Реферат|Конституционное право

Реферат Федеративное устройство

Уточняйте оригинальность работы ДО покупки, пишите нам на topwork2424@gmail.com

Авторство: antiplagiatpro

Год: 2015 | Страниц: 23

Введение

  1. Понятие федеративного устройства
  2. Принципы федерального устройства РФ
  3. Достоинства и недостатки федерализма

Заключение

Список использованной литературы

Актуальность темы исследования. В современной правовой науке активно исследуются процессы, происходящие в федеративных государствах. Необходимо отметить, что понятие федерализма возникло с потребностью устройства государства в такой форме, которая, обеспечивая единство и согласованное функционирование государства как целостной организации политической власти, допускает существование и развитие в его пределах структурных единиц, в свою очередь выступающих как относительно самостоятельные государственные образования. Федеративные государства стали прогрессивной формой решения вопроса территориально-политической организации общества.

Разделение предметов ведения и компетенции - важный и необходимый элемент в определении федеративной природы государства с точки зрения разделения власти. Главное составляющее природы федеративного государства - это взаимоотношения целостного, но сложноорганизованного объединения и его составных частей-субъектов.

Распределение компетенции между федеративным союзом и его членами не является раздроблением государственной власти. Смысл распределения компетенции состоит в разумном разделении, структурировании и сбалансированности государственной власти.

Проблематика федерализма и федеративного устройства государств занимает одно из центральных мест в отечественной и зарубежной политической науке и юриспруденции. Об этом свидетельствует наличие соответствующих исследовательских традиций; организация и деятельность специальных научных центров, занимающихся исследованием федерализма; издание специализированных научных журналов; публикация по различным аспектам данной проблематики достаточного количества книг и статей, проведение большого числа международных, общенациональных и региональных конференций.

Столь серьезное внимание к вопросам федерализма отнюдь не случайно. Федерализм как идеология и политика нацелен на обоснование и реальную организацию такого государственного устройства, которое обеспечивает единство в многообразии. Чем более разнообразными по своим почвенно-климатическим условиям, природным ресурсам, экономическому потенциалу, социально-этническому составу, культурным традициям и другим признакам являются регионы страны, тем более адекватной формой государственного устройства является федерация.

Последняя представляет собой такую форму территориально-политического устройства государства, которая позволяет обеспечить, с одной стороны, его единство и целостность, с другой - относительную самостоятельность составных частей государства во имя эффективности управления, сохранения национальной государственности и этнической самобытности народов, компактно проживающих на территории данного государства.

Цель работы - с позиции комплексного анализа охарактеризовать сущность и особенности федеративного устройства.

В соответствие с указанной целью в работе поставлены и последователь решены следующие задачи: 1) изучить понятие федеративного устройства; 2) рассмотреть принципы федеративного устройства РФ; 3) охарактеризовать достоинства и недостатки федерализма.

Структура работы обусловлена ее целью и задачами и состоит из введения, трех параграфов, заключения и списка использованной литературы.

 

1. Понятие федеративного устройства

Термины «федерация» и «федерализм» весьма востребованы в современном мире, причем не только в науке, но и в таких сферах общественных отношений, как литература, публицистика, спорт, культура, профсоюзная и иная профессиональная деятельность, функционирование различных институтов гражданского общества и общественных объединений (женских, молодежных, студенческих, детских, ветеранских и т. п.). В широком смысле слова под федерацией (от лат. federare - объединять, укреплять союзом) понимается любая система, структура, состоящая из неодинаковых частей. Рассматриваемые термины имеют и собственно правовое значение.[1] При этом они не являются тождественными, а соотносятся как форма и содержание. Федерация - это форма территориально-государственного устройства, при которой составными частями государства являются относительно самостоятельные государственные образования - субъекты федерации; федерализм же - это проявление установленных федеративных отношений, это сами федеративные отношения во всем их многообразии. Федерализм справедливо рассматривается как межотраслевое понятие, содержащее не только юридические, но и политические, социологические, психологические, исторические, экономические и иные аспекты. Таким образом, федерация как форма, организационная сторона государства отражает статику в государственных отношениях, а федерализм - динамику внутригосударственных отношений в федеративном государстве. При этом главное в характеристике федерализма - не уяснение территориальной составляющей государства, а именно федеративные отношения, т. е. взаимосвязи различных субъектов этих отношений. Не являясь тождественными, понятия «федерация» и «федерализм» находятся тем не менее в неразрывном единстве (во всяком случае с сугубо юридической точки зрения): федерация немыслима без федеративных отношений, а федеративные отношения возможны только в федеративном государстве.

