Задолженность покупателей и заказчиков является неизбежным следствием существующей в настоящий момент системы денежных расчетов между компаниями, при которой есть временной разрыв платежа с момента перехода права собственности на товар. Однако, заминка платежа в некоторых случаях может привести к свёртыванию инвестиционных проектов, необходимости брать в долг и даже к процедуре банкротства.
Исключительно важное значение имеет верное отражение в бухгалтерском учете задолженности покупателей и заказчиков, поскольку величина балансовых остатков по этим видам задолженности и периоды оборачиваемости каждой из них оказывают влияние на платежеспособность компании.
Кроме того, в некоторых случаях необходим анализ задолженности и в целях налогообложения, поэтому Федеральный закон № 402-ФЗ требует проведения инвентаризации задолженности покупателей и заказчиков.
Так как основная задача любой коммерческой организации состоит в извлечении прибыли, то перед финансовыми отделами и менеджментом компании встает вопрос об уменьшении уровня задолженности покупателей и заказчиков, высокие значения которой может негативно влиять на финансовую устойчивость фирмы и его платежеспособность.
Поэтому теперешняя модель бухгалтерского учета должна состоять из совокупности методов анализа и оценки долгов покупателей и заказчиков. При помощи их находят паритет между их долгами, достигают повышенной эффективности использования денежных ресурсов.
Актуальность темы курсовой работы аргументирована тем, что разнообразные формы расчетов, предусмотренные законодательством, превращают учет расчетов с покупателями и заказчиками в процесс, которые требует знания российского гражданского законодательства, правил ведения бухгалтерского и налогового учета, навыков оценки и описания систему взаимодействия с контрагентами.
Цель курсовой работы является изучение и совершенствование учета и анализа расчетов с покупателями и заказчиками. Цель курсовой работы определила ее задачи:
- провести анализ организации бухгалтерского учёта покупателей и заказчиков в ООО «Партнер-Л»;
- оценить соответствие принципов ведения учёта и порядок отражения данных в бухгалтерской отчётности требованиям российского законодательства и нормативно-правовых актов;
- дать рекомендации по совершенствованию учета покупателей и заказчиков в целях повышения качества расчетов.
Объектом исследования в курсовой работе служит ООО «Партнер-Л», ведение бизнеса которого сопряжена с задолженностью покупателей и заказчиков.
Предметом исследования является постановка бухгалтерского учета покупателей и заказчиков в ООО «Партнер-Л».
Информационной базой курсовой работы служат нормативно-правовые акты Российской Федерации по вопросам учета расчетов с покупателями и заказчиками, специальная экономическая литература, периодические издания по бухгалтерскому учету.
-
Теоретические основы учета и анализа расчетов с покупателями и заказчиками
1.1. Сущность расчетов с покупателями и заказчиками
Расчеты с покупателями и заказчиками являются важнейшей составляющей финансов компании.
Дебиторская задолженность есть неизбежное следствие существующей в настоящий момент способов денежных расчетов между предприятиями, при которых всегда существует разрыв момента платежа со временем перехода права собственности на товар, между предъявлением платежных документов к оплате и моментом их фактической оплаты[1].
Согласно российским стандартам бухгалтерского учета и отчетности и международным стандартам финансовой отчетности (МСФО) дебиторская задолженность - это сумма денежных средств, причитающаяся организации от ее покупателей продукции, товаров (потребителей услуг) - дебиторов. Причина возникновения дебиторской задолженности состоит в том, что факт поставки товара (предоставления услуг) не всегда совпадает по времени с поступлением денежных средств.
Дебиторская задолженность представляется объектом бухгалтерского учета, а именно представляет собой обязательства компании. Действующий ГК РФ содержит общепринятое, традиционное определение понятия обязательства: в силу обязательства одно лицо (должник) должно совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как-то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., или воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности (п. 1 ст. 307 ГК РФ)[2].
Классифицировать дебиторскую задолженность можно по следующим критериям[3]:
1) дебиторская задолженность по причинам образования подразделяется на оправданную и неоправданную. Оправданной признается дебиторская задолженность, время погашения которой еще не наступило или составляет менее 1-го месяца и которая связана с документооборотом при нормальных сроках; неоправданной — просроченная задолженность, а также задолженность, которая связана с неточностями в оформлении расчетно-платежных документов, с несоблюдением условий хозяйственных договоров и т.д. Есть также безнадежная дебиторская задолженность — это денежные средства, взятые в долг заемщиками, возврат которых маловероятен вследствие отказа судебных органов или банкротства должника, с истекшим сроком исковой давности или просроченная дебиторская задолженность, когда компания теряет право на получение бесспорного долга по своей вине;
2) по сроку платежа дебиторская задолженность делится на отсроченную (по которой еще не наступил срок исполнения обязательств) и просроченную (по которой уже наступил срок исполнения обязательств);
3) по видам дебиторская задолженность подразделяется на задолженность покупателей и заказчиков; векселей к получению; задолженность дочерних и зависимых обществ; авансы выданные; прочие дебиторы.
Дебиторская задолженность организации может отражаться по следующим статьям бухгалтерского баланса:
- расчеты с покупателями и заказчиками;
- векселя к получению;
- внутрихозяйственные расчеты (задолженность дочерних и зависимых обществ);
- расчеты с поставщиками и подрядчиками (авансы выданные);
- расчеты с разными дебиторами и кредиторами.
Дебиторская задолженность делится на две группы:
- дебиторская задолженность за товары (работы и услуги), срок оплаты которых не наступил. При приближении срока оплаты необходимо напомнить об этом заказчику;
- дебиторская задолженность за товары (работы и услуги), не оплаченные в срок, предусмотренный контрактом. Она, в свою очередь, подразделяется на следующие группы:
- ожидаемая в согласованные с заказчиком сроки;
- труднореализуемая;
- сомнительная;
- безнадежная.
Схематично классификация дебиторской задолженность показана на рис. 1.1.
Контроль за движением дебиторской задолженности - существенный элемент системы бухгалтерского учета.
При осуществлении функций контроля основными задачами являются:
1) снижение уровня дебиторской задолженности до размера, не превышающего уровень кредиторской задолженности, так как кредиторская задолженность является бесплатным кредитом для организации;
2) усиление контроля за движением дебиторской задолженности. Именно этот вид задолженности приводит к иммобилизации денежных средств и, соответственно, к дальнейшей неплатежеспособности организации;
3) своевременное погашение долгов, не допуская просрочек и штрафных санкций. Важную роль в этом может сыграть правильно выбранная форма расчетов;
4) разумное использование такой формы привлечения клиентов, как коммерческий кредит. С помощью этой формы кредитования можно не только привлечь дополнительных покупателей, но и значительно увеличить объем продаж, а, следовательно, и прибыли;
5) при предоставлении коммерческого кредита предварительная работа с потенциальными дебиторами на предмет их платежеспособности, а в дальнейшем четкое отслеживание своевременности погашения ими своих обязательств;
6) выявление степени риска появления недобросовестных покупателей путем расчета резерва по сомнительным долгам.
Рис. 1.1- Классификация дебиторской задолженности
Рост дебиторской задолженности значит отвлечение средств из оборота, что приводит к ухудшению финансового состояния компании, а иногда может привести и к банкротству. Между обязательствами дебиторов и кредиторов существует взаимосвязь: так, увеличение дебиторской задолженности влечет за собой и увеличение кредиторской задолженности.
1.2 Нормативно-правовое регулирование расчетов с покупателями и заказчиками
В российской Федерации сложилась четырехуровневая система бухгалтерского учета:
Порядок постановки на учет, оценка, списание дебиторской и кредиторской задолженности, а также возникающие в связи с этим налоговые обязательства регулируются различными нормативными документами[4]. Основным нормативным актом, который регулирует бухгалтерский учет в Российской Федерации, является Федеральный закон «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ[5].
Законом устанавливаются единые правовые методологические правила бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации для всех предприятий и организаций, которые являются юридическими лицами, в нем определяется сущность бухгалтерского учета и его задачи, основные понятия, применяемые в учете, порядок регулирования, организации и ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности, а также связи компаний по этим вопросам с внутренними и внешними пользователями информации, включая органы государственного управления.
Согласно Закону Правительство Российской Федерации осуществляет общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в нашей стране.
Органы, которым федеральными законами дано право регулировать бухгалтерский учет (Министерство финансов РФ, Центральный банк РФ, другие ведомства), руководствуясь российским законодательством, разрабатывают и утверждают в пределах своих полномочий обязательные для исполнения всеми предприятиями и организациями в России: