Актуальность исследования обусловлена тем, что современный финансовый рынок нельзя представить без инновационных инструментов и технологий, которые позволяют эффективно использовать финансовые активы, увеличивать собственный капитал, укреплять финансовую устойчивость и ликвидность, а также регулировать финансовые риски.
Так сложилось, что российский финансовый рынок отстает от развитых стран по уровню и масштабам развития инновационных инструментов и технологий. Он базируется в основном на сложившихся традиционных финансовых отношениях, при которых используются такие традиционные инструменты как государственные заимствования в виде выпуска государственных ценных бумаг, денежно-кредитная политика в частности рефинансирование, традиционные банковские операции в форме кредитования и депозитного заимствования, ценные бумаги, например облигации и чековые книжки, страхование.
Эти традиционные финансовые отношения позволяют удерживать российскую экономику в едином, стабильном состоянии. Они составляют генетическую среду, обеспечивающую инновационность и инновативность финансовых отношений в отечественной экономической системе.
Как справедливо отмечает М.П. Посталюк «Инновация – это специфическая форма жизне– и мыследеятельности человека. В ней отражается прогрессивное новшество, нововведение, задействованное в динамической трансформации и диверсификации с традицией, которая составляет генетическую среду возникновения, функционирования и развития инновации.
В свою очередь, последняя обогащает традицию, превращая ее в фундаментальную инновацию. Следовательно, инновация это есть противоречие единства традиций и нововведения».
Объектом исследования является финансовый рынок Российской Федерации.
Предмет исследования – инновации финансового рынка РФ.
Целью работы является оценка влияния инноваций финансового рынка на его ценовую и операционную эффективность на примере финансового рынка РФ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты влияния инноваций финансового рынка на его ценовую и операционную эффективность;
- оценить влияние биржевых инноваций на ценовую и операционную эффективность российского финансового рынка;
- предложить пути повышения эффективности финансового рынка.
Глава 1. Теоретические аспекты влияния инноваций финансового рынка на его ценовую и операционную эффективность
1.1 Понятие ценовой эффективности финансового рынка
Эффективность рынка (Market Efficiency) - это соотношение цены активов и информации, которая является отражением всех имеющихся данных по активам, охватывает их доходность и отражает ожидаемый риск, анализируемый и самостоятельно оцениваемый конкурирующими инвесторами [26].
Концепция эффективности финансового рынка - одна из центральных идей функционирования финансового рынка. Финансовый рынок обладает ценовой эффективностью, если в любой момент времени цены полностью отражают всю доступную информацию, относящуюся к оценке активов, и немедленно реагируют на новую информацию. Так как новая информация не может быть предсказана заранее, следовательно, будущие цены также не могут быть предсказаны. Если рынок является эффективным, то прошлая информация по активу и динамика цен актива не играют никакой роли для определения будущего развития ценовой динамики.
Эффективный рынок — это рынок, где цены на бумаги всегда и полностью отражают всю доступную информацию, определяющую их стоимость. На эффективном рынке инвестиционные стратегии, преследующие цель «обыграть» обобщенный индекс фондового рынка, не смогут постоянно получать высокие доходы с учетом поправки на риск и операционные издержки.
На тему ценовой эффективности фондового рынка проводились многочисленные исследования. Однако мы не собираемся в данной главе давать всесторонний обзор этих исследований и можем лишь обобщить основные результаты и их применение для инвестиционных стратегий.
Цена актива устанавливается в результате действий инвесторов, которые покупают или продают его в зависимости от имеющихся у них информации. Всю информацию можно разделить на три группы, а именно: прошлую, текущую и внутреннюю.
Прошлая информация — это информация, которая говорит о прошлом состоянии рынка. Прежде всего к ней относятся данные о динамике и объемах торговли финансовым активом. Она является общедоступной и уже известной.
Текущая информация — это информация, которая становится общедоступной в настоящий момент времени. Она представлена в текущей прессе, выступлениях государственных служащих, отчетах компаний, аналитических прогнозах и т. п. Ее также называют публичной.
Внутренняя информация — это информация, которая известна узкому кругу лиц в силу служебного положения или иных обстоятельств. В российском законе «О рынке ценных бумаг» такая информация получила название служебной.
Прошлая и публичная информация доступна всем инвесторам. Внутренней информацией обладают только отдельные лица. С ее помощью вкладчик может получить сверхприбыль. Поэтому в западных странах законы запрещают использовать ее на финансовом рынке и устанавливают контроль за действиями лиц, которые могут 302 обладать такой информацией.
Рынок считается эффективным в отношении какой-либо информации, если она сразу находит отражение в курсовой стоимости финансовых активов. Выделяют три формы информационной эффективности рынка: слабую, среднюю и сильную. При слабой форме эффективности в курсовой стоимости активов учитывается вся прошлая, при средней форме — прошлая и текущая, при сильной форме — прошлая, текущая и внутренняя информация.
Гипотеза эффективности рынка предполагает, что цена финансового инструмента полностью отражает всю информацию, касающуюся данного актива. Поэтому невозможно на систематической основе получать сверхприбыль от операций с ним. Она возможна только в силу случайных обстоятельств, но в длительной перспективе случайные выигрыши и проигрыши инвестора по данному активу уравновешивают друг друга.
Гипотеза свободного блуждания говорит о том, что цена финансового актива испытывает случайные колебания, и невозможно определить его цену в будущий момент времени на основе его предыдущей цены. Однако финансовый актив имеет положительную ожидаемую доходность. Поэтому общее направление движения его цены должно испытывать повышающийся тренд.
Операционная эффективность рынка говорит о том, насколько быстро исполняются приказы инвестора о совершении сделки с финансовым активом.
Если рынок не является эффективным, то можно получать сверх- прибыль, используя механические стратегии [19, c. 6].
Итак, эффективность рынка - это соотношение цены активов и информации, которая является отражением всех имеющихся данных по активам, охватывает их доходность и отражает ожидаемый риск, анализируемый и самостоятельно оцениваемый конкурирующими инвесторами. Операционная эффективность рынка говорит о том, насколько быстро исполняются приказы инвестора о совершении сделки с финансовым активом.
1.2 Формы ценовой эффективности и их анализ
Одним из факторов, обуславливающих развитие российского бизнеса, выступает приток сбережений населения на отечественный фондовый рынок, что, несомненно, требует повышения его ценовой эффективности [6, с. 345–450].
В 2013 году стал нобелевским лауреатом создатель теории эффективного рынка Юджин Фама из Чикагского университета. По его мнению, предыдущие цены активов не помогают предсказать на коротких отрезках времени будущие движения цен, а вся новая информация быстро учитывается рынком в цене активов.
Предпосылкой к появлению концепции ценовой эффективности фондового рынка, которая в дальнейшем оказала огромное влияние на развитие современной теории финансовой экономики, привело осознание причин «хаотического блуждания» курсов акций [7, с. 654–732]. Важнейшие предпосылки эффективности связаны, во-первых, с быстрым распространением информации среди участников фондового рынка и ее всеобщей доступностью, и, во-вторых, с жесткой конкуренцией инвесторов, находящихся в практически равных условиях [7, с. 745].
В современном виде гипотеза ценовой эффективности была формализована в 1970 году Ю. Фамой. Ю. Фама выделил три формы эффективности рынка:
1) слабая ценовая эффективность;
2) умеренная (полусильная) ценовая эффективность;
3) сильная ценовая эффективность.
Данные формы ценовой эффективности различаются между собой объемом и составом информации, которая предположительно будет отражаться в рыночных курсах акций.
В своих работах Ю. Фама рассматривал возможность тестирования указанных выше форм ценовой эффективности. Согласно Ю. Фаме [2, с. 390–410] эмпирическая проверка слабой формы эффективности может быть проверена с помощью тестов «предсказуемости доходности» (test for return predictability).
В своей статье [2, с. 394–403] для тестирования умеренной формы ценовой эффективности Ю. Фама предлагал использовать «изучение событий» (event studies), а для сильной — «тесты частной информации» (tests for private information).
Гипотеза ценовой эффективности фондового рынка подвергалась многочисленным экспериментальным исследованиям [16, с. 26–33]; [19, с. 6–13]; [1, с. 1430–1440]. В настоящее время эмпирические тесты слабой формы эффективности проводятся по следующим основным направлениям: статистические методы проверки, включающие в себя исследование корреляции между изменениями цен во времени; методы непараметрической статистики, направленные на изучение случайного характера рядов изменения цен; исследование эффективности стратегий технического анализа [16, с. 26–35]; [19, с. 5–16]; [1, с. 1430–1442].
Проверка умеренной формы ценовой эффективности подразумевает проведение анализа доходности от инвестиций в акции компаний после публикации ими финансовой отчетности; исследование финансового рынка на наличие «календарных эффектов»; анализ движения цены акций при изменении различных как макро- и микроэкономических факторов; оценку успешности различных индикаторов, позволяющих прогнозировать как доходность рынка, так и доходность отдельных финансовых активов [16, с. 26–35]; [19, с. 5–16]; [1, с. 1430–1442].
Эмпирические тесты сильной формы ценовой эффективности подразумевают анализ действий инсайдеров. Именно на анализе действий инсайдеров и основаны некоторые инвестиционные стратегии [20, с. 224–225]; [21, c. 274–278]; [22, c. 217–224] которые демонстрируют достаточно высокую эффективность. Это ставит под сомнение существование сильной формы ценовой эффективности рынка.
Результаты исследований, проводимых на различных финансовых рынках, на наличие трех форм ценовой эффективности [16, с. 26–33]; [19, с. 6–13]; [1, с. 1430–1440] показывают, что на макроскопических промежутках времени слабая форма существует.
Анализ умеренной формы эффективности показал, что на рынке существуют факторы, которые придают движению цен не статистические, а динамические черты, которые иногда называют «нишами неэффективности» рынка. К таким факторам относятся использование инвесторами инсайдерской информации; наличие «календарных эффектов» на рынке; «особые» условия на рынке.
Исследованию подобных ниш неэффективности традиционно уделялось большое внимание в фундаментальном анализе [10, c. 657–765]. Например, хорошо известно, что рыночные тренды часто затягиваются, приводя к «перегреву» рынка в результате «бычьей» тенденции, либо к его «переохлаждению» в результате «медвежьей» (Б. Грэм в качестве индикатора «температуры» рынка рассматривал коэффициент «цена-прибыль» () для обыкновенных акций [10, 335–456]). Причиной тому, по всей вероятности, следует считать излишне «эмоциональное» восприятие инвесторами биржевого тренда.
Еще одним важным подтверждением наличия регулярных (динамических) закономерностей в движении цен фондовых активов являются статистические данные, свидетельствующие о том, что приобретение акций при первичных размещениях (IPO) в первый день торговли приносит инвесторам сверхприбыль, которая обуславливается систематической недооценкой акций при IPO [1, c. 1435]. Ярким примером этого может служить 73 %-ный взлет цен акций компании Twitter при IPO на Нью-Йоркской фондовой бирже в первый день размещения 7 ноября 2013 года [24]. Исследователи фондового рынка [16, с. 26–35]; [19, с. 5–16]; [1, с. 1430–1442] отмечают, что подобная «аномальная» доходность от первичных размещений распределяется между индивидуальными и институциональными инвесторами неравномерно: последним, как правило, удается лучше воспользоваться данной «нишей неэффективности». В литературе отмечается также следующая аналогичная закономерность [9, c. 234]: если большее число акций при IPO размещается между институциональными инвесторами, то эффект «первого дня» выражен сильнее.