Федерация (от позднелат. foederatio — союз, объединение), наряду с унитарной формой, представляет собой одну из основных форм территориальной организации государства. Как форма государственного устройства, она предполагает особый характер отношений между федеральными органами власти и органами составляющих федеративное государство территориальных частей — субъектов федерации. Это сложное государство, представляющее собой союз ряда государств — членов федерации. Федеративное государство (лат. foederatio – союз, объединение) – это сложное образование, имеющее в своем составе административно-территориальные или национальные образования — члены (субъекты) федерации, обладающие значительной степенью самостоятельности (штаты — в США, земли – в ФРГ, республики, области, края, автономные округа и области, города федерального значения – в России) или даже суверенитетом (кантоны – в Швейцарии, республики – в России).[2]

Обращая внимание на это обстоятельство, отечественные исследователи отмечали, что «девятая часть государств мира — 21 государство—являются федерациями, в них проживает около трети населениям Земли». Среди федеративных государств есть высокоразвитые гиганты (США) и малые индустриальные страны (Бельгия, ставшая федерацией в соответствии с конституционными поправками 1993 г.), крупные (Бразилия) и небольшие государства (новая Союзная Республика Югославия), находящиеся на среднем уровне развития, разного, рода бывшие колонии (Индия с почти миллиардным населением и малая Исламская Федеративная Республика Коморских Островов), страны со значительным удельным весом патриархальных порядков (Танзания в Африке, Папуа — Новая Гвинея в Океании). Они неодинаковы по характеру социальной напряженности, связанной, в частности, с несовершенством федеративной структуры (например, в Канаде), и с точки Зрения государствоведческих, правовых характеристик, совокупность которых образует определенную модель федерализма как особой формы государственного устройства.

Наряду с высшими органами государственной власти федерации субъекты федерации образуют самостоятельные органы государственной власти. Для защиты и представления интересов субъектов федерации на общегосударственном уровне создаются двухпалатные парламенты (США, Швейцария, Россия). В федерации существует двойная система законодательства — федеративное и законодательство субъектов федерации.[3]

При этой форме государственного устройства образуются общие для всей федерации высшие органы власти и органы управления, причем сохраняются высшие органы власти и управления у каждого из государств — членов федерации. Последние могут иметь, кроме того, собственное законодательство, судебную, налоговую системы.

Каждая из моделей имеет как позитивные, так и негативные стороны, что является объективным.

Перечислим типичные признаки федерализма как такового, отличающего его от других форм государственного устройства — конфедерации и унитаризма. Прежде всего то, что любая федеративная система независимо от ее специфических черт и особенностей выступает как единое союзное государство, состоящее из двух или более относительно самостоятельных государств и государственных образований. Каждое из них, будучи субъектом федерации, имеет свое собственное административно-территориальное деление. Имеет наряду с федеративными свои собственные высшие органы государственной власти и управления, судебные, правоохранительные, фискальные и иные органы, располагает своей конституцией и текущим законодательством. Может иметь в нередких случаях свои собственные воинские формирования и гражданство.

