Введение
Глава 1. Методические основы аудита расчетов с подрядчиками
1.1 Цели и задачи аудита расчетов с подрядчиками
1.2 Нормативные акты, регулирующие объекты аудита расчетов с подрядчиками
1.3 Информация аудируемого лица
1.4 Оценка существенности искажения информации
1.5 Изучение и оценка системы внутреннего контроля аудируемого лица
1.6 Оценка аудиторского риска и определение объема выборки
1.7 Разработка плана и программы аудита
1.8 Организация выполнения аудиторских процедур
Глава 2. Расчеты с подрядчиками в ООО «Старт-строй»
2.1 Характеристика предприятия
2.2 Анализ финансового состояния предприятия
2.3 Учет расчетов с подрядчиками
Глава 3. Аудиторская проверка расчетов с подрядчиками
3.1 Расчет уровня существенности
3.2 Тестирование системы внутреннего контроля
3.3 Расчет аудиторского риска
3.4 План и программа аудита
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Аудиторский контроль представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм), осуществляющих независимые вневедомственные проверки бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований экономических субъектов, а также оказывающих другие аудиторские услуги. Она осуществляется наряду с финансовым контролем за деятельностью экономических субъектов, производимых специально уполномоченными на то государственными органами.
Рациональная организация контроля за состоянием расчетов с подрядчиками способствует укреплению договорной и расчетной дисциплины, выполнению обязательств по поставкам продукции в заданном ассортименте и качестве, повышению ответственности за соблюдение платежной дисциплины, сокращению дебиторской и кредиторской задолженности, ускорению оборачиваемости оборотных средств и, следовательно, улучшению финансового состояния предприятия.
Объект работы – ООО «Старт-строй». Предмет работы – расчеты с подрядчиками. Цель курсовой работы – проведение аудита расчетов с подрядчиками в ООО «Старт-строй». Задачи курсовой работы:
- Раскрыть методологию аудита расчетов с подрядчиками;
- Охарактеризовать финансовое состояние ООО «Старт-строй»;
- Составить программу аудита расчетов с подрядчиками ООО «Старт-строй»;
- Представить аудиторское заключение по результатам аудита.
Работа включает введение, основную часть и заключение. Основная часть содержит три главы. Теоретической базой работы являются учебники по аудиту. Информационная база работы – материалы ООО «Старт-строй». Нормативная база работы – законодательные акты Российской Федерации.
Глава 1. Методические основы аудита расчетов с подрядчиками
1.1 Цели и задачи аудита расчетов с подрядчиками
В условиях рыночных отношении информация о финансовом состоянии и результатах деятельности экономических субъектов является предметом внимания различных пользователей. Администрации важно оперативно контролировать ход хозяйственных процессов, эффективно управлять имуществом, предупреждать негативные тенденции. Для этого менеджеры получают сведения из оперативной внутренней отчетности. Акционеры, кредиторы, потенциальные инвесторы используют для принятия управленческих решений данные бухгалтерской отчетности. Чтобы убедиться, что она составлена в соответствии с требованиями действующего законодательства и объективно отражает состояние и результаты финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта, необходимо привлекать специалистов, обладающих соответствующей квалификацией. Исторически сложилось, что такой квалификацией обладают аудиторы.
Основная цель проверки – установить правильность ведения расчетов с поставщиками и подрядчиками за полученные товарно-материальные ценности, принятые выполненные работы и оказанные услуги. В соответствии с основной целью аудитору необходимо проверить наличие договоров на поставку продукции и правильность их оформления. При наличии дебиторской задолженности необходимо установить дату её возникновения и причину образования. Особое внимание должно быть обращено на задолженность с истекшим сроком исковой давности. Следует выяснить причины её возникновения, а также уточнить, были ли приняты меры к взысканию задолженности.
В ходе аудита расчетов с поставщиками и подрядчиками должны быть решены следующие задачи:
- проверка правильности оформления первичных документов по прибытию товарно-материальных ценностей и получению услуг с целью подтверждения обоснованности возникновения кредиторской задолженности;
- подтверждение своевременности погашения и правильности отражения бухгалтерского учета кредиторской задолженности;
- проверка правильности оформления первичных документов по поставке и оказанию услуг с целью подтверждения обоснованности возникновения дебиторской задолженности;
- подтверждение своевременности погашения и правильности отражения на счетах бухгалтерского учета дебиторской задолженности.
1.2 Нормативные акты, регулирующие объекты аудита расчетов с подрядчиками
Основным нормативным документом, который регулирует взаимоотношения фирмы с поставщиками и подрядчиками, является Гражданский Кодекс Российской Федерации. В частности, в плане юридического оформления отношений с поставщиками и подрядчиками наибольший интерес представляют следующие главы [1]:
Глава 9 "Сделка"
Глава 11 "Исчисления сроков"
Глава 12 "Исковая давность"
Глава 14 "Приобретение права собственности"
Глава 15 "Прекращение права собственности"
Глава 21 "Понятие и стороны обязательства"
Глава 22 "Исполнение обязательств"
Глава 25 "Ответственность за нарушение обязательств"
Глава 27 "Понятие и условия договора"
Глава 28 "Заключение договора"
Глава 29 "Изменение и расторжение договора"
Глава 30 "Купля-продажа"
Глава 31 "Мена"
Глава 37 "Подряд"
Глава 38 "Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ"
Глава 39 "Возмездное оказание услуг"
Глава 40 "Перевозка"
Как видно, немалая часть ГК РФ посвящена регулированию отношений с поставщиками и подрядчиками. Это и неудивительно - спектр таких отношений весьма широк, а сами эти отношения очень важны в жизни организации.
Для регулирования расчетов с поставщиками и подрядчиками используются также положения по ведению бухгалтерского учета.
ПБУ 10/99 «Расходы организации» к расходам по обычным видам деятельности относит расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Также документ регулирует порядок учета кредиторской задолженности. Величина оплаты и (или) кредиторской задолженности определяется исходя из цены и условий, установленных договором между организацией и поставщиком (подрядчиком) или иным контрагентом. Если цена не предусмотрена в договоре и не может быть установлена исходя из условий договора, то для определения величины оплаты или кредиторской задолженности принимается цена, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет расходы в отношении аналогичных материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг либо предоставления во временное пользование (временное владение и пользование) аналогичных активов [6, c. 3].
При оплате приобретаемых материально-производственных запасов и иных ценностей, работ, услуг на условиях коммерческого кредита, предоставляемого в виде отсрочки и рассрочки платежа, расходы принимаются к бухгалтерскому учету в полной сумме кредиторской задолженности. Величина оплаты и (или) кредиторской задолженности определяется с учетом всех предоставленных организации согласно договору скидок (накидок).
ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов» также касается учета расчетов с поставщиками в части формирования первоначальной стоимости приобретаемых товаров и услуг: «К фактическим затратам на приобретение материально-производственных запасов относятся: суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу)…» [5, c. 3].
План счетов бухгалтерского учета определяет для учета расчетов с поставщиками и подрядчиками счет 60. В Плане счетов приводится корреспонденция счетов бухгалтерского учета со счетом 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», а также рекомендации по применению счета.
Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств входят в число документов, регулирующих учет расчетов с поставщиками и подрядчиками, так как «под финансовыми обязательствами - кредиторская задолженность, кредиты банков, займы и резервы» [7, c. 5], а задолженность перед поставщиками является кредиторской задолженность. Проверке должен быть подвергнут счет "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" по товарам, оплаченным, но находящимся в пути, и расчетам с поставщиками по неотфактурованным поставкам. Он проверяется по документам в согласовании с корреспондирующими счетами. Инвентаризационная комиссия путем документальной проверки должна также установить правильность и обоснованность сумм дебиторской, кредиторской и депонентской задолженности, включая суммы дебиторской и кредиторской задолженности, по которым истекли сроки исковой давности.
К нормативной базе по аудиту расчетов с поставщиками и подрядчиками относится и Налоговый Кодекс Российской Федерации, а именно глава 21, в которой регламентирован порядок расчетов по налогу на добавленную стоимость: «вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг) в отношении: товаров (работ, услуг) и имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения; товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи. Налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную территорию, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов» [3, c. 146].
1.3 Информация аудируемого лица
Источниками информации для проверки операций, отражающих расчеты с подрядчика, является ряд документов, с помощью которых формируется порядок ведения бухгалтерского учета на предприятии, оформляются расчеты с подрядчиками, подводятся итоги деятельности компании, учитываются отдельные операции с поставщиками и подрядчиками. Аудитор использует положение об учетной политике предприятия, финансовую отчетность предприятия, выписки с расчетных счетов в банках с приложенными первичными документами, кассовые документы о поступлении выручки, учетные регистры (журналы-ордера, ведомости, машинограммы) по счетам 60, 76, 10, 41, 50, 51, 90 и др., Главную книгу и др.
Расчеты с поставщиками и подрядчиками оформляются с помощью следующих документов [11, c. 132]:
- Договора и дополнительные соглашения к ним;
- Счета;
- Накладные (форма ТОРГ-12);
- Акты приема-передачи товаров, работ, услуг;
- Счета-фактуры;
- Акты инвентаризации расчетов с поставщиками и подрядчиками.
Прежде чем в организацию поступят какие-либо товары, прежде чем ей будут оказаны услуги, с поставщиком или подрядчиком должен быть заключен договор. Только после того, как договор будет заключен - начинаются действия по поставке продукции, начинаются работы и так далее. Договор - не единственная форма юридического обоснования отношений с поставщиками и подрядчиками. Закон будет соблюден и в том случае, если, например, вы не заключали договора с организацией-поставщиком, на основании выставленного вам счета [15, c. 126].
Как правило, крупные, важные сделки оформляются с помощью договоров. Причем, обычно в организации есть юрист, который занимается составлением и проверкой этих договоров. Дело в том, что ошибка или неточность в договоре может очень дорого стоить и привести к весьма нежелательным последствиям. Обычно в договоре находят отражение вид обязательства, например - поставка товара, сроки исполнения договора, порядок приемки и оплаты, ответственность сторон. В соответствии со ст. 432 ГК РФ, договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной. Договор считается акцептованным, то есть принятым, если он подписан руководителями организаций или уполномоченными лицами, скреплен печатями сторон-участниц договора. Если требования, указанные в договоре, выполнены, а сам договор не подписан - считается, что договор акцептован.
Если условия договора изменились, к нему может быть заключен дополнительный договор. Обычно дополнительный договор ссылается на определенные пункты исходного договора, изменяя их значение.
Основания для бухгалтерских записей по тому или иному договору - это документы, подтверждающие его выполнение. Например, это могут быть акты приемки товаров или работ, накладные.
Товарная накладная — первичный бухгалтерский документ, применяемый для оформления перехода права собственности (путем продажи, отпуска) на товар или другие материальные ценности от продавца к покупателю [12, c. 78]. В накладной указывается наименование (вид) товара, его цена, количество и общая стоимость, а также сумма НДС. Кроме того, товарная накладная должна содержать реквизиты передающей и принимающей сторон, собственноручные подписи уполномоченных лиц, печать организации.
В момент приемки товара при возникновении претензий к поставщику должен быть составлен акт приемки продукции.