Введение
1.Понятие банкротства
2.Порядок возбуждения дела о признании кредитной организации банкротом
3.Особенности конкурсного производства кредитной организации, признанной банкротом
Заключение
Список используемой литературы
Курсовая работа|Право
Авторство: antiplagiatpro
Год: 2012 | Страниц: 40
Введение
1.Понятие банкротства
2.Порядок возбуждения дела о признании кредитной организации банкротом
3.Особенности конкурсного производства кредитной организации, признанной банкротом
Заключение
Список используемой литературы
Актуальность исследования. Функционирование банковской системы оказывает существенное влияние на социально-экономическое развитие любого государства. Однако в условиях рыночной экономики кредитные организации несут предпринимательские риски вплоть до возникновения признаков банкротства, что может повлечь нарушение прав и законных интересов широкого круга лиц. Вследствие этого одним из направлений государственной политики является правовая политика по предупреждению банкротства кредитных организаций, реализация которой сопряжена с решением множества теоретических и практических вопросов.
Одной из основополагающих целей любого современного государства является обеспечение стабильности экономического оборота и эффективной защиты прав и законных интересов его участников. Далеко не каждый участник рынка в ситуации, когда его долги превышают активы, а имущества для удовлетворения требований всех кредиторов недостаточно, способен самостоятельно преодолеть кризис. В подобных ситуациях вступает в действие правовой механизм признания такого должника несостоятельным (банкротом).
Вопросы несостоятельности кредитных организаций всегда были весьма актуальны, так как банкротство этих субъектов затрагивает интересы большого количества вкладчиков - как физических, так и юридических лиц. Необходимость применения к банкам и иным кредитным организациям процедур банкротства, имеющих определенные особенности, вызвана правовой природой таких организаций, деятельность которых во многом носит публично-правовой характер, хотя они и являются частными образованиями.
Законодательство о банкротстве является одним из самых быстро модернизируемых видов законодательства в нашей стране. За период с 1992 г., когда был принят первый нормативный акт о несостоятельности (банкротстве), по 2011 г. сменилось два федеральных закона, регулирующих данные правоотношения, были введены в действие правовые акты о банкротстве кредитных учреждений и субъектов естественных монополий. За истекшее время в Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)») изменения вносились двадцать шесть раз. Наиболее масштабные нововведения касались двух вопросов: регулирования процедуры торгов и вопросов ответственности лиц, контролирующих должника, в том числе оспаривания сделок должника. Использование правовых механизмов, содержащихся в законодательстве о банкротстве, позволяет частично возместить ущерб от правонарушений, связанных с несостоятельностью, но не способно их предотвратить. Эти задачи могут быть решены только при совместном применении норм гражданского, административного и уголовного права. Между тем за период с января по апрель 2011 г., по данным МВД РФ, было выявлено 289 преступлений в сфере банкротства, т. е. 0,3 % от общего количества преступных деяний экономической направленности, что явно не соответствует их реальному количеству. Незначительное число обнаруженных сотрудниками правоохранительных органов преступлений в сфере банкротства свидетельствует о том, что возможности уголовной ответственности по противодействию этим деяниям реализуются не в полной мере.
Потребность в выделении и самостоятельном изучении уголовно-правовых норм, предусматривающих ответственность за преступления в сфере банкротства, обусловлена следующими причинами.
Во-первых, диспозиции уголовно-правовых норм, устанавливающих ответственность за преступления в сфере банкротства, являются бланкетными, что вызывает трудности в их применении.
Во-вторых, хотя вопросы несостоятельности и уголовной ответственности за преступления в сфере банкротства неоднократно обсуждались в монографических изданиях и на страницах периодической печати, анализ соотношения различных видов ответственности за банкротство, роли каждой из них в противодействии правонарушениям в сфере несостоятельности не проводился.
В-третьих, банкротство остается высоко криминализированной сферой экономики. Возможности процедуры несостоятельности нередко используются для оказания воздействия на юридических лиц и предпринимателей, для захвата чужой собственности или для уклонения от погашения долгов.
Отмеченные выше обстоятельства и определили выбор темы настоящего исследования.
Объектом исследования послужили общественные отношения, складывающиеся в связи с совершением таких преступлений, как неправомерные действия при банкротстве, преднамеренное и фиктивное банкротство.
Предмет исследования составили нормы законодательства о банкротстве.
Цель настоящей работы – охарактеризовать сущность и специфические особенности криминального банкротства.
Задачи работы: 1) изучить понятие банкротства; 2) рассмотреть порядок возбуждения дела о признании кредитной организации банкротом; 3) охарактеризовать особенности конкурсного производства кредитной организации, признанной банкротом.
Указанные цель и задачи работы обусловили ее структуру, которая состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Несостоятельность (банкротство) представляет собой сложное экономико-правовое явление. С одной стороны, несостоятельность есть продукт неэффективной предпринимательской деятельности участников экономического оборота, а, с другой стороны, данный институт служит мощным стимулом эффективной работы хозяйствующих субъектов[1].
Современное понятие «несостоятельности (банкротства)» можно охарактеризовать следующими признаками:
- во-первых, это неспособность должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов по денежным обязательствам, т.е. неспособность рассчитаться по долгам со всеми кредиторами;
- во-вторых, это неспособность должника уплатить обязательные платежи - налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет соответствующего уровня и во внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации;
- в-третьих, состояние неплатежеспособности должника трансформируется в несостоятельность (банкротство) только после того как арбитражный суд констатирует наличие признаков неплатежеспособности должника, являющихся достаточным основанием для применения к нему процедур, предусмотренных Законом.
Несостоятельность (банкротство) – признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (далее – банкротство).
Признаки банкротства:
– Гражданин считается не способным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства или обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества.
– Юридическое лицо считается не способным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства или обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.
Для определения наличия признаков банкротства должника учитываются:
– размер денежных обязательств, в том числе размер задолженности за переданные товары, выполненные работы и оказанные услуги, суммы займа с учетом процентов, подлежащих уплате должником, размер задолженности, возникшей вследствие неосновательного обогащения, и размер задолженности, возникшей вследствие причинения вреда имуществу кредиторов, за исключением обязательств перед гражданами, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, обязательств по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, обязательств по выплате вознаграждения по авторским договорам, а также обязательств перед учредителями (участниками) должника, вытекающих из такого участия;
– размер обязательных платежей без учета установленных законодательством РФ штрафов (пеней) и иных финансовых санкций.
Подлежащие применению за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства неустойки (штрафы, пени), проценты за просрочку платежа, убытки, подлежащие возмещению за неисполнение обязательства, а также иные имущественные и (или) финансовые санкции, в том числе за неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей, не учитываются при определении наличия признаков банкротства должника.
Досудебная санация – меры по восстановлению платежеспособности должника, принимаемые собственником имущества должника – унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства.
Процедуры банкротства:
Наблюдение – процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.
Финансовое оздоровление – процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.
Внешнее управление – процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности.
Конкурсное производство – процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов.
Банкротство - это неотъемлемая составляющая рыночной экономики. Главный смысл этой процедуры - возрождение экономики, бизнеса, производства. С этой точки зрения банкротная процедура является не только неизбежной реальностью для большинства предприятий, но и очевидным благом. Банкротство - это средство защиты от кредиторов, возможность получить отсрочку по уплате долгов, провести реструктуризацию и обновить бизнес.
Цель банкротства: по возможности полное сохранение предприятия-должника. Поэтому основными процедурами банкротства в России являются реорганизация (внешнее управление) и мировое соглашение.
Современная рыночная экономика - это сложная система взаимоотношений различных субъектов имущественного оборота, в которой каждый субъект оказывается втянутым в цепочку отношений, поэтому трудности одного отражаются на системе в целом.
Институт банкротства известен всем странам с рыночной экономикой, поскольку последняя предполагает получение прибыли от коммерческой деятельности и платежеспособный спрос потребителей. Прекращение деятельности безнадежно неплатежеспособных должников является положительной мерой. Однако признание должника банкротом имеет и негативные последствия, поскольку затрагивает не только имущественные интересы должника, но и права и интересы большого круга других лиц - его работников, партнеров, кредиторов и других, порождает во многих случаях значительные социальные издержки. Поэтому помимо ликвидационного механизма институт несостоятельности должен предусматривать предупредительный и восстановительный механизм, позволяющий избегать массовых банкротств.
Особенностью института несостоятельности является тот факт, что он призван, с одной стороны, противостоять индивидуальным интересам отдельных лиц, а, с другой стороны - обеспечить баланс интересов этих лиц, а также стабильность рынка в целом[2].
Основной целью банкротства, как экономико-правового института, является повышение эффективности использования производственных ресурсов, что является приоритетной целью экономической политики государства. Очевидно, что сильные и жизнеспособные отечественные предприятия являются ключевой предпосылкой развития российской экономики. Экономический смысл института банкротства в том и состоит, что этот институт должен служить механизмом установления более эффективного режима управления производственными ресурсами на уровне хозяйственных единиц – предприятий, банкротство - это по своей сути не разрушительная, а как раз созидательная мера, направленная в первую очередь на восстановление нормальной работы предприятия, а те материальные ресурсы и структуры управления ими, которые в принципе не могут эффективно использоваться (т. е., грубо говоря, приносить прибыль), должны быть ликвидированы.
В условиях существующей рыночной экономики, когда едва ощутимые подъемы сменяются обвальными кризисами, цифры об обанкротившихся предприятиях и банках все чаще стали фигурировать в средствах массовой информации. Перед российским законодателем встал вопрос о создании специальных нормативных актов, регулирующих процедуры банкротства. Помимо наказания в виде уплаты штрафов, пени и других видов ответственности, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации и рядом нормативных актов, за неисполнение принятых на себя обязательств были необходимы меры более жесткого характера.
Таким средством государственного реагирования стало признание должника несостоятельным (банкротом). Правовую базу для осуществления принудительных мер, вплоть до ликвидации несостоятельного предприятия в
случаях, когда проведение реорганизационных мер экономически не целесообразно или они не дали положительного результата, создал принятый 19 ноября 1992 г. и введенный в действие с 1 марта 1993 г. Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий».
Институт банкротства регулировался данным нормативным актом вплоть до 1998 г., а 8 января 1998 г. был принят новый Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)». Этот закон в основном был направлен на защиту интересов кредиторов, что не могло пагубно не сказаться на финансовой устойчивости обанкротившихся предприятий и организаций, что, собственно, и послужило основанием для принятия в 2002 г. нового Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», который действует до настоящего времени (далее – Закон о банкротстве 2002 г.)[3].
Указанный Закон отличался от предыдущего тем, что был призван способствовать оздоровлению экономики путем избавления от неэффективных предприятий, должен был защищать интересы кредиторов и способствовать восстановлению финансовой устойчивости, платежеспособности предприятий, оказавшихся в сложном положении, но потенциально перспективных.
Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. - 25 декабря 1993 г. - № 237.
Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ (ред. от 06.12.2011) "О несостоятельности (банкротстве)" (с изм. и доп., вступающими в силу с 05.03.2012)// "Собрание законодательства РФ", 28.10.2002, N 43, ст. 4190.
Федеральный закон от 25.02.1999 N 40-ФЗ (ред. от 06.12.2011) "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций"// "Собрание законодательства РФ", 01.03.1999, N 9, ст. 1097.
"Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" от 24.07.2002 N 95-ФЗ (ред. от 08.12.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2012)// "Собрание законодательства РФ", 29.07.2002, N 30, ст. 3012.
Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 01.03.2012)// "Российская газета", N 113, 18.06.1996, N 114, 19.06.1996, N 115, 20.06.1996, N 118, 25.06.1996.
Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ (ред. от 06.12.2011) // СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.
Указание Банка России от 22.12.2004 N 1533-У (ред. от 24.08.2006) "Об определении стоимости имущества (активов) и обязательств кредитной организации" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 17.01.2005 N 6259)// "Вестник Банка России", N 4, 26.01.2005.
Информационное письмо ВАС РФ от 25.04.1995 N С1-7/ОП-237 <Обзор практики применения арбитражными судами законодательства о несостоятельности (банкротстве)>// "Вестник ВАС РФ", N 7, 1995
Постановление ФАС Московского округа от 15.03.2001 N КА-А40/1002-01 Дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом только после отзыва у кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций, если требования к кредитной организации в совокупности составляют не менее одной тысячи минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом, и если эти требования не исполняются в течение одного месяца с момента наступления даты их исполнения.// Документ опубликован не был; источник СПС «Консультант плюс»
Бажин, Д. А. Банкротство: уголовно-правовые и межотраслевые аспекты. Екатеринбург,2011.
Бобылева А.З. Модернизация института банкротства как ключевой фактор повышения эффективности рыночной экономики // Вестн. Моск. ун-та. Сер.21. Управление (государство и общество). - 2010. - N 3. - С.39-60.
Бурганов Р. Теория несостоятельности (банкротства): термины, трактовка, сущность // Пробл. теории и практики управл. - 2009. - N 12. - С.112-118.
Зенкин И.В., Таль Г.К. Банкротство коммерческих организаций. Правовые аспекты. Учебное пособие для арбитражных управляющих. Вопросы и ответы. М.„ 2007.
Карелина С.А. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства): Учебно-практическое пособие. М., 2006.
Комаров B.C. Гражданско-правовые средства предупреждения несостоятельности (банкротства) кредитных организаций: Дисс.канд. юрид. наук. М., 2006.
Комолов А.Л. Правовое регулирование предупреждения банкротства кредитных организаций. М., 2011.
Курбатов А. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) кредитных организаций// Хозяйство и право. Приложение. 2006, № 4.
Свириденко О.М. Институт несостоятельности (банкротства) в системе гражданского права // Журн. рос. права. - 2011. - N 1. - С.39-46.
Суворов A.B. Банкротство кредитных организаций: Дисс.канд. юрид. наук. М., 2002.
Телюкина М.В. Проблемы несостоятельности и банкротства юридических лиц. М., 2007.
Тимербулатов А.Х. Уголовно-правовые проблемы банкротства. М., 2009.
Тосунян Г.А., Викулин А.Ю. Постатейный комментарий к Федеральному закону «О несостоятельности (банкротстве) кредитной организации». М., 2010.
Юлова Е.С. Правовое регулирование несостоятельности (банкротства) кредитных организаций: Дисс.канд. юрид. наук. М., 2004.
Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших
экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!
Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!