Реферат|Конституционное право

Реферат Конституционные институты непосредственной демократии

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2019 | Страниц: 12

ВВЕДЕНИЕ

  1. Виды институтов непосредственной демократии
  2. Классификация форм непосредственной демократии

      ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Демократия предполагает признание принципа равенства и свободы всех людей, активное участие народа в политической жизни страны. Демократический режим обычно присущ странам с рыночной экономикой, в социальной структуре которых значительное место занимает средний класс.

Демократический режим складывается лишь в государствах, в которых достигнут высокий уровень социально-экономического развития, способный обеспечить необходимое благосостояние всем гражданам, без чего невозможно достижение общественного согласия, стабильности и прочности базовых демократических принципов. Подлинная демократия может функционировать в обществе с высокой степенью развития общей и политической культуры, значительной социальной и политической активностью индивидуумов и их добровольных объединений, готовых встать на защиту институтов демократии. Еще одной предпосылкой демократии является многообразие форм собственности, обязательное признание и гарантированность права частной собственности: только в этом случае возможно реальное обеспечение всех прав и свобод человека и его, пусть даже и относительная, независимость от государств.

В зависимости от форм участия народа в осуществлении власти выделяют прямую и представительную демократию.

В прямой демократии между волей народа и ее воплощением в решения нет опосредующих звеньев - народ сам участвует в обсуждении и принятии решений. В подобной форме демократия была реализована в Афинском полисе. Известно, что Народное собрание обычно собиралось каждые девять дней для принятия важнейших решений. Подобный вариант самоуправления используется и сегодня в организациях и небольших территориальных сообществах (городах, общинах) в форме собраний, в ходе которых граждане обсуждают проблемы управления, финансирования общественных проектов, социальных программ. Законодательство многих стран предусматривает и непосредственные формы участия граждан в законотворчестве - референдумы и инициативные движения.

Цель данной работы - рассмотреть формы непосредственной демократии.

Задачи данной работы:

- изучить непосредственную демократию как конституционную форму прямого народовластия;

- проанализировать институт референдума и выборов как основные формы непосредственной демократии.

 

  1. Виды институтов непосредственной демократии

Народовластие в Российской Федерации может осуществляться в двух основных формах: непосредственной и опосредованной. К первой, так называемой прямой, непосредственной, демократии относятся:

- прямые выборы;

- референдум;

- отзыв депутата представительного органа власти и выборного должностного лица (на федеральном уровне не предусмотрен);

- народная законодательная (правотворческая) инициатива (возможна только на региональном и местном уровнях);

- формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления (сход граждан, собрания и конференции граждан, публичные слушания и т.д.) и др.

Опосредованная форма народовластия (представительная демократия) связана с осуществлением власти через избранных представителей, органы государственной власти и органы местного самоуправления (в том числе и единоличные).

Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы[1]. Здесь необходимо иметь в виду, что, во-первых, установлены иерархия форм непосредственной демократии, их деление на высшие и иные, а во-вторых, нет градации внутри высших форм народовластия: референдум и свободные выборы являются в одинаковой степени высшими формами осуществления власти народом.

Демократические выборы давно стали повсеместным явлением, привычной практикой для большинства государств (возраст этого института, по существу, совпадает с возрастом парламентаризма). Выборы - одно из распространенных явлений общественной жизни вообще: выбираются органы управления юридических лиц, учебных групп, религиозных общин, лидеры неформальных группировок, органы территориального общественного самоуправления (домовые, уличные комитеты и пр.) и т.д. Поэтому понятно, что выборы рассматриваются как конституционно-правовой институт, связанный с формированием различных органов публичной власти.

Выборы[2] - это форма прямого волеизъявления граждан, осуществляемого в соответствии с федеральным и региональным законодательством, уставами муниципальных образований в целях формирования органов государственной власти, органов местного самоуправления или наделения полномочиями должностных лиц.

Классификацию выборов в России можно осуществить по следующим критериям:

а) в зависимости от территории, на которой проводятся выборы:

- всеобщие (общероссийские, общенациональные);

- региональные;

- местные (муниципальные);

б) в зависимости от формируемого органа (избрания должностного лица):

- выборы коллегиальных органов публичной власти (парламентские, выборы представительных органов местного самоуправления);

- выборы единоличных органов публичной власти и должностных лиц (президентские, губернаторские, выборы глав администраций, мировых судей и т.п.);

в) в зависимости от способа волеизъявления избирателей:

- прямые - когда отношение к кандидату выражается непосредственно;

- косвенные - когда между избирателями и кандидатом существует промежуточное звено (например, члены Совета Федерации - представители законодательных органов субъектов РФ избираются на заседаниях этих органов; выборы председателей региональных парламентов, как правило, осуществляются депутатами соответствующих парламентов; выборы глав муниципальных образований часто осуществляются депутатами представительных органов местного самоуправления и т.п.);

г) в зависимости от срока проведения:

- очередные;

- внеочередные (в связи с досрочным прекращением полномочий органа власти или выборного должностного лица);

- повторные (в связи с признанием очередных или внеочередных выборов несостоявшимися);

д) в зависимости от масштаба выборов (количества замещаемых мандатов представительного органа):

- полные (когда обновляется, избирается весь состав представительного органа);

- частичные (дополнительные) - проводятся для замещения части мандатов (например, если предусмотрена ротация части состава представительного органа, если в результате состоявшихся выборов остались незамещенными депутатские мандаты, если появляется вакансия депутатского мандата и т.п.);

е) в зависимости от количества зарегистрированных кандидатов:

- альтернативные;

- безальтернативные.

