Введение
1. Пруденциальное регулирование и надзор за деятельностью банков: правовые основы
1.1 Институционный механизм банковского регулирования и надзора в российском законодательстве
1.2 Понятие и методы пруденциального регулирования и надзора
2. Перспективы развития банковского регулирования России
2.1 Совершенствование системы государственного регулирования банковской деятельности в РФ
2.2 Направления совершенствования банковского регулирования и надзора в РФ
Заключение.
Список использованной литературы
С 1 июня 2017 г. вступил в силу Федеральный закон от 01.05.2017 № 92-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Согласно этому закону банки на территории РФ получили право иметь два вида лицензий (универсальную и базовую) в зависимости от величины собственных средств. Банки, имеющие собственные средства от 300 млн до 1 млрд руб., могут оставаться банками с базовой лицензией либо преобразоваться в небанковскую кредитную организацию. У подобных банков есть также возможность отказаться от лицензии на выполнение банковских операций и функционировать как микрофинансовые организации. Банки с капиталом в 1 млрд руб. и больше продолжат выполнять банковские операции в статусе «универсальный банк». Процедуры по изменению статуса кредитной организации должны быть завершены к 1 января 2019 г. Соответствующие изменения статуса кредитной организации будут внесены в устав. В новой лицензии будут отражены банковские операции согласно полученному статусу. Следует отметить, что принятые изменения федеральных законов о банковской деятельности являются весьма значимыми с точки зрения их влияния на состав и структуру российской банковской системы, качество и доступность банковских услуг для населения и предприятий. Так, на момент принятия Федерального закона от 01.05.2017 № 92-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» лишь 282 банка (54,8% всех банков) имели собственные средства в сумме, превышающей 1 млрд руб. Оставшаяся почти половина всех банков будет выстраивать свой бизнес с учетом новых требований.
Профессиональное банковское сообществ.о неоднозначн.о оценивае.т новые подходы «пропорционального» регулировани.я банковско.й системы. В связ.и с эти.м рассмотрение приняты.х изменени.й в банковско.м регулировани.и и оценк.а и.х соответстви.я заявленны.м целя.м являютс.я актуальными.
Цел.и развити.я финансовог.о в то.м числе .и банковског.о рынк.а определены в документе, принято.м Совето.м директоров Банк.а России, «Основные направлени.я развити.я финансовог.о рынк.а Российско.й Федераци.и н.а период 2016— 2018 годов». Основно.й целью определен.о «содействие экономическому росту» з.а сче.т обеспечени.я экономик.и ресурсами». Цел.и намечен.о достичь с помощью комплекс.а мероприяти.й п.о совершенствованию регулировани.я финансовог.о рынка, к которы.м отнесен.о пропорциональное регулирование .и оптимизаци.я регуляторно.й нагрузк.и н.а участников финансовог.о рынка, повышение доступност.и финансовы.х услуг дл.я населения, малог.о и среднег.о предпринимательства.
Актуальность работы определяетс.я тем, чт.о в условия.х нестабильног.о развити.я и финансовог.о кризис.а экономик.и и банковског.о сектор.а в 2017 году важн.о улучшить правовое регулирование деятельност.и кредитны.х организаци.й в целя.х повышени.я ег.о стабильност.и и дальнейшег.о развития. Банковска.я систем.а – эт.о неотъемлемы.й элемен.т финансово.й и экономическо.й системы как нашего, так .и любог.о государства. И, несомненно, важн.о правовое регулирование ее деятельности.
1. Пруденциальное регулирование и надзор за деятельностью банков: правовые основы
1.1 Институционный механизм банковского регулирования и надзора в российском законодательстве
Законодательств.о Росси.и в настоящее врем.я закрепляе.т двухуровневую банковскую систему, в которо.й первы.й уровень представлен Центральны.м банко.м РФ, принадлежащи.м государству, .а второ.й уровень состои.т из многочисленны.х негосударственны.х (чаще всег.о коммерческих) банков, находящихс.я в частной, корпоративно.й и муниципально.й собственности. Двухуровнева.я банковска.я систем.а отражае.т сложившуюс.я практику распределени.я функци.й и объем.а полномочи.й между ее различным.и уровнями. Несмотр.я н.а законодательное закрепление з.а Центральны.м банко.м прав.а проведени.я все.х видов банковски.х операций, ег.о главно.й функцие.й выступае.т надзор з.а негосударственным.и банкам.и и поддержание стабильност.и и надежност.и банковско.й системы в целом. В т.о же врем.я максимальны.й объе.м проводимы.х в стране банковски.х операци.й концентрируетс.я в коммерчески.х и ины.х негосударственны.х банках, работающи.х непосредственн.о н.а рынке финансовы.х услуг. Формальны.м признако.м наличи.я двухуровнево.й банковско.й системы являютс.я дв.а самостоятельны.х нормативны.х акта, отдельн.о регулирующи.х правовое положение Центральног.о банк.а и коммерчески.х банков. Таким.и нормативным.и актам.и в Росси.и выступают:
- Федеральны.й закон «О Центрально.м банке РФ (Банке России)» о.т 10 июл.я 2002 г. в редакци.и о.т 26 апрел.я 2007 г.[1];
- Федеральны.й закон «О банка.х и банковско.й деятельности» о.т 03 феврал.я 1996 г. в редакци.и о.т 02 ноябр.я 2007 г.[2];
В российско.м праве получил закрепление принцип осуществлени.я Центральны.м банко.м РФ функци.и пруденциальног.о регулировани.я и надзор.а з.а деятельностью коммерчески.х и ины.х негосударственны.х банков. Пр.и это.м целью таког.о регулировани.я и надзор.а выступае.т поддержание стабильног.о функционировани.я банковско.й системы в целом. Так, в ст. 3 ФЗ «О Центрально.м банке РФ» указано, чт.о основно.й целью деятельност.и Банк.а Росси.и являетс.я развитие .и укрепление банковско.й системы РФ. Данны.й закон содержи.т отдельную главу, подробн.о раскрывающую средств.а и пут.и реализаци.и цел.и поддержани.я стабильност.и и надежност.и банковско.й системы. Глав.а X «Банковское регулирование .и банковски.й надзор» определяет, чт.о Банк Росси.и являетс.я органо.м банковског.о регулировани.я и надзор.а з.а деятельностью кредитны.х организаций. С это.й целью в структуру Банк.а Росси.и входи.т особы.й орган – Комите.т банковског.о надзора, действующи.й н.а постоянно.й основе .и объединяющи.й подразделени.я Банк.а России, которые обеспечиваю.т выполнение последни.м надзорны.х функци.й и входя.т в так называемы.й надзорны.й блок. Структур.а Комитет.а банковског.о надзор.а и Положение .о не.м утверждаютс.я Совето.м директоров Банк.а Росси.и (ст. 56)[3].
Согласн.о Положению Комите.т банковског.о надзор.а (далее – Комитет) являетс.я действующи.м н.а постоянно.й основе органом, через которы.й Банк Росси.и осуществляе.т регулирующие .и надзорные функции, установленные российски.м законодательством. Комитето.м руководи.т председатель Комитета, назначаемы.й Председателе.м Банк.а Росси.и из числ.а членов Совет.а директоров Банк.а России. Председатель Банк.а Росси.и п.о представлению председател.я Комитет.а назначае.т заместителе.й председател.я Комитета, в то.м числе из числ.а руководителе.й структурны.х подразделени.й Банк.а России, входящи.х в состав Комитета. Основно.й формо.й работы Комитет.а являютс.я заседания, в которы.х принимаю.т участие с право.м голос.а Председатель Комитета, ег.о заместител.и и руководител.и структурны.х подразделени.й Банк.а России, обеспечивающи.х выполнение надзорны.х функций. Члены Комитета, кроме председател.я Комитет.а и ег.о заместителя, которы.й замещае.т председател.я Комитет.а в.о врем.я ег.о отсутстви.я и проводи.т заседание Комитета, могу.т поручить принять участие в заседани.и Комитет.а с право.м голос.а своему представителю. Поручение оформляетс.я в письменно.й форме (п. 1-4).
К компетенци.и Комитет.а относятс.я вопросы, связанные с осуществлением:
- регулирующи.х и надзорны.х функци.й Банк.а России, в то.м числе совершенствование.м методологи.и банковског.о надзор.а и регулировани.я деятельност.и кредитны.х организаций;
- отдельны.х функци.й Банк.а Росси.и в област.и валютног.о регулировани.я и валютног.о контроля;
- ины.х функций, возложенны.х н.а Комите.т законодательством.
Комите.т п.о вопросам, отнесенны.м к ег.о компетенции:
1) проводи.т обсуждения, в то.м числе п.о поручению Совет.а директоров Банк.а России, Председател.я Банк.а России, п.о предложению структурны.х подразделени.й Банк.а России, входящи.х в состав Комитета, ины.х структурны.х подразделени.й Банк.а Росси.и и ег.о территориальны.х учреждений;
2) подготавливае.т п.о поручению Председател.я Банк.а Росси.и необходимую информацию Национальному банковскому совету Банк.а Росси.и п.о вопросам, входящи.м в ег.о компетенцию;
3) готови.т предложени.я Совету директоров Банк.а Росси.и и Председателю Банк.а России;
4) принимае.т решени.я п.о вопросам:
- государственно.й регистраци.и кредитны.х организаци.й пр.и и.х создании;
- выдач.и генеральны.х лицензи.й н.а осуществление банковски.х операций, лицензи.й н.а привлечение в.о вклады денежны.х средств физически.х лиц банкам, ранее не имевши.м таког.о права;
- вынесени.я заключени.я о соответстви.и банков требования.м к участию в системе страховани.я вкладов;
- формировани.я собственны.х средств (капитала) кредитны.х организаци.й с использование.м инвесторам.и ненадлежащи.х активов;
- назначени.я временно.й администраци.и п.о управлению кредитно.й организацией;
- аннулировани.я и отзыв.а у кредитны.х организаци.й лицензи.й н.а осуществление банковски.х операций, .а также государственно.й регистраци.и кредитны.х организаци.й в связ.и с и.х ликвидацией;
- выдач.и кредитны.м организация.м разрешени.й н.а создание н.а территори.и иностранног.о государств.а дочерни.х организаций;
- применени.я мер воздействи.я к кредитны.м организациям;
5) рассматривае.т проекты нормативны.х актов Банк.а России, введение которы.х може.т повлиять н.а достижение целе.й банковског.о регулировани.я и банковског.о надзора, установленны.х законодательство.м России, ил.и н.а выполнение Банко.м Росси.и функци.й орган.а банковског.о регулировани.я и банковског.о надзора;
6) заслушивае.т пр.и необходимост.и н.а заседания.х Комитет.а руководителе.й (представителей) территориальны.х учреждени.й Банк.а России;
7) координируе.т пр.и необходимост.и деятельность структурны.х подразделени.й Банк.а Росси.и п.о вопросам, отнесенны.м к компетенци.и Комитета;
8) осуществляе.т анализ деятельност.и кредитны.х организаци.й (банковски.х групп) в целя.х выявлени.я ситуаций, угрожающи.х законны.м интереса.м и.х вкладчиков .и кредиторов, стабильност.и банковско.й системы РФ;
1. Конституци.я Российско.й Федераци.и (принят.а всенародны.м голосование.м 12.12.1993) // Собрание законодательств.а РФ, 04.08.2014, N 31, ст. 4398.
2. Федеральны.й закон о.т 02.12.1990 № 395-1 (ред. о.т 26.07.2017) «О банка.х и банковско.й деятельности» // Российска.я газета, № 27, 10.02.1996.
3. Вотинцев.а Л.И., Кривошапов.а С.В. Проблемы .и стратегические решени.я в системе национальног.о банковског.о надзора: монография. - Владивосток, 2015.
4. Вотинцев.а Л.И., Кривошапов.а С.В. Совершенствование надзор.а з.а банковски.м сектором: региональные особенност.и // Азиатско-тихоокеански.й регион: Экономика, политика, право. 2012. № 1 (25). С. 55-61.
5. Довби.й И.П., Довби.й Н.С., Соколов В.В. Особенност.и правовог.о регулировани.я банковског.о сектор.а экономик.и Российско.й Федераци.и // Научно-аналитически.й экономически.й журнал. 2017. - № 6 (17). - С. 4.
6. Кривошапов.а С.В. Некоторые аспекты методологи.и переход.а к содержательному (риск-ориентированному) надзору // Территори.я новы.х возможностей. Вестник Владивостокског.о государственног.о университет.а экономик.и и сервиса. 2009. № 2. С. 22.
7. Кундакчян Р.М., Астафьев.а Л.К., Астафьев.а К.Р. Роль банковског.о сектор.а в повышени.и эффективност.и внешнеэкономическо.й деятельност.и регион.а (н.а примере Республик.и Татарстан) // Вестник СамГУ . 2015. №5 (127) С.112-116.
8. Курилов.а Анастаси.я Александровна, Городничев.а Мари.я Алексеевн.а Банковски.й менеджмент, ег.о понятие .и элементы // Вестник НГИЭИ . 2015. №5 (48) С.78-83.
9. Лысенк.о М.В., Лысенк.о Ю.В., Таипов.а Э.Х. Оценк.а деятельност.и банковског.о сектор.а экономик.и в современны.х условия.х // Современные проблемы наук.и и образовани.я . 2015. №1-1 С.632.
10. Музылев.а И.В., Щукин.а Т.В., Горев.а А.А. Особенност.и российско.й системы финансово-правовог.о регулировани.я банковског.о сектор.а экономик.и // Инновационна.я экономик.а и право. 2017. - № 2 (7). - С. 56-59.
11. Набиев С.А. Обща.я характеристик.а банковско.й деятельност.и в системе административног.о управлени.я // Актуальные вопросы современно.й наук.и . 2015. №43 С.171-180.
12. Набиев С.А. Обща.я характеристик.а банковско.й деятельност.и в системе административног.о управлени.я // Актуальные вопросы современно.й наук.и . 2015. №41 С.140-149.
13. Набиев С.А. Экономические интересы .и механиз.м административноправовог.о регулировани.я банковско.й деятельност.и // Современные тенденци.и в экономике .и управлении: новы.й взгляд . 2015. №35 С.175-179.
14. Павлов.а Е.А., Сизов.а Т.М. Совершенствование методов управлени.я операционным.и рискам.и // Современные проблемы наук.и и образовани.я . 2015. №1-1 С.628.
15. Парамонов Д.Р. Тенева.я банковска.я деятельность как объек.т международног.о финансовог.о регулировани.я // Экономик.а и управление: анализ тенденци.й и перспектив развити.я . 2015. №20 С.28-32.
16. Поздышев В. А. Результаты оценк.и банковског.о регулировани.я в Росси.и н.а соответствие базельски.м стандартам: итог.и RCAP // Деньг.и и кредит. 2016. - № 11. - С. 3–7.
17. Шагунов.а М.А., Кривошапов.а С.В. Роль внутрибанковског.о контрол.я в деятельност.и коммерческог.о банк.а // Современные проблемы наук.и и образования. 2015. № 1-2. С. 7.