Федерация — это юридически единое союзное государство, в состав которого входят определенные государства или государственные образования, обладающие властью и полномочиями в решении тех вопросов, которые не относятся к компетенции федеральной власти. Ее характеризуют следующие признаки. Федерация — единое союзное государство, существующее наряду и над теми государствами, которые входят в его состав. Федерация обладает суверенитетом. Федерация имеет необходимые государственно-правовые институты, т. е. законодательные и исполнительные органы, которые избираются населением всех субъектов федерации, причем парламенты федерального типа, как правило, с двухпалатной структурой. Наряду с общей палатой, которая выражает интересы всего государства, существует палата, выражающая интересы субъектов федерации.

Акты федеральных органов, являются обязательными на всей территории федерации. Они не подлежат утверждению со стороны органов субъектов федерации и адресованы непосредственно населению. Субъекты федерации не имеют права отмены актов Федерации.

Федерация обладает единой территорией и единым гражданством. Причем, территория федерации может состоять из территорий ее субъектов, но вместе с тем может существовать общефедеральная территория, которая в состав субъектов не входит.

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 21 июля 2014 № 11-ФКЗ) // Российская газета, от 25 декабря 1993 г. № 237.
  2. "Устав Организации Объединенных Наций" (Принят в г. Сан-Франциско 26.06.1945)// СПС "Гарант"
  3. Федеральный закон от 17.06.1996 N 74-ФЗ (ред. от 04.11.2014) "О национально-культурной автономии"// "Собрание законодательства РФ", 17.06.1996, N 25, ст. 2965
  4. Федеральный закон от 20.07.2000 N 104-ФЗ (ред. от 28.12.2013) "Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации"// "Собрание законодательства РФ", 24.07.2000, N 30, ст. 3122
  5. Андриченко Л.В. Конституционные основы российского федерализма / Андриченко Л.В., Юртаева Е.А. // Журн. рос. права. - 2013. - N 6. - С.5-16.
  6. Глигич-Золотарева М.В. Теория и практика федерализма: системный подход. - Новосибирск: Наука, 2009.
  7. Добрынин Н.М. Российский федерализм. Генезис, эволюция: избранные публикации: в 2 т. - Новосибирск: Наука. Т.1. - 2008.
  8. Жидких В. Федерализм как форма государственного устройства // Власть. - 2009. - N 7. - С.56-59.
  9. Карпов А.В. Модель современного федерализма: современное состояние и перспективы развития // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - 2009. - N 5. - С.5-13; N 6. - С.6-13.
  10. Семитко А.П. Идея федерализма в России: прошлое и настоящее // Рос. юрид. журнал. - 2013. - N 1. - С.19-23.
  11. Фарукшин М. Этнофедерализм: российский и зарубежный дискурс // Мировая экономика и междунар. отношения. - 2012. - N 10. - С.40-51.
  12. Шишков В.В. Российский федерализм и его особенности в свете постимперского транзита // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 18. Социология и политология. - 2014. - N 1. - С.90-105.

Эта работа не подходит?

Если данная работа вам не подошла, вы можете заказать помощь у наших экспертов.
Оформите заказ и узнайте стоимость помощи по вашей работе в ближайшее время! Это бесплатно!


Заказать помощь

Похожие работы

Реферат Конституционное право
2012 год 11 стр.
Реферат О конституционном собрании
Telesammit
Реферат Конституционное право
2016 год 21 стр.
Реферат Конституционный статус личности в России
Telesammit
Реферат Конституционное право
2016 год 16 стр.
Реферат Советский федерализм: опыт развития и проблемы наследия
Telesammit

Дипломная работа

от 2900 руб. / от 3 дней

Курсовая работа

от 690 руб. / от 2 дней

Контрольная работа

от 200 руб. / от 3 часов

Оформите заказ, и эксперты начнут откликаться уже через 10 минут!

Узнай стоимость помощи по твоей работе! Бесплатно!

Укажите дату, когда нужно получить выполненный заказ, время московское