Понятие выборов (в широком смысле, как конституционно-правовой институт) часто отождествляют с понятием избирательного права, которое можно определить как институт конституционного права, совокупность правовых норм, регулирующих процесс избрания кандидатов в представительные органы власти и на выборные должности.

В институте избирательного права можно выделить группы правовых норм, регулирующие следующие вопросы:

  • основные принципы избирательного права;
  • требования, предъявляемые к избирателям и кандидатам (активное и пассивное избирательное право);
  • статус избирательных комиссий и иных субъектов избирательного процесса (политических партий, избирательных объединений и блоков, наблюдателей и др.);
  • порядок образования избирательных округов ("избирательная география", "избирательная геометрия");
  • порядок проведения предвыборной агитации, финансирования избирательной кампании;

- процедуру голосования;

- порядок определения результатов выборов;

- порядок обжалования нарушений и опротестования результатов выборов.

В Российской Федерации избирательное законодательство не кодифицировано: в нашей стране нет избирательного кодекса (на федеральном уровне), как в некоторых других государствах или отдельных субъектах РФ (Башкортостане, Алтайском крае, Белгородской, Воронежской, Костромской, Свердловской областях и др.), нормы избирательного права содержатся в Конституции РФ и многочисленных федеральных, региональных и муниципальных законах и иных правовых актах.

В то же время основополагающие положения, обязательные при проведении выборов любого уровня на всей территории России, содержатся в Федеральном законе от 12.06.2002 № 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" с изменениями и дополнениями. При этом большинство избирательных норм, предусмотренных российским законодательством, соответствуют общепризнанным, достаточно унифицированным положениям избирательного права зарубежных государств.

Так, в качестве основных принципов проведения выборов и референдума российское законодательство закрепляет:

- участие граждан России в выборах на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права (волеизъявления) при тайном голосовании;

- обязательность и периодичность проведения выборов;

- свободное и добровольное участие в выборах и референдуме;

- сохранение избирательных прав при проживании российских граждан за пределами территории России;

- гласность в деятельности избирательных комиссий и комиссий референдума всех уровней;

- самостоятельность избирательных комиссий и комиссий референдума, недопустимость вмешательства в их деятельность со стороны иных органов публичной власти, должностных лиц, организаций и граждан;

- недопустимость (по общему правилу) участия в избирательном процессе иностранных государств, организаций и граждан, а также лиц без гражданства.

Активным избирательным правом и правом голосовать на референдуме обладают все граждане РФ независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств, достигшие возраста 18 лет (на день голосования) и проживающие на территории избирательного округа.

Нормативно-правовые акты

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008г. № 7-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 4. - Ст. 445.
  2. Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 N 1-ФКЗ (ред. ФКЗ №1-ФКЗ от 29.07.2018) "О Конституционном Суде Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 25.07.1994, N 13, ст. 1447.
  3. Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (в ред. ФЗ №12-ФКЗ от 28.12.2016) "О Правительстве Российской Федерации" // "Собрание законодательства РФ", 22.12.1997, N 51, ст. 5712.
  4. Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12.06.2002 N 67-ФЗ (в ред. ФЗ №464-ФЗ от 11.12.2018) // "Собрание законодательства РФ", 17.06.2002, N 24, ст. 2253.
  5. Федеральный закон "О выборах Президента Российской Федерации" от 10.01.2003 N 19-ФЗ (в ред. ФЗ №464-ФЗ от 11.12.2018) // "Парламентская газета", N 8-9, 16.01.2003.

Учебная и научная литература

  1. Комарова, В.В. Референдумный процесс Российской Федерации. / В.В. Комарова. М.: Директ-Медиа. 2014. - 608с.
  2. Некрасов, С.И. Конституционное право Российской Федерации. Конспект лекций. / С.И. Некрасов. М.: Юрайт-Издат. 2016. - 167с.
  3. Кушнир, И.В. Конституционное право. / И.В. Кушнир. М.: НОРМА. 2017. - 430с.
  4. Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации. / М.В. Баглай. М.: НОРМА. 2017. - 365с.
  5. Живодрова, Н.А. Теоретико-правовые основы института референдума в РФ. / Н.А. Живодрова. М.: Юрайт-Издат. 2016. - 93с.

Дерябина, Е.М. Основы права. / Е.М. Дерябина, М.Н. Марченко М.: Проспект. 2017. – 579 с

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Реферат Конституционное право
2012 год 11 стр.
Реферат О конституционном собрании
Telesammit
Реферат Конституционное право
2016 год 21 стр.
Реферат Конституционный статус личности в России
Telesammit
Реферат Конституционное право
2016 год 16 стр.
Реферат Советский федерализм: опыт развития и проблемы наследия
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское