и развития бюрократизма
1.1 Зарождение бюрократизма в России. Основные понятия, суть и теории развития
Родоначальником бюрократического правления в России стал Пётр Великий. А продолжателем и окончательным организатором стал граф М. М. Сперанский.
Бюрократия возникла как побочный продукт необходимости централизованного управления государством. В Российской империи она приняла гипертрофированные формы. Как писал В. И. Ленин, в царской России народ являлся рабом чиновников, как и крестьяне раньше рабами помещиков при крепостном праве. В определённой степени бюрократизм проявлялся и в советский период, однако, во главу угла тогда всё же ставились интересы народа.
Марксисты - ленинцы хотели уничтожить бюрократию. Широкое привлечение народа к управлению, пробуждение активности масс – это те факторы, которые должны были этому способствовать, а революция – сломать старую властную машину. Но искажение идеалов и целей привело к созданию в СССР административно - командной системы.
Народ, практически, был удален от участия появившимся аппаратом бюрократии. Признаки угнетения и террора свидетельствуют о бюрократическом режиме. Тоталитарная система, сложившаяся в союзе, не предполагала защиту прав человека, как и всякая бюрократия. Происходит отчуждение власти.
В Западной Европе в практике управления просматриваются черты бюрократии по Максу Веберу. Это классическая бюрократия. Не одно государственно-организованное общество не может существовать без бюрократов. В общем смысле, бюрократ - это профессиональный управленец, который сам не создаёт никаких ценностей. Его предназначение
- управление государственными делами и выполнение общественно полезных функций. Такие работники редко используют свои профессиональные знания, их цель - компетентность управления.
Достоинства такой аппаратной бюрократии:
- стабильность в управлении - распределение видов работ;
- стандартизация (снижает возможность ошибок);
- своевременное обучение сотрудников;
- формализация, централизация. Недостатки:
- бюрократизм, как таковой;
- слабая мотивация;
- слабое использование человеческого ресурса;
- негибкость в критичных ситуациях, возможность принятия некомпетентных решений.
Такого рода бюрократию можно применить в организациях с устойчивой структурой внешней среды.
Само понятие, бюрократизм имеет множество определений:
- это одна из форм осуществления властных функций в усложняющемся обществе, важный элемент механизма и социального регулирования в условиях экспансии публичной власти и роста численности управленческого аппарата;
- это форма управления, в которой центры исполнительной власти фактически независимы от сформировавших источников власти (народа, населения страны) и реальная полнота власти (прежде всего государственной) сосредоточиваются в руках узкого привилегированного слоя чиновников - бюрократов;
- это извращенная форма государственного управления, предпосылка развития застойных явлений общества (стагнации, кризисов, которые создают опасность социальных взрывов).
Стало быть, бюрократия, как сложное социальное явление, может нести в себе угрозу демократической и политической структуре и тем политическим деятелям, которые руководят ею. Он характеризуется формализмом и господством инструкций, возобладанием ведомственности и административного произвола, недоступностью должностных лиц и многоначалием, протекционизмом и культивированием угодничества, профессиональным снобизмом и высокомерием должностных лиц, волокитой и безответственностью.