В современных экономических условиях деятельность каждого хозяйственного субъекта является предметом внимания обширного круга участников рыночных отношений, заинтересованных в результатах его функционирования.
Актуальность темы практики вызвана тем, что четкая и профессиональная финансовая работа на предприятии обеспечивает выживаемость предприятия в современных условиях. Поддержка устойчивого финансового положения – важнейшая характеристика экономической деятельности финансовой службы. Правильная организация финансовой работы определяет конкурентоспособность, потенциал в деловом сотрудничестве, оценивает, в какой степени гарантированы экономические интересы самого предприятия и его партнёров в финансовом и производственном отношении. Однако одного умения реально оценивать финансовое состояние недостаточно для успешного функционирования предприятия и достижения им поставленной цели.
Конкурентоспособность предприятию может обеспечить только правильное управление движением финансовых ресурсов и капитала, находящихся на распоряжении.
В связи с этим бухгалтерская отчётность становится информационной основой последующих аналитических расчётов, необходимых для принятия управленческих решений.
Решения финансового характера точны настолько, насколько хороша и объективна информационная база предприятия.
Цель работы заключается в изучении системы организации финансов предприятия, методов анализа их финансового состояния, как инструментов принятия управленческого решения и выработки, на этой основе, практических рекомендаций и выводов.
Основной задачей данной работы является анализ производственно-финансовой деятельности предприятия, как инструмента для проведения мероприятий по улучшению его финансового состояния и стабилизации положения. Чтобы достичь поставленной цели, в работе были рассмотрены наиболее важные моменты и направления в проведении финансового анализа, как теоретически, так и практически. Основные направления по улучшению финансового состояния предприятия аргументированы и подкреплены теоретическими выводами и практическими расчетами.
Объектом исследования является система финансового анализа предприятия. Субъект исследования - финансовое состояния НОАО «Гидромаш».
В работе использовано большое количество литературы как отечественных, так и зарубежных ученых-экономистов. Разные авторы предлагают разные методики финансового анализа. Детализация процедурной стороны методики финансового анализа зависит от поставленных целей, а также различных факторов информационного, временного, методического и технического обеспечения. Базовой литературой при подготовке работы можно назвать учебные пособия Алексеевой М.М. «Планирование деятельности фирмы», Балабанова И.Т. «Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта», Ковалева В.В. «Финансовый анализ: управление капиталом, выбор инвестиций, анализ отчетности», Стояновой Е.С. «Финансовый менеджмент: теория и практика». Особое значение при изучении материала оказали научные статьи, посвященные финансовой деятельности предприятия в специальных журналах: «Финансовый менеджмент», «Менеджмент в России и за рубежом», «Финансы», «ЭКО», «Экономист», «Вопросы экономики».
1. Общая характеристика предприятия
Нижегородское НОАО "Гидромаш" - ведущее российское предприятие по разработке, производству и испытаниям шасси, гидроцилиндров и гидроагрегатов для всех типов летательных аппаратов.
Авиационные шасси, выпускаемые предприятием, установлены на различных модификациях пассажирских самолетов Яковлева и Туполева. Здесь были спроектированы и изготовлены шасси для космического корабля многоразового использования "Буран".
НОАО"Гидромаш" активно сотрудничает с ведущими фирмами Запада: "Либхерр Аэроспейс", "Либхерр Гидравликбаггер", "Юнгхайнрих", "Мессье Даути" и др.
Международный авторитет и деловую репутацию предприятие заслужило благодаря превосходному качеству выпускаемой им продукции, точному и своевременному исполнению заказов. Сегодня НОАО"Гидромаш" обладает высокопроизводительным и высокоточным оборудованием ведущих мировых производителей, мощным научно-технологическим заделом на перспективу. Система менеджмента качества предприятия сертифицирована европейской сертификационной компанией "DEKRA Certification GmbH" на соответствие стандартам ISO 9001-2008 и EN 9100-2009.
Стратегической задачей "Гидромаша" является расширение своих позиций на мировом рынке за счет постоянного участия в крупных международных проектах и закрепление своих лидирующих позиций на авиационном рынке России.
НОАО "Гидромаш" основано Петром Ильиным в 1805 году в г. Москва как каретная мастерская, выпускающая различные виды конных экипажей, удостоенных высочайшей награды, иметь изображение Императорского герба.
В начале XX в. Московское акционерное общество "П. Ильин" занималось сборкой и ремонтом автомобилей, а в годы Первой мировой войны выполняло заказы отечественной авиации, став одним из первых русских авиационных заводов.
В 1925 г. заводом "Спартак" (так тогда называлось предприятие) было освоено производство автомобилей НАМИ-1, оставивших позади многие признанные зарубежные марки малолитражек. А также начат выпуск трехосных грузовиков "Форд-АА-НАМИ", технология которых в 30-е годы была передана Горьковскому автозаводу. 1933 г. - важнейшая веха в истории предприятия - завод перешел в ведение "Глававиапрома" и начал заниматься проектированием и изготовлением шасси для отечественной авиации. Самолеты И-16, Пе-2, ДБ-3, укомплектованные шасси завода, успешно прошли испытания в боевых условиях Испании и Халкин-Гола.
Осенью 1941г. московский завод был эвакуирован в г.Горький. За годы войны здесь было выпущено 22 тысячи комплектов шасси к военным самолетам, которые стояли на каждом шестом самолете, сделанном в СССР в 1941-1945 годах.
В послевоенные годы под руководством генерального директора А.А. Волкова завод был заново отстроен: возведены корпуса, установлено современное оборудование, внедрены прогрессивные технологические процессы. За период с 1949-1951гг. здесь было сделано свыше 2 тысяч комплектов шасси. В 1969г. завод возглавил В.И. Лузянин. Под его руководством ПО "Гидромаш" заняло лидирующее место в отечественном самолетостроении, плодотворно сотрудничая с ведущими авиационными КБ страны. Здесь были созданы шасси для различных модификаций самолетов и вертолетов. В 1976г. за создание образцов новой авиационной техники объединение было награждено орденом Трудового Красного Знамени.
В 1988г. трудовым коллективом ПО "Гидромаш" были спроектированы и изготовлены шасси для советского космического корабля многоразового использования "Буран".
В 1992г. ПО "Гидромаш" было акционировано и сейчас является самостоятельным частным предприятием и не входит в состав ни одного концерна, холдинга или группы компаний. В 1993г. "Гидромаш" совместно с немецкой фирмой МББ (Мессершмитт-Бельков-Блом) выиграл тендер Европейского космического агентства на разработку шасси для европейского многоразового космического корабля "Гермес", что позволило наладить и расширить связи с зарубежными партнерами.